Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Россия - Узбекистану: Долг невелик, да тянуть не велит

10.12.2014 13:04 msk, Подготовила Феруза Джани

Политика Экономика Россия Узбекистан
Россия - Узбекистану: Долг невелик, да тянуть не велит

Фото пресс-службы Кремля

Десятого декабря президент России Владимир Путин прилетел в Узбекистан. Статус визита – официальный, но в аэропорту Путина встретил лично президент Ислам Каримов. Афишированная цель – обсудить двустороннее сотрудничество, проблемы региональной безопасности, включая ситуацию в Афганистане, и утвердить четыре документа, среди которых наиболее интересным представляется межправительственное соглашение об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.

Как пояснил журналистам помощник президента России Юрий Ушаков, соглашение уже предварительно согласовано, оно предусматривает скидку российской стороны к сумме задолженности Узбекистана, который затем, как надеется российская сторона, погасит остатки долга единовременным платежом.

«По состоянию на ноябрь сумма просроченных платежей составляла около 890 миллионов долларов: 500 миллионов — основной долг и где-то 388 миллионов — начисленные проценты», — цитирует Ушакова РИА Новости.

По словам помощника президента, наличие долга тормозило развитие двусторонних торгово-экономических связей, особенно сотрудничество в финансовой сфере. Но после подписания соглашения все взаимные претензии в этом вопросе будут окончательно урегулированы и у стран появятся новые возможности для наращивания торгово-экономических связей. К примеру, Россия сможет увеличить свое военно-техническое присутствие в Узбекистане, включая поставки вооружения и современной военной техники на условиях частичного кредитования.

Каким же образом образовался этот долг? Как рассказал «Независимой газете» старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов, госдолг возник в первой половине 1990-х годов. Тогда Узбекистан, как и другие постсоветские республики, вынужден был выйти из рублевой зоны и получал российские товары и технику в рассрочку. В тот период на всем постсоветском пространстве реформировалась экономика, из-за чего быстро менялись формы собственности и условия хозяйствования. «На этом обстоятельстве Ташкент решил сыграть. В конце 90-х годов Олий мажлис (парламент) Узбекистана на своей очередной сессии принял решение не признавать долги российских предприятий как единый государственный долг и оставить его на уровне корпоративного», – пояснил Куртов. По его мнению, узбекские власти рассчитывали на то, что Москва спишет этот долг, ведь прощала же она куда более крупные, многомиллиардные долги Афганистану, Анголе, Монголии, Алжиру, Ираку и многим другим странам.

В 2000-х годах после сверки долгов выяснилось, что Узбекистан должен России около $550 млн. Ташкент заговорил было о реструктуризации долга, но Москва жестко потребовала выполнения узбекской стороной принятых обязательств. Тогда Узбекистан отказался выплачивать большую часть долга, сославшись на то, что парламент не ратифицировал кредитные соглашения.

Меж тем проценты продолжают набегать, долг Узбекистана перед Россией растет примерно на $10 млн в год. По словам источников «Коммерсанта» в российском правительстве, Ташкент не раз обращался к Москве с просьбой списать этот долг. «Мы в ответ игнорируем все просьбы Узбекистана о кредитах, которые по закону не можем выдать Ташкенту, пока за ним есть этот долг», - пояснил источник.

На третьем десятке лет стопора в этом вопросе стороны, видимо, нашли-таки устраивающий обеих вариант.

Галопом по союзам

Узбекистан и Россия очень заинтересованы в развитии двусторонних отношений и росте взаимного товарооборота. Москве важно если не вовлечь Узбекистан в орбиту своего влияния, то хотя бы поддерживать союзнические отношения, по поводу которых в 2005 году даже был заключен договор. Узбекистан интересен России, в частности, как один из ключевых субъектов Центральной Азии, важное звено пояса региональной безопасности, обладатель больших запасов углеводородов и другого ценного сырья, поставщик дешевой рабочей силы, значимый рынок сбыта товаров и услуг.

Узбекистан, в свою очередь, пытается держаться независимо, избегая попадания под диктат более сильных государств, заинтересованных во влиянии на Центральную Азию. Лавируя с этой целью, страна то и дело дает поводы упрекать ее в непостоянстве.

Напомним, в начале 1990-х годов Узбекистан стал членом военно-политического союза ДКБ (Договор о коллективной безопасности), где солировала Россия, но, обманувшись в своих ожиданиях, в 1999-м вышел из него и объединился с Грузией, Украиной Азербайджаном и Молдавией в межгосударственное объединение ГУУАМ: Ташкенту импонировала ориентация этого союза на Европу и НАТО, в которых Ислам Каримов усмотрел гарантов своей безопасности и вероятных инвесторов. Вскоре после начала в соседнем Афганистане антитеррористической операции «Несокрушимая свобода» узбекский президент Ислам Каримов заявил, что «решающую роль в снятии напряженности и опасности на южных рубежах Узбекистана сыграли исключительно США, их решимость и хорошо подготовленные вооруженные силы, а не участники Договора о коллективной безопасности». К тому времени уже было подписано соглашение о присутствии американских военнослужащих на военном аэродроме в узбекском городе Ханабаде. При этом связи с Россией не терял.

Очень скоро Каримов осознал, что стремление Запада к демократизации может лишить его президентского кресла. «Цветные» революции в Грузии и на Украине укрепили эти опасения, и узбекский президент решил сменить политический вектор. Альтернатива же была одна – сближение с Россией.

В мае 2005 года Узбекистан распрощался с ГУУАМ, тем самым сократив название союза на одну литеру «У», и вскоре постучался в ДКБ, который к тому времени превратился в ОДКБ (Организацию договора о коллективной безопасности). Попутно Каримов выгнал из страны американских военнослужащих – в ответ на санкции Запада, введенные в отношении Ташкента в связи с трагическими событиями в Андижане. ОДКБ охотно приняла Узбекистан, оформив ему в 2006 году полноправное членство в организации. В том же году республика вступила в другую пророссийскую структуру - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Однако и в новых союзах Узбекистан стал вести себя, как ранее в ГУУАМ: прогуливать заседания и саммиты, затягивать подписание документов или визировать их с оговорками. В 2008 году Узбекистан покинул ЕврАзЭС, заявив, что он дублирует другие объединения и неэффективен, а спустя четыре года объявил и об уходе из ОДКБ. Говоря о причинах такого решения, генсек ОДКБ Николай Бордюжа пояснил, что «Узбекистан был против совместных усилий по Афганистану, они считают, что могут работать только на двусторонней основе. Узбекистан против координации внешнеполитической деятельности, взаимодействия с международными организациями, такими как ОБСЕ, против совместных военных учений. Много было таких особых позиций, которые, в конечном счете, стали критической массой, приведшей к такому решению».

Особые позиции Узбекистан демонстрирует и в качестве члена Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда вступил в июне 2001 года. К примеру, регулярно отказывается от участия в антитеррористических учениях ШОС «Мирная миссия».

В последние годы Ташкент налаживает отношения с США, ожидая от них помощи в сфере безопасности, которая актуализировалась в связи с выводом из Афганистана сил антитеррористической коалиции и активизацией исламистских радикальных организаций и движений, в частности, ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванты»). По словам помощника Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ниши Десаи Бисвал, побывавшей на днях в Ташкенте, с декабря 2013 года Узбекистан посетили 60 американских правительственных делегаций, что свидетельствует об остром обоюдном интересе.

Зачем Узбекистану Россия?

И все же Ташкенту от сотрудничества с Москвой никуда не деться. Хотя бы потому, что Россия является главным экономическим партнером Узбекистана. В Узбекистане действуют 902 предприятия с участием российского капитала, аккредитованы представительства 102 компаний. В России же работают 489 предприятий с участием узбекского капитала. За последние пять лет российские компании инвестировали в экономику Узбекистана более $6 млрд. В 2013 году товарооборот между странами увеличился на 9,4 процента и достиг $4 млрд. По словам посла России в Узбекистане Владимира Тюрденева, в 2013 году Узбекистан закупал у российских производителей древесину и целлюлозно-бумажные изделия, металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, минеральные продукты, продукты химической промышленности, каучук. Россия импортировала узбекские машины, оборудование и транспортные средства, текстиль и изделия из него, обувь, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы, продукцию химической промышленности.

«Двусторонний товарооборот в последнее время постоянно растет. По нашим данным за 2013 он составил $4,6 млрд, по узбекской статистике — $7 млрд. Эта разница объясняется тем, что в нашей статистике не учитывается узбекский газ: «Газпром» засчитывает его как транзитный», — приводит слова Юрия Ушакова Газета.Uz. Таким образом, Узбекистан получил от «Газпрома» выручку за газ в размере $2,4 млрд.

Кроме прочего, Россия является крупным рынком сбыта узбекских автомобилей, хотя в последнее время продажи заметно снизились. Если в 2012 году Узбекистан реализовал на российском рынке 88.254 единиц автомобилей, то в 2013 году удалось продать на 30 процентов меньше – 60.839 экземпляров. За 11 месяцев 2014 года в России продано лишь 35.355 машин узбекского производства. Если в ноябре 2013-го было реализовано 5619 автомобилей, то ровно через год – всего 1883, продажи рухнули на 66 процентов. Несмотря на грустную тенденцию, российский автомобильный рынок остается важным для узбекских производителей. Как и сельскохозяйственный: после введения Путиным антизападных санкций Россия заинтересована в увеличении поставок узбекских фруктов и овощей.

Но куда больше доходов Узбекистану приносят трудовые мигранты, большая часть которых - 2.275.290 человек по данным ФМС на 4 декабря 2014 года - работает в России. В 2013 году только посредством систем денежных переводов работающие на российской территории узбекистанцы отправили на родину $6,633 млрд, что равнялось почти 12 процентов ВВП Узбекистана. Но до последнего времени республика фактически не признавала существование узбекских трудовых мигрантов, не занималась их проблемами в отличие от соседних Таджикистана и Кыргызстана, представители которых старались добиться для своих граждан преференций на российском рынке труда. Но хотя Ислам Каримов отзывается об этих людях с презрением, он не может не понимать, что огромное количество этих его соотечественников не только серьезно поддерживает узбекскую экономику, но и, будучи занято делом, да еще и находясь за рубежом, не имеет времени и сил для дестабилизации узбекского режима. В этом смысле российский рынок труда просто спасение для Каримова.

Визит Путина - однодневный

Первый визит Владимира Путина в Узбекистан состоялся ровно пятнадцать лет назад - 9-10 декабря 1999 года. Тогда он прибыл в Ташкент в качестве премьер-министра России. Как президент Путин впервые посетил Узбекистан в мае 2000 года. Сегодняшний визит стал ответом на приглашение Каримова, сделанное в сентябре на саммите ШОС в Душанбе. По завершении всех встреч в Ташкенте Владимир Путин вылетит в Индию.

Международное информационное агентство «Фергана»