Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Ташкенте запрещают …велосипеды?

Узбекистан: В Ташкенте запрещают …велосипеды?

«Колхозники-узбеки с велосипедами». Фото © Макс Захарович Пенсон (Maxpenson.com), 1930-е годы

Отныне велосипеды в столице Узбекистана под запретом. С середины апреля в Ташкенте проводится облава на велосипедистов, которых останавливают, иногда штрафуют, а их двухколесных «коней» отбирают, сообщают источники «Ферганы» в узбекской столице. Об этом пишут и некоторые узбекские СМИ.

Альберт (все имена изменены. – прим. ред.) передвигается по городу на велосипеде практически каждый день уже десять лет. Он удивлен и возмущен действиями милиционеров, которые отбирают велики у всех подряд. «Это фактически кража частной собственности, ведь вернуть свой велосипед уже вряд ли удастся, если только не через суд. Но и доказать, что он принадлежит именно тебе, очень сложно: велосипед не снабжается техпаспортом, который мог бы свидетельствовать о твоем праве владения», - поясняет Альберт.

По его словам, претензии велосипедистам выставляют не только милиционеры, но и обычные охранники, хотя по закону на это имеет право только инспектор ГАИ.

Как сообщил газете «Новый Век» владелец пункта проката велосипедов, расположенного в жилом массиве «Чиланзар», у нескольких его клиентов велосипеды отобрали в момент, когда они беседовали, стоя на тротуаре в районе метро «Хамза».

«Подъехали три автомобиля с милиционерами, которые без слов изъяли у них велосипеды, загрузили в «Дамас», а самих ребят отвезли в отделение. Каждый был непонятно за что был оштрафован на 26,5 тысячи сумов (чуть более $10 по официальному курсу)», - рассказал предприниматель.

«В воскресенье двух моих знакомых задержали и закрыли в «обезьяннике». А ведь они просто ехали по дороге, абсолютно трезвые, ничего не нарушали. Но их «подрезала» патрульная машина, вышедшие из нее милиционеры молча стали отбирать велосипеды. На просьбу объяснить причину остановки заявили, что они «задержаны до разбирательства». Якобы необходимо иметь какие-либо документы, подтверждающие, что вы являетесь владельцем этого велосипеда. Но нет закона, допускающего такой беспредел!», - возмущается Бехзод.

Когда велосипедисты требуют объяснить, на каком основании действуют отбирающие их транспортные средства милиционеры, последние ссылаются на некий «устный приказ».

«Сам текст приказа воспроизвести они не могут. Естественно, ведь никаких законов в этом отношении издано не было. Продолжаешь возмущаться, пресекают: «Я сказал!», «Я тут власть!». Налицо наглое превышение должностных полномочий, а это уже уголовная статья», - подмечает Гога.

Денис столкнулся с сотрудниками РОВД, которые заявили, что велосипеды отбирают за нарушение правил дорожного движения (ПДД). «Хотя по закону они не имеют на это никакого права, даже если действительно нарушил, - это прерогатива гаишников. Постановка велосипеда на штраф-стоянку возможна, только если за рулем пьяный. Милиция сама не знает ПДД и берет «на лоха»: якобы по дорогам ездить нельзя, только по тротуарам, велосипедисты, мол, создают аварийную обстановку. Но правила запрещают велосипедистам ездить по тротуарам. Очень бесит такое бесцеремонное отношение к людям», - возмущается Денис.

Некоторым – юридически подкованным и упорным - все же удается отстоять свое право на владение велосипедом и избежать штрафа.

«В воскресенье утром загребли моего друга, оформили ему штраф на 30.000 сумов. Вечером на метро Хамида Алимжана принимаются за меня, причем очень нагло. «Лось» (автомобиль марки Лачетти) банально подрезает, а я валить в тот момент не собирался, потому что ехал согласно правилам, был трезвый и жестом показывал совершаемые маневры. Можно сказать, идеальный велосипедист, - смеется Воланд. – Выходит сержант и пытается конфисковать велосипед, в машине сидит лейтенант. На мой вопрос, на каком, мол, основании собираетесь конфисковать велосипед, мне нагло заявляют, что я нарушаю ПДД. Благо, я всегда катаюсь с рюкзаком, а в нем, кроме насоса и ремонтного комплекта, постоянно лежат права и книга с ПДД. Я сержанту вежливо объясняю, что это они нарушают свои должностные инструкции, и требую позвать старшего. В итоге после пятнадцати минут бодания и тыканья этим «блюстителям порядка» пальцем в книгу меня отпустили без штрафа и задержания!»

Следует отметить, что в Ташкенте велосипедистам всегда было нелегко, хотя теплый и сухой климат благоприятствует использованию такого экологичного и экономичного вида транспорта. В отличие от многих столиц мира, в узбекской велосипедистов практически не видно. Если целый день передвигаться по городу по своим делам, насчитаешь не более десятка «двухколесников». В основном, это молодые люди, которые катаются ради удовольствия или из спортивного азарта. А вот в Ферганской долине, например, велосипеды используют и стар, и млад, на них ездят на работу, на базар, в мечеть.

Впрочем, Ташкент не приспоcоблен для езды на велосипеде: дороги здесь разбитые, с рытвинами и ямами. Специально выделенных дорожек на проезжей части улицы нет, стоянок возле магазинов или предприятий, где можно было бы приковать железного коня, тоже нет. Регулирующих знаков мало, в основном, они установлены на выездах на так называемую «президентскую трассу», где велосипеды и вовсе не приветствуются. По этой дороге ежедневно ездит под конвоем президент Ислам Каримов: утром из своей загородной резиденции «Дурмень» до резиденции Ок-Сарой, что в центре города Ташкента, вечером - в обратном направлении.

Трасса – цепь нескольких улиц длиной примерно в пятнадцать километров - считается «секретным режимным объектом», хотя любой горожанин или гость столицы нарисует ее маршрут «за шесть секунд». Она проходит по самым что ни на есть «спальным» районам города: Карасу, Луначарский, Высоковольтный, Академгородок, Туркво, Максимка (по старому названию метро Горького), улица Пушкина, Дархан, район вокруг станций метро Ойбек и Космонавтов (названия даем те, что приняты в обиходе, потому что официальные названия меняются часто и ни на каких вывесках не обозначаются). На трассе велосипедистов останавливают и настоятельно рекомендуют съехать на тротуар со словами «не обижайся, брат, у нас приказ».

«Обычно тормозили за час до проезда «папы» («папой» в Узбекистане называют президента Ислама Каримова. – прим. ред.). Днем проблем не было. Тормозят, в основном, не гаишники, а охранники елок», - рассказывает Жора. (Поясним для неташкентских: елками по настоянию главы государства утыканы все тротуары в Ташкенте, на «президентской трассе» под ними стоят милиционеры и «гитаристы» - сотрудники Службы охраны президента с футлярами как для теннисной ракетки или для гитары, в которых лежат автоматы).

Такими же режимными объектами считаются площадь Мустакилик, где уже лет пять запрещено кататься, здание новой библиотеки (хотя рядом с ней располагаются дорожка для катания велосипедистов и роллеров), театр Алишера Навои, который, кстати, длительное время закрыт на ремонт.

Что касается тротуаров, куда обычно выгоняют велосипедистов, они ничуть не лучше, а местами и гораздо хуже, чем дороги, которые хоть изредка, но ремонтируют. Тротуары же не ремонтируют никогда, они все зияют рытвинами, вдобавок тут присутствуют препятствия в виде всевозможных ступенек и бордюрчиков.

Но главное - согласно главе 2 ПДД, это «часть дороги, примыкающая к проезжей части или отделенная от нее газоном, арыком или специальным сооружением, предназначенная для движения пешеходов», а велосипед считается транспортным средством. Согласно п.11.9 ПДД, «запрещается движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам».

Кроме того, правила допускают «движение велосипедов, мопедов, гужевых повозок, верховых и вьючных животных только по крайней правой полосе дороги по возможности правее в один ряд. Если не создаются помехи пешеходам, разрешается движение по обочине» (п.27.2).

В последние годы в Ташкенте развилась целая сеть пунктов проката велосипедов: это небольшие фирмы с двумя десятками двухколесных «коней». Прокат стоит 4-5 тысяч сумов в час. В качестве залога надо оставить удостоверение личности или сотовый телефон.

Для молодежи это было очень удобно, так как не всем по карману купить велосипед: цены на него в Ташкенте стартуют с 750 тысяч сумов ($370 по официальному курсу). Да и хранить велосипед в городских условиях негде, учитывая повсеместный снос гаражей.

Но, как сообщает «Новый Век», на прошлой неделе владельцам велопрокатов рекомендовали закрыть бизнес. Сотрудники УБДД (ГАИ) города Ташкента, основываясь исключительна на устном указании неизвестно какого ведомства, аргументируют свои действия возросшим количеством ДТП с участием велосипедистов.

Доля истины в их словах есть. По словам Жоры, «очевидным фактом становится отсутствие у велосипедистов элементарных знаний ПДД, некоторые приравнивают себя к автомобилистам, выезжают на середину дороги и создают помехи. Движение таких велосипедистов порой носит хаотичный характер. Они двигаются по тротуарам, по встречной полосе, на красный свет, по зебре и вне зебры, и при этом кричат и улюлюкают».

Зариф занимает иную позицию: «В Ташкенте у водителей полностью отсутствует понимание о том, что на дороге вместе с ними может передвигаться и велосипедист. Нигде больше, даже в захолустных городах, я не испытывал проблем при передвижении на велосипеде, причем по правилам, чего не скажешь о столице».

По словам некоторых велосипедистов, если ДТП и случаются, то чаще всего по вине автолюбителей.

«Даже когда соблюдаешь все правила, водители норовят тебя «подрезать», а таксисты – подставить задний бампер. Если дорога узкая, тебя не пропустят. Именно поэтому я не доверяю водилам, они сами нарушают ПДД, - говорит Ильхом. - К сожалению, наши люди уже привыкли, что если нет гаишника, то водители на пешеходке никогда, за редким исключением, не пропускают, поэтому дергаются, не зная, как поступить. То же самое на светофорах – стоп-линия не для водил, останавливаются на пешеходном переходе. К сожалению, таков уровень развития всего общества. И живем так, как вынуждают обстоятельства. К примеру, в Европе у велосипедиста приоритет, так и проблем с ПДД нет. У нас приоритета нет, приходится выживать самим».

«Велосипедисты в нашем городе - чужие среди своих, свои среди чужих. Если пешеходы и автомобилисты кое-как, но все-таки нашли взаимопонимание, путем разграничения городской территории на проезжую и пешеходную часть, то велосипедистам обычно не рады ни те, ни другие. Первые гневно указывают на проезжую часть, мол, раз на колесах - прочь с нашей дорожки. Вторые, ревностно сигнализируя, загоняют велосипедистов обратно на тротуар. Третьи — представители городской власти — вообще о нас ничего не знают, полагая, что велосипед - это такая забава для детей. Доводы о том, что велосипед самый безопасный и экологически чистый вид транспорта, как правило, не принимаются всерьез, или вообще игнорируются», - сетует Ильяс.

Однако ташкентские велосипедисты не сдаются. Они выучили правила дорожного движения и не перестают заявлять о своих правах. Они пропагандируют здоровый образ жизни, объединяются, привлекают в свой «клан» новобранцев и союзников. Так же, как и другие, терпят грязь, лужи и разбитые дороги и искренне радуются освоению и захвату новых территорий. Словом, как и другие, любители двухколесных «коней» мужественно стараются выжить в очень сложных условиях.

Международное информационное агентство «Фергана»