Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

По ту сторону гор… Как мы привезли в Талас муку и масло

По ту сторону гор… Как мы привезли в Талас муку и масло

Фото © Екатерина Иващенко

«Фергана» продолжает публиковать репортажи о жизни в селах Кыргызстана. Прошлый рассказ о нищих деревнях Нарынской области вызвал неоднозначную реакцию наших читателей; некоторые, не зная разницы между журналистикой и пиаром, даже обвинили нас в «порче имиджа Кыргызстана». Тем не менее, мы продолжаем свою работу и предлагаем сегодня репортаж Екатерины Иващенко о жизни в Таласской области, куда она отправилась вместе с представителями Всемирной продовольственной программы ООН - раздавать гуманитарную помощь.

* * *

Таласская область, - а ее теперь иронично называют «колыбелью революции»: ведь именно там начались первые беспорядки 6 апреля 2010 года, — самая маленькая область на северо-западе Киргизии, в трехстах километрах от Бишкека. Добраться туда можно единственным способом: по стратегической трассе Бишкек-Ош, пять с половиной часов езды. Большую часть пути вам придется проехать по опасному серпантину и преодолеть два высокогорных перевала: Туя-Шуу (3200 метров) и Отмок (3326 метров).

Тяжесть проезда в зимнее время усугубляется жесточайшим холодом и возможным сходом лавин. Например, на Суусамыре (высокогорная долина, которая расположена на высоте 2200 метров над уровнем моря и находится в 160 км от Бишкека - ред.) температура днем доходила до минус тридцати по Цельсию, а на сильных горных ветрах этот смертельный холод пробирает до костей. Для тех, кто не приспособлен к таким путешествиям, это дорога не из легких. Радует, что стратегическую трассу чистят, хоть и не до идеального состояния, дорога все равно очень скользкая, и серпантин посыпают песком. Культура вождения по извилистому горному серпантину оставляет делать лучшего: автомобилисты идут на обгон там, где это запрещено, подрезают и непрерывно создают аварийные ситуации. Известно, что на этой трассе часто происходят аварии с летальным исходом.


К обеду мы приехали в сельскую управу Омуралиев, в которую входят три небольшие деревеньки. Покосившиеся домики, узорчатые заборы, надписи одинаковыми буквами и ставни на окнах, сохранившиеся с советских времен. Улицы полны детей: кто-то идет в школу, кто-то катается на грубых стальных санках и играет в снежки. По улицам бродят коровы. Ни газоснабжения, ни тем более центрального отопления здесь нет; дома отапливают кто кизяком (высушенным коровьим пометом), кто дровами или углем. Здесь даже водопроводная колонка не в каждом дворе, поэтому часто можно встретить на улице ребенка, который тащит ведро с водой, сгибаясь под его тяжестью…


Как рассказала «Фергане» социальный работник управы Айнура Кыдыргычева, общее население трех деревень составляет 5536 человек, из них 503 семьи (около 3000 человек) являются малообеспеченными. 297 семей из этих 503 имеют доход до 580 сомов в месяц (чуть больше 12 долларов). Дважды в год 21026 жителей области получают помощь от Всемирной продовольственной программы ООН. В этот раз ВПП ООН раздала малоимущим семьям более трехсот тонн муки и двадцать три тонны масла.

С утра люди пришли во двор библиотеки села Ак-Сай, как на праздник: здесь будет проходить раздача обогащенной муки и растительного масла. Собрались бабушки, женщины, дети, мужчины. Все бедно одеты. Несмотря на мороз в минус десять, на ногах у большинства – резиновые галоши. Дети охраняют санки, на которых продукты повезут домой, мужчины стоят в сторонке и переговариваются.


Мужчины - с опухшими от алкоголя лицами, от них разит перегаром. Похоже, алкоголизм и безработица - проблемы не только сел Нарынской области, но и Таласа.

Вот первая малоимущая семья получила свой набор продуктов. За мукой пришла хрупкая, не по морозу одетая женщина среднего возраста - Сайракан Ченгилова. Она - инвалид, работать не может, да и негде. Муж ее пьет так сильно, что не в состоянии помочь ей донести до дому продукты, и женщина сама везет через все село санки с мукой. Пару бутылок с маслом тащит пятилетняя дочка. Кроме младшенькой у Сайракан еще четверо детей. Две старшие дочки уже вышли замуж. Женщина очень рада продуктовой помощи: ее семья живет только на ее пенсию по инвалидности, а это 2277 сомов.

Живет Сайракан в двухкомнатном глиняном доме, обстановка бедная. Из хозяйства – только небольшой сад с фруктовыми деревьями, одна корова и три курицы. В доме нечего есть, но женщина угощает меня последним хлебом (свежий она испечет сегодня), и рассказывает о своей жизни с улыбкой. Она не сдается.

Следом за мной к ней в гости зашел и заместитель губернатора области Рыскелди Ботиков. Беседа сразу перестала быть откровенной, Сайрыкан совсем смутилась. Не смутилась я: пользуясь случаем, попросила зама лично разобраться, почему дети Сайрыкан не получают пособие.


Сайракан Ченгилова

Возвращаюсь к месту раздачи продуктов. Довольный народ продолжает разбирать продукты, кто на санках, а кто на плечах. Родителям охотно помогают маленькие, перепачканные, но счастливые дети.


Назире Туралиевой помогает супруг. Пока он везет санки с продуктами, я задаю вопросы. Ее семья состоит из 7 человек: она с супругом, свекровь и разведенная сестра мужа с тремя детьми. Ее муж не работает по причине инвалидности, вот только денег у них нет даже оформить ему пенсию. К счастью, он не пьет и семье помогает. Из денежного дохода - только пенсия свекрови Назиры, 3000 сомов. Сама Назира по специальности швея, но работу в селе найти невозможно, хотя она готова пойти даже уборщицей. Семья перебивается случайными заработками и социальной помощью. Зачастую живет в долг, беря под запись продукты в магазинах и отдавая наличные деньги с пенсии.

Входим в дом. Нас не ждали. Так оказалось, что в этот момент семья обедала. На столе - только хлеб, абрикосовое варенье и чай. Мать супруга Назиры, 72-летняя Сонбубу, ласково меня обнимает и усаживает за стол. Разговариваем. Несмотря ни на что, женщина полна энергии, воспитывает внуков и очень благодарна международным организациям за помощь…


На столе у Сонбубу — только хлеб и варенье

В следующей сельской управе Кырк-Казык (примерно 5.5 тысячи жителей) в тот день продукты получили 290 семей.

Пока следим за раздачей продуктов, специалист по мониторингу ВПП ООН Улан Раимкулов рассказывает: исследования, проводимые в Таласской области, показали, что люди не потребляют рыбу, фасоль (хотя именно в Таласе выращивают фасоль на экспорт), яйца (кур разводят, но они не несутся из-за плохих условий содержания). Потребность местных жителей в овощах и фруктах тоже покрывается лишь наполовину.

«Здесь нередки ситуации, когда матери бросают детей. А отцы пьют, вот и остаются дети предоставленными сами себе. В одной семье пила мать, да еще и мужчин водила домой, а ее обездвиженный супруг-инвалид лежал в соседней комнате и все это терпел. Нередки случаи, когда семьи берут кредиты для выращивания фасоли, но банкротятся, и чтобы не выплачивать долги, бегут из области, бросая детей на произвол судьбы», - рассказал Раимкулов.

Вместе идем в гости к Замире Суюналиевой, которая сама тащит продукты домой. Будто услышав слова Улана, женщина рассказывает, как полгода назад ей на крыльцо подкинули новорожденного. И Сайракан, несмотря на нужду, на пятерых собственных детей (18, 16, 13, 7 и 4 лет), взяла подкидыша - тем более что на этом настаивали дети. Мальчика назвали Ариет.


Семилетняя Даурия нянчит приемного братика Ариета

Ариет уже полгода живет у Замиры. Ухаживает за ним ее 7-летняя дочь. Замира мальчика хочет усыновить, вот только проблема в отсутствии прописки и собственного жилья: она снимает две комнаты в доме друзей, ей хотя бы не приходится за них платить. В доме тепло, он полон игрушек – все для детей. Живет Замира на детские пособия. Сначала получала 320 сомов, а в последние два месяца Замире увеличили пособие до 1240 сомов и добавили социальную помощь.


Замира с четырехлетним сыном Даулетом

Конечно, не все нуждающиеся семьи живут, рассчитывая исключительно на гуманитарную помощь, мизерные пенсии и пособия. Некоторым помогают родственники, да и сами люди ищут любой заработок: мальчики подрабатывают подпасками, девочки присматривают за детьми более обеспеченных жителей, женщины работают в полях, мужчины - водителями, выпасают скот и собирают урожай. Кроме того, почти у каждой семьи есть маленький клочок земли. А вот возделывать его или нет - каждый решает сам, некоторые участки были совсем запущены.

Напоследок я забежала в дом безработного Айбека Тынаева. Из всех домов, где я побывала, дом Айбека - самый чистый и неплохо обставленный. Он живет с матерью, женой и двумя детьми в двух комнатах, которые тоже снимают. В Таласе это обычная практика: поделить дом на несколько частей и сдавать. Жена Айбека с маленьким ребенком на руках печет лепешки, я расспрашиваю хозяина дома.


Ему тридцать лет, говорит, что работу найти не может. Айбек даже не может дать детям свою фамилию: потерял паспорт. На вопрос, что мешает сделать новый, он так и не ответил.

Обеспечение документами – серьезная проблема в области. Жители теряют паспорта и не спешат их восстанавливать, рожают детей - и не оформляют им свидетельства о рождении вовремя, не заботятся о трудовых книжках, а потом не могут оформить пенсии.

Пока хожу по деревне, знакомлюсь с главой Отдела социального мониторинга и развития администрации Таласской области Нарынбеком Токтосуновым. Он всю жизнь прожил здесь, как никто другой, знает проблемы области. Жители его тоже знают и любят - и я впервые увидела такие теплые отношения между жителями и представителями администрации.

Не пытаясь приукрасить ситуацию, Нарынбек открыто рассказывает о проблемах. Говорит, что в области тотальная безработица, что около 30% населения (преимущественно молодежь) уезжает на заработки в другие области страны, в соседний Казахстан и Россию. Что область обеспечивает себя только на 18%, остальное - дотации. Что люди выживают только за счет сельского хозяйства: выращивают фасоль, картофель и фрукты.


«Четыре года назад мы построили завод с двумя цехами: по производству чипсов и крахмала. Но выйти на внешний рынок (Казахстан и Россию) не смогли. Так как из более 230 тысяч тонн выращиваемой ежегодно картошки перерабатывали лишь 5%, завод пришлось закрыть. Конечно, мы не против, что его выкупили россияне или кто еще, но пока покупателей нет», - рассказал Токтосунов.

Но даже в такой критической ситуации Нарынбек Токтосунов не теряет бодрости духа и верит в будущее области. «Мы справимся, ведь главное, что область улыбается», - говорит он и показывает на валящуюся в снегу детвору…


Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»