Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Россия: Два раза скинхедов не показывать

18.04.2009 21:37 msk, Фергана.Ру

Россия Общество
Россия: Два раза скинхедов не показывать

Показ фильма «Россия 88», запланированный на вечер 18 апреля в российском столичном кинотеатре «Ролан», был отменен по решению администрации кинотеатра.

Как заявил сам режиссер и продюсер картины Павел Бардин в интервью радио «Эхо Москвы», решение об отмене было принято руководством кинотеатра, а не дирекцией фестиваля Кинотеатр.Doc, в рамках которого должен был пройти просмотр.

Мы связались с Павлом Бардиным и договорились об интервью с ним, которое мы подготовим в самые ближайшие дни. А пока «Фергана.Ру» предлагает вниманию читателей статью Дарьи Борисовой, обозревателя российской газеты «Культура» и эксперта «Ферганы.Ру». Статья написана сразу после просмотра фильма «Россия 88» в «Ролане» 5 апреля 2009 года и вышла в свет 16 апреля.

Иди и смотри

Фильм Павла Бардина «Россия 88»: больше, чем кино, «Культура», 16.04.2009 г.

Показ буквально воткнули в программу «Весенней эйфории» Андрея Плахова, как только многострадальному фильму выдали-таки прокатное удостоверение. До этого «Россия 88» участвовала в Панораме Берлинского МКФ и имела там резонанс, потом была история на Международном фестивале дебютных фильмов «Дух огня» в Ханты-Мансийске: организаторы смотра подверглись определенному давлению со стороны администрации края (фильмом, по слухам, были недовольны «в верхах», и краевые власти, как говорят, всячески пытались избежать демонстрации неблагонадежной картины на своей территории), однако «Россия 88» получила там специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков – максимальное признание в сложившейся ситуации. А дальше – тишина; фильму не давали прокатного удостоверения, оставляя его, тем самым, маргинальной единицей, и это притом что слухи о нем давно будоражили общественность. И вот 5 апреля картину показали в кинотеатре «Ролан», впервые на законных основаниях.

Это тот случай, когда обсуждение художественных достоинств и недостатков фильма должно отойти и отходит на второй план. Акт гражданственного высказывания, разработка опасной темы, искусственно приглушаемой в нашем обществе – вот что прежде всего фильм Павла Бардина. И это если не подвиг, то уж точно поступок.

Цифра 88 в названии – зашифрованная фашистская аббревиатура «Heil Hitler»; название фильма – название группировки отечественных неонацистов, одной из многих. К бритоголовым крепышам прибился щуплый трусоватый паренек по кличке Абрам (его полное имя – Эдуард Маркович – дает повод для издевок по поводу национальности). Он фиксирует жизнь группировки на видеокамеру, собирается сложить из этого материала фильм, а попутно делает пропагандистские ролики для фашистских интернет-сайтов. Собственно, мы смотрим на происходящее через объектив его камеры. Только иногда он передает ее кому-то другому и сам появляется в кадре – съежившийся, с испуганными большими глазами, со стрижкой «под Гитлера».

Его кумир и главный герой фильма – молодой фашист Штык, активист местного движения (его играет Петр Федоров). Фигура Штыка страшна своей банальностью - таким, как он, может быть наш сосед по лестничной площадке. Парень из дешевой блочной многоэтажки на окраине Москвы, из простой семьи, где пашет одна мать, и ей особо не до воспитания детей. И нет факторов, восполняющих отсутствие культурного уровня в семье. Нет возможности и охоты серьезно учиться, нет ярко выраженных интересов, увлечений. Бесхозность, неприкаянность, бедность и озлобленность на жизнь в котором поколении…

Как на грех, рядом еще и Черкизовский рынок, где снуют, копошатся, торгуют и зарабатывают живые деньги «азиаты». Низменное, примитивное чувство – ненависть к иным, «понаехавшим» и занявшим «наш» город – заполняет внутреннюю пустоту в душах Штыка и ему подобных. По ходу фильма Абрам интервьюирует членов группировки: как ты стал фашистом? А ты? Штык признается: взрослея, начал понимать, что в этой жизни ему ничего особенно не светит, а тут еще всякие «черные» теснят, занимают пространство, диктуют свои цены. «Стало страшно» - тихо произносит этот накачанный здоровяк.

Идеология их группы строится на ненависти, а если копнуть глубже – на страхе быть вытесненными из этой жизни. «Ловцом душ» тут выступает взрослый дядька, в прошлом профессиональный военный, прошедший Чечню и потому глубоко зараженный агрессивной ксенофобией. Под видом спортивного тренера и воспитателя патриотизма он занимает большой подвал и на легальных основаниях ведет «работу с молодежью». Дело поставлено крепко: физподготовка (включая выезды загород, своего рода «сборы»), «политинформация», обмен книгами по истории и теории фашизма, российского нацизма.

Есть у них и «крыша» в лице местного милиционера (замечательная актерская работа Петра Баранчеева), который в финале цинично излагает свои позиции: рынки, автозаправки в районе под его контролем, и скинхедов он готов покрывать, если те будут бить кого надо и закрывать глаза на то, чего им не надо замечать. Прибрать к рукам грозную, но пока самодеятельную силу пытается и посланец какой-то партии (Андрей Мерзликин) – заигрывает, обещает обеспечить формой, пайками, транспортом.

Идеология неонацизма (который у нас почему-то иногда называется «национал-патриотизмом»), судя по многому, задевает заветные струны в душах высокопоставленных радетелей за судьбу России. Что уж говорить о простых гражданах! Штык, исполняя роль корреспондента вымышленного телеканала «88», на улицах столицы берет интервью у москвичей. Задает им один вопрос: «Вы поддерживаете лозунг «Россия – для русских»?» Люди отвечают утвердительно и с большой убежденностью обосновывают свою точку зрения. Заикнулась одна «больно умная», что, дескать, в России исконно жили вместе разные народы, так камера мгновенно выключилась – для фашистского фильма такого не надо.

Некоторые укоряют Бардина в том, что действие в фильме практически не движется, что большая часть картины – экспозиция, в которой нам показывают все грани существования и формы деятельности неонацистов. Это так, но ведь какая внутренняя, самоценная драматургия в этом наблюдении! Материал собран так тщательно и вдумчиво, воплощение столь реалистично, что рождается ощущение документального кино. Зло среди нас, завтра на твоих глазах бритые молодчики могут убить дворника-таджика во дворе или зеленщика-азербайджанца на рынке – и все это в рамках установки «Россия – для русских!» Автор намеренно долго водит нас за героями по их страшным маршрутам, предлагает подборку мнений наших земляков про то, почему надо изгнать всех инородцев (интервью эти – реальные, не постановочные), показывает эпизоды налаживания связей между группировками фашистов и властными структурами. Дело зашло слишком далеко – вот о чем говорит, нет - кричит - автор фильма.

А во второй половине картины, действительно, довольно быстро и несколько пунктирно развивается сюжет уже внутренней семейной драмы Штыка. Абрам послан на задание: зафиксировать своей камерой подробности расположения объектов на Черкизовском рынке (возникает особо зловещий мотив – уж не эти ли отморозки устроили памятный взрыв?). В объектив вдруг попадает младшая сестра Штыка – обаятельная, ясноглазая Юля. Но не одна, а с возлюбленным. А возлюбленный этот – о ужас! – кавказец.

Стремительно разворачивается преследование влюбленных, в финале оба гибнут (кавказского юношу застрелил Штык, а Юля сама себе пустила пулю в висок). Штык пережил уже предательство соратников (те списали на него гибель их старшего наставника в стычке с кавказским кланом), разуверился в независимости фашистского движения, довел сестру до самоубийства. Ничто не держит его больше в этом мире, и он, не сходя с места убийства, сам себя отправляет вслед за сестрой.

Есть некоторая напыщенность в таком финале: три трупа на фоне зловещего московского заката, за которыми так и мерещатся тени Ромео, Джульетты и Тибальда. Наверное, это было сделано для вящей проникновенности, саспенса. Кстати, эта драма может послужить манком для широкой аудитории – а это было бы здорово! Ведь главное, чтобы как можно больше людей увидело фильм Павла Бардина. Смотреть его непросто и физически, и психологически, но не смотреть его нельзя. «Россия 88» для нашего общества - как то зеркало, на которое нечего пенять, коли … сами знаете что.

Дарья Борисова, обозреватель газеты «Культура», эксперт ИА «Фергана.Ру»

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: Официальный сайт фильма«Россия 88», сайт фестиваля Кинотеатр.Doc, статья на сайте OpenSpace «Кино про скинов».