Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Возможен ли союз стран Центральной Азии?

10.05.2007 11:57 msk, Бахтияр Шахназаров (Стамбул)

Анализ

Не так давно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в очередной раз выступил с предложением о создании Союза центральноазиатских государств, заявив, что данный регион может полностью обеспечить себя продовольствием и энергетическими ресурсами за счет внутренних возможностей, а рынок будет изобильным. «Так что же нам еще нужно?» - задал вопрос Н.Назарбаев в интервью одной из казахстанских телестудий.

Стоит отметить, что Н.Назарбаев – не первый из лидеров государств, кто высказался за необходимость создания союза тюркоязычных стран. Еще в тридцатые годы прошлого столетия основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк говорил, что в Средней Азии проживают родственные туркам народы, настанет день, когда они станут независимыми, и Турция должна быть к этому готовой.

Турция в числе первых в мире признала независимость бывших советских республик, таких, как Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, открыв там свои посольские учреждения уже через несколько месяцев после обретения этими странами суверенитета. Во времена СССР всякие прямые отношения между Турцией, являющейся членом НАТО, и тюркоязычными республиками Советского Союза практически отсутствовали: советский режим очень боялся распространения идей пантюркизма, поэтому не допускал прямых связей.

После распада Советского Союза Турция сразу же принялась устанавливать взаимоотношения с новыми независимыми республиками. Самым перспективным путем для взаимного познания искусственно разделенных коммунистами народов был признан обмен студентами и школьниками: проживая и обучаясь вместе, молодые люди могли бы узнать больше друг о друге и быстро изучить турецкий язык.

Президент Турции, ныне покойный Тургут Озал, еще во время своего официального визита в тюркоязычные страны весной 1992 года подписал с ними соглашения о взаимном обмене студентами и учащимися. Согласно данному документу, Турция обязывалась каждый год принимать по две тысячи студентов из каждой республики, обеспечивать стипендиями и распределять их по высшим и средним учебным заведениям по всей стране. В свою очередь, турецкие студенты по государственной линии направлялись для обучения в вузы вышеупомянутых республик.

Уже в октябре 1992 года в Турцию на учебу прибыли тысячи студентов-бакалавров, магистрантов и докторантов. Правда, в первый учебный год им пришлось ходить на курсы турецкого языка, так как, несмотря на общие корни, их родные языки довольно сильно отличаются от современного турецкого. А в следующем году их распределили по университетам Турции.

Сделав очень важный, конкретный шаг в сторону сближения братских народов, в апреле 1993 года Тургут Озал совершает двенадцатидневный официальный визит в тюркоязычные страны Центральной Азии и Азербайджан. Итогом его турне стал подписанный всеми президентами этих государств протокол о создании содружества тюркоязычных стран.

Однако на следующий день после возвращения в Турцию, 17 апреля, президент Озал внезапно умирает, унося с собой, как выяснилось впоследствии, и идею создания содружества тюркоязычных стран. Тогда даже поползли слухи о том, что Т.Озал, якобы, он был отравлен теми, кто не хотел образования подобного содружества и сильно боялся появления на мировой сцене нового союза.

Спустя четырнадцать лет, 17 апреля сего года, по одному турецкому частному телеканалу было показано интервью супруги покойного Тургута Озала – Семры Озал, в котором она заявила о своей уверенности в том, что ее муж был отравлен. Госпожа Озал рассказала, что ее бывший здоровым муж внезапно упал, когда они шли по улице.

Жена покойного президента заявила, что накануне Тургута Озала буквально заставили выпить стакан лимонада, тогда как, согласно правилам, напиток сначала должен был быть продегустирован другим человеком. Госпожа Озал отметила, что существуют возможности отравления «с часовым механизмом», когда с точностью до минуты можно рассчитать время смерти отравленного человека.

Некоторые моменты, произошедшие после смерти президента Озала, также подтверждают версию его супруги об отравлении. Так, по ее словам, не было произведено вскрытие тела покойного, что является обязательным в таких ситуациях; пробирка с кровью президента, взятая для анализа, была сломана «по неосторожности», а снятый с покойного образец волос не подходил для анализа вообще.

После Озала идею содружества попытался было оживить президент Узбекистана Ислам Каримов, который даже опубликовал книгу под названием «Туркистан – наш общий дом». Однако времена были не подходящие, а переживаемые тогда экономические кризисы в странах региона не дали возможности серьезно заниматься данным вопросом. Кроме того, в усилении данного региона не были заинтересованы и некоторые внешние силы. А конкуренция отдельных президентов за лидерство в регионе не позволила проведению дальнейшего серьезного обсуждения идеи.

Между тем, большим шагом на пути сближения тюркских народов стало принятие парламентами Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана законов о переводе алфавита с кириллицы на латиницу. Нужно отметить, что в Азербайджане и Узбекистане новый алфавит, основанный на латинице, действовал еще с конца двадцатых годов прошлого столетия до 1940 года, а в Турции закон о переходе на новый алфавит был принят осенью 1928 года. Однако советские идеологи, боявшиеся распространения идей пантюркизма и сближения братских народов, проживающих в разных политических системах - социалистической и капиталистической, одним махом решили проблему, в 1940 году отменив латиницу.

Латинский алфавит уже несколько лет действует повсеместно в Азербайджане и Туркменистане. А в Узбекистане полный переход на латиницу успели отсрочить трижды, и, согласно последним изменениям в законодательстве, срок ее повсеместного введения отложен до 2010 года. (От редакции: Как становится ясно из опроса, проведенного ИА «Фергана.Ру» в Узбекистане, введение латиницы практически не способствует ментальному или хотя бы лингвистическому «сближению» с Турцией.)

В начале 1994 года отношения между Узбекистаном и Турцией сильно испортились из-за опального оппонента президента Каримова Мухаммада Салиха, который, покинув родину, поселился в Турции. На требование Узбекистана выдать лидера партии «Эрк» Турция ответила отказом.

В ответ узбекское правительство пересмотрело свои отношения с этой страной и осенью 1994 года более восьмидесяти процентам студентов, которые обучались в Турции, на основании некоего секретного указа было отказано в выезде туда для продолжения учебы после летних каникул. А в 2000 году Узбекистан и вовсе прекратил действие соглашения об обмене студентами двух стран.

В 1995 году всемирно известный киргизский писатель Чингиз Айтматов попытался реанимировать идею объединения центрально-азиатских стран. Он создал организацию «Туркистан – наш общий дом», в работе которой намеревались принять участие представители всех стран региона, кроме Туркменистана. К сожалению, организации не было суждено долго жить.

Президент Казахстана - реального лидера в экономике стран региона - Назарбаев понял, что в случае своего объединения пять центральноазиатских стран могут стать большой силой в мировой политике и экономике. Возглавляемое им государство остро нуждается в дополнительной рабочей силе, которой у соседей в избытке. И создание союза помогло бы десяткам тысяч трудовых мигрантов из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана улучшить свое рабское положение в Казахстане.

Примечательно, что когда несколько лет тому назад Нурсултан Назарбаев поднял вопрос о союзе центральноазиатских государств, президент Узбекистана Ислам Каримов, чуть ли не обвинив казахстанского лидера в хищении его идеи, заявил, что на эту тему он высказывался уже давно. Средства массовой информации Узбекистана, действующие строго по указке сверху, не уделяют никакого внимания предложению Н.Назарбаева. Активного обсуждения идеи не просматривается и в других странах: нейтральный Туркменистан времен покойного Сапармурата Ниязова вообще никак не отреагировал на предложение, а лидеры Кыргызстана и Таджикистана по этому поводу не высказывались.

Между тем, идею образования Союза независимых центрально-азиатских стран поддерживает абсолютное большинство населения региона. Это подтверждается и письмами, поступившими на сайт узбекской службы радио «Би-Би-Си», где открыт специальный форум по данной теме. Слушатели радио поддержали идею создания единого союза под названием «Туркистан».

Первый шаг в сторону объединения Центральной Азии уже сделан. Во время официального визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в соседний Кыргызстан в третьей декаде апреля 2007 года стороны подписали важные документы в этом направлении. Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев заявил, что Узбекистан и Таджикистан также проявляют большой интерес к возможному союзу между странами ЦА, но, например, у президента Ислама Каримова нет ясности в том, какими путями это произойдет.

Турция и Азербайджан пока не включены в предполагаемый союз. Однако если лидеры стран Центральной Азии договорятся между собой, то не исключено, что в будущем эти два государства тоже захотят присоединиться к уже оформившемуся союзу. Это вполне ожидаемо, если учесть, что большинство населения европейских стран выступает против вступления Турции в Европейский Союз, а некоторые государства, такие как Франция и Австрия, вообще не хотят видеть мусульманскую страну в составе ЕС. К примеру, новый президент Франции Николя Саркози во время предвыборной гонки так и заявил, что государство, большая часть которого находится в Малой Азии и граничит с Ираком, Ираном и Сирией, не может быть членом Европейского сообщества.

Между тем, объединенная Европа является отличным примером для подражания. Весь вопрос в том, когда же, поняв эту истину, лидеры независимых государств Центральной Азии начнут серьезно заниматься проблемой объединения. От этого зависит уровень благосостояния населения, упрочение братских взаимоотношений между народами, сохранение стабильности в регионе и его процветание вообще.