Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Будущее без прошлого? Жители Душанбе: Строить новое, не разрушая старое

14.02.2017 17:41 msk, Улфат Масум

Миграция  Кыргызстан Россия Общество
Будущее без прошлого? Жители Душанбе: Строить новое, не разрушая старое

За последние годы столица Таджикистана заметно преобразилась — стали появляться высотки, каких в Душанбе раньше не было, помпезные административные здания, новые гостиницы, бизнес-центры. Высотки «вклиниваются» хаотично — то тут, то там, нарушая стройность и гармонию малоэтажной столицы, и жители Душанбе никак не могут понять, по какому принципу строится город. Больше всего изменений происходит в историческом центре Душанбе, где под снос уже попали многие милые сердцам коренных душанбинцев здания, в том числе Русского драмтеатра имени Маяковского, а другие, не менее дорогие горожанам, такие как чайхона «Рохат», ждут исполнения «приговора».

Как утверждают городские власти, изменение облика столицы происходит в рамках Генерального плана по застройке Душанбе, который был принят еще в 1983 году, но недавно он был пересмотрен и откорректирован. Большинство зданий в центральной части города, ранее признанных объектами архитектурного наследия, были исключены из этого списка и попали под снос. Согласно Генплану, вслед за малоэтажными постройками сталинской эпохи, расположенными вдоль главной магистрали столицы — проспекта Рудаки, будут снесены малоэтажки второй линии — на прилегающих к проспекту улицах. Ожидается, что в недалеком будущем территория города Душанбе увеличится с нынешних 12,7 до 22,2 тысячи гектаров, в ее состав сойдут земли прилегающих к столице районов. По словам председателя Комитета по архитектуре и строительству Таджикистана Джамшеда Ахмадзода, власти столицы отошли от практики точечной застройки и перешли к планированию больших участков территории города с возведением не только жилых, но и инфраструктурных объектов — школ, больниц, магазинов.

«Фергана» узнала у душанбинцев, что они думают по этому поводу и как оценивают преображение облика города.

Мархабо Шарипова, врач:

- Зачем надо было разрушать старый Душанбе и вместо старых классических зданий строить безликие и помпезные здания. А коренных душанбинцев переселяют на окраины города. Но вот в чем вопрос. В центре города есть очень много частных одноэтажных домов. Посмотрите за чайханой «Рохат», по улице Турсунзаде, по проспекту Айни. Но их почему-то не трогают, а дорогую всем душанбинцам чайхону «Рохан» в историческом центре города собираются сносить.


Одноэтажные жилые массивы, прилегающие к проспекту Айни. Фото © «Фергана»

Рано Саидова, пенсионерка:

- Такое впечатление, что хотят стереть у людей историческую память. Город теряет свой вид. Срубаются деревья. Если посмотреть на фотографии старого Душанбе, он был просторный и широкий, а теперь город сужается. Если посмотреть центр города, в него входит и Захматабад, и Нагорная, где очень много домов барачного типа и кибиток. Но они стоят из года в год, их не сносят. И если там раньше был канал, который во время дождей скапливал воду и не давал ей идти в город, то теперь этот канал разрушен, и там построили низкие частные дома. А вода в сезон дождей и вся грязь идет в центр города. Все это очень сильно удручает.


Вид на Душанбе с 12 этажа отеля «Шератон». На дальнем плане массивы Нагорной и Захматабада. Фото © «Фергана»

Нагзибек Боронов, дизайнер:

- Вообще, Душанбе — красивый город. Но архитектура последних лет, конечно же, оставляет желать лучшего. Многоэтажные дома вперемешку с архаичными мини-зданиями — нет планового строительства, нет городского дизайна. Все хаотично и вразброс. Но все же среди этого появились новые шедевры архитектуры — здание сотовой компании Тcell, новая чайхана, отель «Хайят», Исмаилитский культурный центр, максимально приближенный к архитектуре древнего Востока. Надо отметить удобное расположение новой чайханы, отеля «Хайят» и Исмаилитского центра. Достаточно широким стал проспект Исмоила Сомони. Но по ландшафтному дизайну у нас слабо. Кроме тех деревьев, которые посадили еще наши деды, ничего нет. Но и их пилят, рубят. Закрывают железными решетками многие здания и портят вид города. Например, Президентский дворец. А посмотрите, какой открытый и красивый парламент — без всяких железных решеток и заборов.


Здание сотовой компании Тcell. Фото © «Фергана»

Марина Платонова, служащая:

- К самому строительству отношусь хорошо, но мне не нравится, как к этому подходят с точки зрения территориального брендинга. По сути, в Душанбе строится много зданий, целые микрорайоны, которые не отвечают современным требованиям к социальным пространствам, и они остаются пустыми, не становятся популярными среди населения и туристов. Туристы как раз любят исторические постройки, такие как здание театра оперы и балета, старое здание библиотеки Фирдоуси и другие постройки той эпохи. По архитектуре они «шедевральные». А вот новые здания, может, и замечательные, но помимо хорошего плана, красивого фасада, общественное пространство должно отвечать ряду критериев: доступность, безопасность, и созданные условия для разных категорий граждан. Например, нет условий, как в других странах, для инвалидов — слепых и на колясках, которые не могут попасть в здание из-за отсутствия перил, пандусов. Поэтому новые здания и пустуют. И все застройщики строят в центре. Конечно же, развивать окраинные районы сложнее, но надо начинать когда-нибудь. За счет развития новых микрорайонов город будет расширяться.


Здание бывшей библиотеки Фирдоуси, сейчас в нем находится Счетная палата Таджикистана. Фото © «Фергана»

Наби Шарипов, бизнесмен:

- Я уверен, что все это неправильно — снос хороших, добротных зданий в центре. Дело в том, что у нас немало районов в городе, которые больше смахивают на кишлак, нежели на столицу. Есть такие дома и в центре, например, в районах Захматабад и Нагорная. Эти районы криминализированы. Вот, где нужно заниматься сносом и строить современные здания, а людей оттуда переселять в благоустроенные квартиры. Но мы видим воочию это так называемое благоустройство города. Мне кажется, речь идет не о благоустройстве, а о бизнесе. В центре земля дорогая, вот и строят высокоэтажные, чтобы навар был больше. Иначе как можно объяснить тот факт, что снесли театр Маяковского, скоро снесут театр Лахути, но в тоже самое время за $100 млн хотят построить буквально на том же месте новый театр. Можно было построить новые дома где-нибудь в другом месте столицы и облагородить его, например, в том же Захматабаде. Но вот почему-то убрали театр Маяковского, который представляет собой не только памятник истории, но и центр русской культуры. Теперь очередь 3-этажных зданий по улице Сомони. Говорят, что и здание парламента тоже уберут и будут строить большой объект. Чем больше объект, тем выше левый «навар». У меня такое впечатление, что у власти нет представления о градостроительстве.


Здание таджикского парламента. Фото © «Фергана»

Александр Савин, бывший житель Душанбе, проживающий в Москве:

- Мне нравится, что появляются новые высотки, я вообще люблю небоскребы. Но меня расстраивает то, что сносятся старые дома. Душанбе — мой родной город, но я сейчас живу в Москве, и мне больше нравится смотреть на двухсотлетние дома, которые здесь сохранили, чем на высотки. В таких домах чувствуется душа. Проспект Рудаки я бы больше не менял, пусть оставят хотя бы то, что осталось. А городу есть, куда расти, куда развиваться за счет окраин. Мне в изменении центра видится намеренное уничтожение советской культуры и истории — по крайней мере, создается такое впечатление. Мне кажется, что власти хотят начать новый отсчет времени со своего правления. Вот зачем-то и стелу с датой рождения города в центре Душанбе уничтожили. Я не удивлюсь, если и город переименуют.


Установленный в 2011 году флагшток высотой 165 метров. Снято с места, где раньше стояла снесенная в 2016 году советская стела с гербом Таджикской ССР. Фото © «Фергана»

Лола Закирова, домохозяйка:

- В Душанбе в последние годы построено много гостиниц мирового уровня — «Шератон», «Хайят», «Серена». А ведь есть еще и старые — «Таджикистан», «Пойтахт». Много появилось частных гостиниц. Эти отели даже в летнее время, когда поток туристов нарастает, не испытывают аншлага клиентов. Туристы не любят останавливаться в жарком, пыльном городе. Они рвутся в горы Памира, на озеро Искандаркуль, в древний Пенджикент. Вот, где нужно строить гостиницы, создавать туристическую инфраструктуру. Но почему-то отели продолжают строить только в столице. А эти дорогие бизнес-центры? Город у нас в общем-то не очень большой — всего от 800 тысяч до миллиона жителей. И среди них огромное количество живет в домах безо всяких удобств и коммуникаций, поэтому надо строить дома эконом-класса для малообеспеченных жителей города. Но я не вижу, чтобы строились такие дома, и ни разу не слышала за нашу независимость, чтобы малоимущим или тем же ветеранам подарили новую квартиру. Но бизнес-центров много, как и элитных домов, в которых квартиры очень дорогие, и людям не по карману. Поэтому они в большинстве своем незаселенные. Такие квартиры позволяют себе покупать только правительственная элита и чиновники. Но их не так уж много. Вот и пустуют эти дорогие хоромы.


В центре Душанбе старые и новые дома рядом. Фото © «Фергана»

Мирсаид Каримов, рабочий:

- Естественно, город должен развиваться. Но он должен развиваться и за счет пригородов, а их не так уж и мало. Но почему-то все застройщики стараются центр города облагородить. И зачем эта мешанина из бетона и пластика? Она, наоборот, город обедняет. Нашему городу, конечно, не тысячи лет, поэтому хотя бы советскую эпоху надо оставить. И потом давно не менялись трубы для подачи воды в дома, канализационные трубы. К старым, уже почти вышедшим из употребления трубам привязываются новые для построенных новых зданий. Скоро все эти изношенные трубы дадут о себе знать. Система старая, проржавевшая, не выдержит. И тогда будет сложно что-то чинить. Душанбе — город сравнительно молодой, но у этого города есть уже прошлое, и его надо сохранить. Без него нет ни настоящего, ни будущего.


Исмаилитский культурный центр. Фото © «Фергана»

Исмат Каримов, 80-летний пенсионер:

- Было время, когда даже в центре города росли фруктовые деревья, абрикосы, яблоки. Они падали на землю, и мы их ели. По городу текли арыки, и я помню, как мы пускали кораблики по ним. Я люблю свой город. Советский Душанбе был милым уютным и очень зеленым городом. Сюда приезжали со всего Советского Союза. Гостям здесь нравилось все. А нашу воду они считали самой вкусной в СССР. Душанбе строился постепенно. В городе были ярко обозначены эпохи. Сталинская эпоха выражена в центре города. Это 3-этажные здания европейского типа. Их так и называют «сталинскими». Эпоха Хрущева выражена 4-этажными домами с маленькими квартирами. Их называют «хрущевками». Сейчас, конечно, они смешные и маленькие. Но в 1960-е годы такие квартиры были нужны. Выполнялась программа по переселению людей из бараков и коммунальных квартир. Я жил с родителями в коммуналке. «Хрущевки» — это уже как бы следующее кольцо города. А брежневская эпоха – это уже и кинотеатр «Джами» и многоэтажки. И все как бы круг за кругом. У Душанбе, конечно же, нет такой богатой истории как у Самарканда или Бухары. Но то, что было построено в 1940-е годы, — это уже история, и ее надо было сохранять. Но уже нет ни здания кинотеатра «Джами», ни здание Главпочтамта.

Вместо того чтобы сохранить историю в зданиях и в строении улиц, город за последние десятилетия стремительно теряет свое лицо. Особенно перекраивается центр, уничтожаются здания. Умирает история. Душанбе всегда был особенный. Здесь мирно и дружно жили люди разных национальностей — таджики, русские, узбеки, татары, немцы, евреи. Он был многонациональным городом. Здесь сформировался особенный душанбинский менталитет. Моя внучка говорит, что в интернете есть группы, где душанбинцы разных поколений, которые уехали отсюда, пишут о своей любви к нашему городу. Они тоскуют по нему, по той, другой, жизни. Но того города, который они знали, уже нет. Обидно, что не сохранили.


Академический театр оперы и балета имени Айни, построен в 1942 году. Фото © «Фергана»

Улфат Масум

Международное информационное агентство «Фергана»