Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Без советского паспорта. История о том, как «негражданин» из Таджикистана оказался в узбекской тюрьме

Без советского паспорта. История о том, как «негражданин» из Таджикистана оказался в узбекской тюрьме

Житель села Ниджони Истаравшанского района Таджикистана Акпар Файзиев, узбек по национальности, в октябре 2014 года приехал в город Янгиер Сырдарьинской области Узбекистана, где работал с 1986 по 1991 год, чтобы выписаться в местном паспортном столе. Однако был задержан по факту незаконного пересечения границы. У узбекских правоохранительных органов были основания для задержания – Акпар не имел при себе никаких документов, подтверждающих его личность. Более того, узнав, что он является жителем Таджикистана, милиционеры отнеслись к случившемуся строже, чем обычно. Не было проявлено снисхождения даже на то, что он длительное время жил в Янгиере.

«Отец обещал быстро вернуться, но его все не было. Сначала мы подумали, что процесс оформления документов мог затянуться, но он ни разу за два месяца не позвонил. Тогда мы созвонились с родственниками, которые жили в Янгиере, и рассказали, что отец давно выехал к ним и пропал. Скоро нам позвонили и сообщили, что он находится в местном СИЗО, в отношении него возбуждено уголовное дело», - рассказывает сын Акпара Зариф Файзиев.

Акпар Файзиев родился в 1964 году в таджикском селе Ниджони. В 1983 году здесь же закончил среднюю школу, получил паспорт гражданина СССР. В 1986 году женился на своей односельчанке Нодире Рахмоновой, узбечке по национальности, которая взяла его фамилию. У супругов один сын, две дочери, три внука. Все проживают на территории Таджикистана.

Как рассказывает жена Акпара Нодира Файзиева, в конце 1980-х, когда мы жили в едином государстве, она работала в местном колхозе «Москва», а муж устроился на швейную фабрику в городе Янгиер. «Для того чтобы получить работу в Янгиере, нужно было иметь местную прописку, и муж прописался у родственников. В 1991 году распался Советский Союз, оборвались хозяйственные связи с другими республиками, и фабрика перестала работать. Супруг вернулся на родину, но не выписался, надеясь на восстановление своего предприятия. Тогда никто не мог знать, как сложится дальнейшая судьба не только республик, но каждой семьи. К тому же в Таджикистане стали происходить сложные политические процессы. В середине 90-х многие ходили с советскими паспортами с надеждой на восстановление СССР. Когда стало бесповоротно ясно, что Советскому Союзу не бывать, в 1998 году я, сдав советский паспорт, получила новый документ – паспорт гражданки Таджикистана, а муж, потерявший свой паспорт гражданина СССР, не счел нужным обратиться в органы внутренних дел, когда практически каждый желающий мог легко получить и паспорт, и гражданство. Так он стал лицом без гражданства», - поясняет Нодира.

Жизнь без паспорта

Наступили трудные для жителей Таджикистана времена. Продолжавшаяся более пяти лет гражданская война окончательно подорвала экономику. Приостановили свою деятельность промышленные предприятия, обанкротились колхозы и совхозы. В сельской местности заниматься практически было нечем. Тогда семья Файзиевых переехала в Худжанд. Сняли небольшую квартиру, занялись, как и многие, мелкой торговлей. Спасением для них стал рынок. Начали торговать, чем попало – семечками, чаем, лепешками, собирали и сдавали в пункты приема бутылки, баклажки. Акпар ходил без паспорта, избегая сотрудников милиции. Но оформление документов всё время откладывал на потом. Незаметно прошли годы, республика уже отметила 23-ю годовщину государственной независимости, а Акпар Файзиев все не имел гражданства.

Однажды на территории рынка «Атуш», где работала вся семья, милиционер попросил предъявить паспорт. Акпар признался, что он потерял его. Милиционер заподозрил Акпара в том, что он мог быть нелегальным мигрантом из Узбекистана. Началась проверка. Блюститель правопорядка пожелал посмотреть квартиру, где жили Файзиевы. Убедившись, насколько убого живет семья, отпустил Акпара, предупредив, чтобы тот обязательно занялся восстановлением документов. Однако не забыл взять у несчастного несколько сотен сомони за нарушение паспортного режима.

Изрядно перепугавшись, Акпар поехал в родной Истаравшан. В паспортном столе рассказал обо всем, что происходило с ним в последние годы. Сказал, что потерял паспорт СССР и за получением гражданства Таджикистана никуда не обращался. Когда у него спросили, по какому адресу состоял в последний раз на учете, ответил, что в Янгиере. Ему посоветовали обратиться туда и привести листок убытия. Эта абсурдная рекомендация и собственная безграмотность, подтолкнувшая мужчину к нелегальному переходу границы, и стали причиной его дальнейших злоключений.

Колония как результат досадного недоразумения

Из рассказа сына, Зарифа Файзиева: «Я оформил визу и в январе 2015 года поехал в Узбекистан. Отец содержался в СИЗО. Состоялось свидание. Он был в ужасном состоянии, боялся, что скоро отправят в тюрьму. Попросил направить в адрес следователя документы, подтверждающие, что он является жителем Таджикистана. По прибытии домой я обратился в ОМВД по городу Истаравшану, мне дали соответствующий документ».

Из письма начальника ОМВД по городу Истаравшану, полковника милиции Ш.Х.Махмудова на имя начальника Янгиерского ГОВД Сырдарьинской области Республики Узбекистан: «ОМВД Республики Таджикистан по городу Истаравшану сообщает Вам о том, что Файзиев Акпар Рахимович, 22.11.1964 года рождения, был документирован паспортом гражданина СССР за №529792 от 19.03.1983 года, выданным ОВД города Ура-тюбе Ленинабадской области. Паспорта гражданина Республики Таджикистан не получал, по прописке и выписке не значится, по розыску не проходит».

Однако документ ОМВД Истаравшана стал лишь смягчающим обстоятельством. Следователи обратили внимание на то, что Акпар ранее не был судим. Было понятно, что он всего лишь один из тех несчастных, которые своевременно не определились с гражданством, хотя у него были все возможности получить гражданство либо Таджикистана, либо Узбекистана. Тем не менее, Акбара Файзиева осудили на 3 года с содержанием в колонии общего режима. У него не было ни денег, ни адвоката, потому требование гособвинителя судом города Янгиера было удовлетворено сразу. Судебный процесс был лишь формальностью. Узбекские родственники Акпара, боясь навлечь на себя внимание правоохранительных структур, не особо усердствовали. Видимо, им было важно не запачкать себя в случае чего. Потому они долгое время не знали, что Акпара в Янгиере уже нет.

Нодира Файзиева написала несколько писем в адрес Управления МВД Таджикистана по Согдийской области, Генеральную прокуратуру страны с просьбой выяснить местонахождение своего мужа и оказать содействие в его возвращении. В управлении внутренних дел рекомендовали обратиться в посольство Таджикистана в Узбекистане в Ташкенте, а Генпрокуратура сообщила о том, что ими отправлен запрос в Генпрокуратуру Узбекистана. В скором времени Нодира получила извещение из Узбекистана. Оно было подписано начальником спецотдела исправительного учреждения УЯ 64/29 города Навои, лейтенантом Х.Э.Абдуллаевым: «Файзиев Акпар Рахимович прибыл 17.05.2016 по адресу Навои–5 в УЯ 64/29 для отбывания наказания».

Что делать дальше?

На днях в Узбекистане в честь 24-й годовщины принятия Конституции объявили большую амнистию. На свободу должны выйти, в частности, лица, остаток срока наказания которых не превышает трех лет, а также совершившие преступления по неосторожности и впервые осужденные. Акпар Файзиев имеет все шансы освободиться, так как попадает сразу в несколько из этих категорий.

Тем временем, супруга Акпара и его сын опять в замешательстве. Они не знают, как вернуть Акпара в случае, если он получит свободу. Ведь документов у него нет. В прокуратуре Согдийской области посоветовали обратиться с официальным письмом в МИД Таджикистана, а чтобы ускорить процесс – непосредственно в посольство республики в Ташкенте. Примерно такие же рекомендации дает и ОВИР (отдел виз и регистраций) Согдийской области. Замначальника ОВИР Файзали Азимов также посоветовал обратиться в представительство Международного Комитета Красного Креста в Узбекистане.

«Важно написать письмо с четким изложением событий, статуса лица, приговора суда, сути просьбы, указать правильно место содержания осужденного. У Акпара Файзиева есть все основания получить гражданство Таджикистана, но необходимо изучить все документы. Главное на этой стадии – вернуть человека в семью. Процесс получения гражданства нелегкий, как некоторым кажется. Есть определенный порядок, который должен быть обязательно соблюден. Мы поможем рекомендациями», - сказал Файзали Азимов.

Послесловие

В ходе бесед с сотрудниками правоохранительных органов Таджикистана автор этих строк узнал, что история Акпара Файзиева хоть и особая, но вместе с тем и не исключительная, поскольку людей без гражданства в стране до сих пор немало. Это в основном люди старшего поколения, у которых не возникало необходимости выехать куда-то. Среди лиц без гражданства также немало женщин и детей. Если никуда не выезжать, то до конца жизни можно жить в своем селе с паспортом гражданина СССР, сказал один из моих собеседников.

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в Таджикистане проживает по меньшей мере 19 тысяч лиц без гражданства (их может быть и больше). Госорганы не имеют достоверных данных о лицах без гражданства, поскольку многие люди без крайней надобности не обращаются в официальные структуры, опасаясь административного наказания. Статус лица без гражданства лишает людей основополагающих прав – легально работать, свободно передвигаться, отправлять своих детей в школу, приобретать имущество. И эта проблема требует своего решения и внимания со стороны государства.

В соответствии с Конституционным Законом «О гражданстве Республики Таджикистан», лица без гражданства имеют право обратиться в органы внутренних дел, в МИД, а в исключительных случаях – к президенту страны с просьбой о приеме в гражданство Таджикистана. Статьи 21 и 23 данного закона предусматривают ряд условий, необходимых для получения таджикского гражданства, в частности, наличие брака с гражданкой Таджикистана не менее трех лет или состояние в гражданстве СССР.

В случае Акпара единственным препятствием может служить тот факт, что мужчина вплоть до сих пор состоит на учете в паспортном столе узбекского города Янгиера. Но здесь у него есть право обратиться непосредственно к президенту Таджикистана. Остается только надеяться на скорейшее освобождение Акпара Файзиева из узбекской колонии.

Негматулло Мирсаидов, специально для «Ферганы»


Об авторе: Негматулло Мирсаидов – директор газеты «Вароруд» (Худжанд, Таджикистан). В советские годы работал в Гостелерадио Таджикской ССР, прошел путь от корреспондента до директора программ и политического обозревателя. В начале 1990-х занимался восстановлением национального телевидения, один из основателей МТРК «Мир», первый директор национального представительства этой телерадиокомпании в Таджикистане.

Международное информационное агентство «Фергана»