Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Худжандский взрыв. Герои известны, когда будут найдены виновные?

09.09.2010 14:44 msk, Тилав Расул-заде

Таджикистан Терроризм
Худжандский взрыв. Герои известны, когда будут найдены виновные?

Фото автора

Третьего сентября 2010 года в городе Худжанд Республики Таджикистан было совершено террористическое нападение на региональный отдел по борьбе с организованной преступностью (РОБОП) УВД Согдийской области. Данные о пострадавших расходятся. Как и расходятся мнения политологов о том, кому выгодно держать страну в страхе перед очередными террористическими актами. Наш корреспондент в Худжанде рассказывает о милиционерах, погибших во время взрыва.

Организаторы теракта четко запланировали свои действия. Они знали, что каждое утро, примерно в 7:30–8:00, во дворе РОБОП будет происходить развод, в котором будут принимать участие все сотрудники отдела. Поэтому взрыв автомобиля был запланирован именно на утро.

Как полагает заместитель председателя партии исламского возрождения Таджикистана Муллоаббос Раджабзод, в отношении мотивов взрыва есть много версий. Следствием будет установлено: кем был организован теракт, какова была цель смертников. Однако можно сказать, что у населения немало претензий к властям.

Худжанд патрулируют милиционеры
Худжанд патрулируют милиционеры

– Данный инцидент был организован определенным кругом лиц, – говорит председатель молодежного отделения социал-демократической партии Таджикистана в Согдийской области Аюбджон Эгамов. – Видимо, были люди, имеющие свои личные счета к данной конкретной организации.

– Мой сын, старшина милиции Алиджон Маякубов, ночью был на дежурстве, и после передачи смены должен быть вернуться домой, – сетует Абдуллоджон Маякубов. – Когда смертники рванулись к воротам, Алиджон был у двери и воспрепятствовал заезду автомашины ГАЗ-24. Сразу после этого инцидента мне позвонил один из его родственников, который работает в областном военном комиссариате. По приезде на место событий я попытался выяснить судьбу Алиджона.

Отец Алиджона скорбит…
Отец Алиджона скорбит…

– Всех пострадавших увезли в городскую больницу, – сообщили нам. Там сказали, что среди раненных Алиджона нет. Мы вновь вернулись в отдел. Кто-то из руководителей сказал, что ваш сын был на службе и находился у ворот. Дальше не помнит… Алиджону 7-го июня исполнилось всего 22 года. Три дня тому назад он после определенного срока испытания и стажировки получил приказ о назначении оперативным сотрудником.

– Много было того, о чем он мечтал, но все его мечты, так и не сбывшись, ушли под землю, – почти плачет Абдуллоджон Маякубов.

– Мой муж – 34-летний старший лейтенант Аюбджон Махкамов работал замкомандира специального отряда быстрого реагирования РОБОП МВД РТ по Согдийской области, – рассказывает Мавзуна Махкамова. – После побега 25-ти заключенных из СИЗО КНБ РТ ребята перешли на казарменное положение, муж днем и ночью был на работе. Аюбджон был настоящим патриотом Родины и с честью выполнил свой служебный долг. За 11 лет службы он принял участие в 200 боевых операциях. В тот ужасный день он готовился к спецоперации. Но, оказывается, ему было суждено героически умереть в ходе исполнения служебных обязанностей в Худжанде. После взрыва один металлический обломок попал в область правой стороны его грудной клетки. Были поражены печень и легкие. Но, даже находясь в критической ситуации, он просил оказывать помощь другим раненным. Сам своим ходом добрался до машины «Скорой помощи». И скончался в результате чрезмерной потери крови прямо на операционном столе.

Аюбджон ушел, оставив нам гору печали…
«Аюбджон ушел, оставив нам гору печали…»

– Аюбджон оставил меня и дочку Фарангис в горе до конца жизни, – вся в слезах говорит Мавзуна.

– Он имел два высших образования: экономическое и юридическое, – это слова друга детства Аюбджона Мукимджона. – Был честным, порядочным, преданным своему делу офицером. Мастером спорта Таджикистана по боксу. Постоянно находился на службе. Я часто задавал ему вопрос: Зачем тебе такая напряженная опасная работа? Ведь у тебя высшее образование, ты хорошо можешь наладить свой бизнес. Аюбджон всегда отвечал однозначно: Если все будут бросать людей на произвол судьбы, кто тогда защитит их от преступников?

– Теперь, анализируя его поступки и поступки некоторых его сослуживцев, я прихожу к такой мысли: эти люди достойны всех высших правительственных наград, вплоть до Героя Таджикистана. А пока у меня есть предложение: переименовать улицу «Ленинабадская» в улицу Аюбджона Махкамова.

– Когда прогремел взрыв, – рассказывает директор регионального Центра крови Министерства здравоохранения РТ по Согдийской области Зикриё Назаров, – мы находились на работе. Наше учреждение на расстоянии трехсот метров от места теракта. Сила толчка была такой, что почти все окна второго и третьего этажей вылетели. В самом здании появилось много трещин и выбоин. Но нас волновала судьба оказавшихся в беде милиционеров. Мы считали, их намного больше, чем было на самом деле. Населению срочно было объявлено о сдаче донорской крови. Особенно важно было сделать запас групп крови с отрицательным резусом. За короткий срок более двадцати человек пришли в Центр и изъявили желание помочь.

Здание центра переливания крови
Здание центра переливания крови

– Это говорит о том, что наш народ не безразлично относится к чужой беде, – заключает Зикриё Назаров.

– Наш магазин «Фароз» находится примерно в 350-ти метрах от РУБОП, – говорит заведующий торгового центра Тохирджон. – Взрыв был до такой степени мощным, что выбило две двери подвала.

Фароз
Магазин «Фароз»

По неофициальным данным, 7-го сентября от полученных ран погибли еще двое граждан, госпитализированных в городскую больницу Худжанда. Почти все пострадавшие от взрыва были прооперированы. Буквально из каждого больного извлекали металлические обломки.

В настоящее время место теракта, а также другие важные объекты города Худжанда и его периферии усиленно охраняются силами безопасности.

Тилав Расул-заде