23 Сентябрь 2018

Новости Центральной Азии

Значит – это кому-нибудь нужно. Зачем актер Виктор Сухоруков выучил узбекский язык

Постер фильма «Звезды»

На прошедшей неделе в Выборге завершил работу 26-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». В конкурсе игровых фильмов участвовала картина Александра Новикова-Янгинова «Звезды», главный герой которой приезжает из Узбекистана в Москву, на заработки. Вроде, знакомая и уже освоенная российским кино история. Только герой тут – русский, а финал – счастливый. Уже интересно.

«Звезды» – дебют в полнометражном кино молодого режиссера Александра Новикова-Янгинова. Родом он из Ташкента. В 2011 году окончил ВГИК, режиссерскую мастерскую Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика. «Звезды» снимал на студии «ВГИК-дебют», под руководством продюсера Федора Попова. В прошлом году на этой студии был сделан фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» молодого режиссера Александра Ханта - картина была отмечена гран-при того же Выборгского фестиваля, прошла по многим российским и зарубежным киносмотрам и попала в шорт-листы всех отечественных кинопремий.


Кадр из фильма “Звезды”

«Звезды» были приняты в Выборге неплохо (хотя и остались без наград), на пресс-конференции шли споры, что говорит о том, что картина как минимум небанальная. И правда, на фоне многих других фильмов, представленных в Выборге, «Звезды» подкупают внятностью повествования и авторской позиции. «Я верю в то, что человек в любых условиях должен оставаться человеком – тогда он будет вознагражден», – сказал на пресс-конференции Новиков-Янгинов. Так он ответил на обвинения в неорганичности хеппи-энда этой истории бесправного гастарбайтера.

Вкратце о сюжете. Узбекистанец по паспорту, русский по происхождению Юрий Алексеевич Дербенёв отправлялся в Москву не затем, чтобы мешать бетон на стройке. Дома он был уважаемым (хоть и не богатым) человеком – учителем русского языка и литературы. Просто дочка заболела, и пришлось ехать в российскую столицу, чтобы разузнать насчет лечения и возможности заработать пристойным способом. Но все пошло не так. Родственник оказался в бегах, никто не встретил, вот и пришлось Дербенёву идти к землякам-гастарбайтерам, попутчикам по поезду «Ташкент-Москва». И работать пришлось с ними – на стройках и ремонтах. Юрий Алексеевич (по прозвищу Гагарин) прекрасно знает узбекский, со своими новыми коллегами общается на равных.

Образ этого странного, не от мира сего человека получился во многом благодаря исполнителю главной роли – Виктору Сухорукову. Его герою приходится хлебнуть «прелестей» жизни в столице бывшей империи. Выжить и не потерять себя помогает чувство солидарности с земляками. Дербенёв-Гагарин попадает в бригады к узбекам, киргизам, ташкентским армянам… Все ценят его незлобивость, стойкость к тяготам работы и быта. В том, как показана в фильме гастарбайтерская среда, мерещится своеобразный постсоветский интернационал. Продюсер картины Федор Попов сказал на пресс-конференции в Выборге: «Это история людей, оказавшихся на просторах бывшего СССР, как перекати-поле». А режиссер добавил: «Не тяжелый быт гастарбайтеров для меня был главным, а человеческие отношения между персонажами».


Кадр из фильма “Звезды”

В ряду обращений кинематографистов к болезненной теме трудовой миграции «Звезды» Новикова-Янгинова выглядят фильмом удивительно жизнеутверждающим. Нет в нем монотонно-минорного звучания. Время от времени в повествование вплетаются шуточные закадровые комментарии к переводу с узбекского на русский. «Я считал, сколько раз смеялись зрители во время показа – 20!», - сообщил журналистам продюсер.

Кульминацией сюжета становится заказ очередного босса Дербенёва, по которому учитель русской словесности должен убить конкурента рыночного торговца – тогда ему, учителю-гастарбайтеру, вернут документы. Дербенёв берется за мокрое дело (документы-то нужны, без них не будет работы и денег, которые идут на лечение дочки), но в последний момент бросает его. Конкурент остается жить, а Дербенёв лежит на обочине трассы, где его и подбирает благородный русский дальнобойщик.

Примечательно, что такой финал был воспринят кинокритиками как неорганичный – от истории про гастарбайтера ждут привычной артхаусной «жести», а тут тебе добрый дальнобойщик и известие о том, что дочка пошла на поправку. Возможно, «Звезды» дают новое дыхание острой теме, и нужно время, чтобы его почувствовать и оценить.

В связи с этим вспоминается эпизод, имевший место в декабре 2017 года на церемонии закрытия московского фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». Награждали игровые и документальные фильмы на сложные темы (в том числе, о проблемах мигрантов и гастарбайтеров). Отсидевший длинную церемонию президент фестиваля, классик советского кино Марлен Хуциев вышел на сцену затем, чтобы объявить киносмотр закрытым, и обратился к собравшимся с неожиданным призывом: «Ну снимите, наконец, комедию о правах человека!» Зал замер, а потом взорвался хохотом и аплодисментами. Пафос правозащитного мероприятия был разбавлен небеспочвенным предложением 90-летнего мудреца-жизнелюбца. Комедией «Звезды» Александра Новикова-Янгинова, конечно, не назовёшь, но и в жанровое определение «драма» картина тоже не вписывается.


Кадр из фильма “Звезды”

Узбекистанский кинематограф после распада СССР долгое время испытывал трудности, до недавнего времени в год выходило всего около 15-20 картин. Однако несмотря на это в стране помимо сериалов и популярных комедий регулярно появляются фильмы, попадающие на зарубежные кинофестивали. Например, в 2006 году картина Юсуфа Разыкова «Девичий пастух» получила гран-при фестиваля азиатского кино во французском Везуле, фильм Назима Аббасова «Луноликая» в 2009 году получил два приза на фестивале стран Азии. Африки и Латинской Америки в Инсбруке, лучшим фильмом кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» в 2012 году стала лента Аюба Шахобиддинова «Небеса — моя обитель». В этом году фильм «Стойкость» Рашида Маликова получил приз жюри российской кинокритики на Московском международном кинофестивале.

Согласно планам правительства Узбекистана, к 2020 году количество фильмов, выпускаемых в республике, должно вырасти до 30. В республике также активно занялись международным продвижением национального кино: в этом году в рамках кинорынка на Каннском кинофестивале впервые открылся узбекистанский павильон. Кроме того, власти отменили для зарубежных компаний плату за съемку на объектах культурного наследия.

Дарья Борисова

Международное информационное агентство «Фергана»





Реклама от партнеров








РЕКЛАМА