12 Декабрь 2017


Новости Центральной Азии

"История бухарских евреев" - новая книга профессора Давида Очильдиева

21.11.2002 00:00 msk, Пресс-релиз

Россия Книжечки

Давид Очильдиев, "История бухарских евреев (с древних времен до середины XIX в.)", книги I-II. Mir Collection, Нью-Йорк, 2001. ISBN 1-893552-09-8.

Данный труд в двух книгах - первая в науке о еврействе (иудаистике) попытка создания сводной, систематической истории бухарского еврейства. В ней собраны и обобщены многочисленные разрозненные сведения о центральноазиатском еврействе, содержащиеся в исторических и литературных источниках, опубликованных на протяжении веков в разных странах и на разных языках. Творческий анализ этой богатейшей информации, дополненный материалами собственных научных изысканий, позволил автору осветить историю и культуру родного народа в их системной взаимосвязи и хронологической последовательности.

Однако самым главным достоинством книги является то, что основные события бухарско-еврейской истории и культуры рассматриваются в ней в широком контексте общееврейской истории и истории народов центральноазиатского региона как часть целого.

Концепция автора принципиально отличается от традиционных подходов русской и советской востоковедческих школ, в которых факты и исторические реалии нередко ошибочно истолковывались, а то и просто искажались. Она вносит много нового и ценного в наши старые, устоявшиеся представления об истории бухарского еврейства.

Ряд выводов и положений работы Давида Очильдиева важны для понимания аналогичных процессов, имевших место в истории других малых еврейских общин восточной диаспоры.

Книга «История бухарских евреев» будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся не только историей бухарских евреев, но и историей еврейства вообще. Она может быть использована для программного изучения в иешивах, школах, колледжах и университетах, а также для домашнего обучения.

Давид Очильдиев - известный ученый-востоковед, Заслуженный деятель науки Узбекистана, доктор исторических наук, профессор.

ПРЕДИСЛОВИЕ

История народа Израиля насчитывает 4 тысячи лет. Первые иудейские поселенцы, с которых начиналось формирование бухарско-еврейского субэтноса, появились в Центральной Азии около 2500 лет тому назад.

Десятки поколений ученых-специалистов изучали все, что составляет историю бытия и духовное наследие еврейского народа. Ими написано так много трудов, что едва ли один человек даже в течение жизни сумеет хотя бы бегло ознакомиться с содержанием всех публикаций на ведущих языках мира, составляющих вкупе то, что принято сегодня называть библиотекой иудаики.

Однако в этом безбрежном океане научно-информационного материала трудно найти более десятка серьезных книг, непосредственно посвященных изучению тех или иных проблем истории бухарского еврейства. И до сих пор нет ни одного труда, где бы содержалась обобщающая, систематизированная история нашего древнего народа. Такого, например, как труд Леви Хабиба "Тарихи Яхудиён-и Ирон" (" История евреев Ирана", в 3 томах и 7 книгах. Тегеран, 1950-1955 гг., на персидском языке).

Стоит ли после этого удивляться, что бухарское еврейство к началу XXI века все еще остается наименее известным среди больших и малых еврейских этнолингвистических общин восточной диаспоры? Американский антрополог Перри Баялор после детального знакомства с нью-йоркской общиной бухарских евреев середины 90-х годов прошлого века с сожалением отметил: "На Западе же больше известно о евреях Китая и Индии, чем об одной из процветающих общин бухарских евреев, которые придерживаются своей ортодоксальной иудейской веры и обычаев в городах оазисов Центральной Азии, в регионе древнего Шелкового пути в Китай". А в пределах США (преимущественно в Нью-Йорке) уже много лет проживает сравнительно большая и хорошо организованная бухарско-еврейская община общей численностью свыше 40 тысяч человек".

К сожалению, даже наши соплеменники имеют весьма смутное представление о собственной истории. И это не вина, а беда нашего народа. И объясняется это многолетним проживанием в бывшем СССР в условиях тоталитарного режима, когда любые правдивые публикации по еврейской тематике были строго запрещены. Более того, с середины 30-х годов ХХ в. начался процесс целенаправленного уничтожения древней культуры бухарских евреев. Последовательно закрывались национальные школы, театры, газеты. Почти прекратилось издание литературы на родном языке. Под неусыпным государственно-партийным контролем оказалась и религиозная жизнь общины. Бухарские евреи, так же, впрочем, как и другие иудейские общины в бывшем СССР, оказались совершенно изолированными от мировых еврейских центров.

Сложившаяся ситуация, естественно, не могла не беспокоить бухарско-еврейских интеллектуалов. Они хорошо понимали, что сохранение этнической целостности и религиозных традиций народа во многом зависело от возрождения его самобытной культуры и возвращения к историческим истокам. И представители бухарско-еврейской интеллигенции (около 100 профессоров, докторов и кандидатов наук, людей творческих профессий), волею судьбы оказавшиеся в Нью-Йорке в начале 90-х годов прошлого века, охотно поддержали идею доктора Роберта Пинхасова, Ph.D, о создании научно-просветительского клуба «Рошнои». Президентом клуба избран автор идеи, ответственным секретарем - проф. Иосиф Калантаров. Под энергичным руководством доктора Р.Пинхасова создавался многоплановый проект возрождения древней культуры бухарского еврейства.

Одной из главных задач проекта стало написание многотомного фундаментального труда по истории бухарско-еврейского народа. Для этого при клубе «Рошнои» по инициативе автора этих строк был создан Общественный центр исторических и социологических исследований (руководитель - проф. Аркадий Завулунов, ученый секретарь - кандидат философских наук Владимир Аулов, который в 1993 г. разработал первый вариант программы 4-томного исторического исследования).

Целью авторского коллектива Общественного центра было создание всеобъемлющего труда по истории нашего народа. В нем предполагалось собрать и систематизировать разрозненные и отрывочные сведения, содержащиеся в источниках и литературе, изданных в разное время в разных странах и на разных языках. И, дополнив собранную информацию материалами собственных научных изысканий, опубликовать суммарные результаты коллективных усилий в четырех книгах, которые последовательно осветили бы бухарско-еврейскую историю с древних времен до сегодняшнего дня. Речь шла, по существу, о первой в иудаистике (науке о еврействе) коллективной попытке такого рода. (Автору этих строк, как профессиональному историку-востоковеду, была поручена разработка проблем бухарско-еврейской истории эпохи древности, средневековья и нового времени.)

Идея создания такого труда была одобрена и получила авторитетную поддержку деятелей науки и культуры Израиля, высказавших свое желание максимально помочь претворению ее в жизнь. Среди них - профессор Иерусалимского университета Михаэль Занд, в течение семи лет по существу бывший научным консультантом автора этих строк, старейшина бухарско-еврейской интеллигенции, известный драматург и писатель Арон Шаламаев, доктор филологических наук, профессор Иосиф Мошеев, доктор медицины Илья Суфичаев и многие другие.

Созданием труда по родной истории постоянно интересуются и активно помогают лидеры нашей бухарско-еврейской общины в Америке (некоторые из них порой оказывали и определенную материальную поддержку): Главный раввин бухарских евреев США и Канады рабби Ицхак бен Михаэль Иешува, Президент Конгресса бухарско-еврейских общин США и Канады Борис Кандов, и.о. президента ВААДа бухарско-еврейской общины США Давид Аминов, члены ВААДа, известные бизнесмены, меценаты и общественные деятели Григорий Давыдов, Рахмин и Нисим Некталовы (оба брата в ноябре прошлого года в Иерусалиме были избраны в состав высшего руководства Всемирного Конгресса бухарских евреев: Рахмин - вице-президентом, Нисим - членом правления), директор Бухарско-еврейского музея в Нью-Йорке, член ВААДа Арон Аронов, а также профессор Эдуард Аминов - в бытность свою президентом Ассоциации евреев-иммигрантов из Средней Азии (профессионалов), вице-президент и менеджер этой же организации, канд. геолого-минералогических наук Григорий Пулатов и Исхак Рубинов. Особое внимание этой работе оказали ведущие представители бухарско-еврейских средств массовой информации: газет «Дружба» - доктор Мирьям Якубова и Нахум Казиев, «Бухарско-еврейский мир» - Борис Кандов и канд. филологических наук Рена Елизарова, «Замон» - проф. Леви Якубов, «Бейт Ахарон» - Рахмин Юсупов, Рафаэль Некталов, журналов «Надежда»- канд. экон. наук Эдуард Катанов и Мошехай Сезанаев, «Голос общины» - Давид Аминов, «Шолом-Алейхем» - Нисим Некталов, «Женский мир» - доктор Зоя Максумова, «Восход» - рабби Ицхак Иешува, Рафаэль Некталов, «Бейт Гавриэль» - рабби Эммануэль Шимонов, проф. Велиям Кандинов, программы «Шофар» русско- американского радио WMNB и «Надежда» - доктор философии, Ph.D. Марина Исхакова".

На всех этапах подготовки издания (книги I и II) рядом с автором, наряду с руководством клуба «Рошнои», постоянно находились, оказывая важную и многоплановую помощь, его младшие коллеги и друзья. Это культуролог и журналист Рафаэль Некталов (в недавнем прошлом - издатель и главный редактор газет «Мост», «Бухарско-еврейский мир», ведущий программы «Шелковый путь» русско-американского радио WMNB), востоковед, философ и журналист Владимир Аулов, Ph.D., осуществивший компьютерный набор и любезно принявший на себя функции научного ассистента.

Несколько слов о первых двух книгах данного издания. В них, впервые в иудаистике, глубоко прослеживаются судьбы значительной группы иудейских пленников вавилонского царя Навуходоносора II, оказавшейся на территории Центральной Азии. Хронологические рамки первой и второй книг охватывают период от разрушения Первого Храма до завоевания Центральной Азии Россией (586 г. до н.э. - 1865 г. н.э.).

В книге I - «Евреи Центральной Азии в период персидского владычества» - поэтапно раскрываются сложные этноразделительные процессы формирования в рамках восточной диаспоры новой самобытной общины, с особым укладом жизни, собственным языком общения и четко выраженной этнокультурной самоидентификацией. Представители этой субэтнической группы со временем стали называться «бухарскими евреями».

В книге II освещаются основные аспекты проживания бухарских евреев в исламских государствах Центральной Азии в период от арабского завоевания до насильственного включения региона в состав Российской империи, знаменовавшего собой вступление бухарских евреев в качественно новый этап своей истории.

Важно при этом заметить, что в основу обеих книг положена совершенно новая концепция, принципиально отличающаяся от традиционной, сложившейся в исторической литературе, Там, в частности, бухарское еврейство рассматривалось вне центральноазиатского общеисторического контекста и считалось «привнесенным элементом». Например, когда речь заходила о происхождении бухарских евреев, традиционно задавался один и тот же риторический вопрос: «Когда и откуда бухарские евреи пришли в Центральную Азию?».

На деле же они ниоткуда извне не приходили. Наш самобытный субэтнос сложился в рамках определенного историко-географического и этнокультурного пространства, именуемого в научной литературе «исторической этнической территорией». В нашем случае им являлась Центральная Азия, а этнокультурным пространством - центральноазиатское культурно-цивилизационное единство.

Особое место в обеих книгах занимает освещение деятельного участия иудеев Центральной Азии в экономическом и культурном развитии региона, анализируются процесс взаимообогащения культур и общность исторических судеб всех центральноазиатских народов, включая бухарское еврейство.

В исследовании рассматривается чрезвычайно любопытный исторический феномен многовекового совместного проживания на единой территории представителей двух разных религий - иудаизма и ислама, плодотворного соседства, выкристаллизовавшего во многом сходные, а в некоторых проявлениях просто идентичные культуры, в широком понимании этого слова.

При этом на конкретно-историческом материале аргументированно доказывается, что изменение этнокультурного облика потомков вавилонских изгнанников вовсе не следует понимать как их отход от веры и обычаев предков. Более того, находясь в окружении нееврейского и не всегда дружелюбного большинства, бухарские евреи истово следовали заветам Торы, порой предпочитая смерть переходу в чужую веру. Но в целом их положение в достаточно толерантном (веротерпимом) обществе Центральной Азии, не допустившем ни одного еврейского погрома, было несравненно лучше, чем жизнь их соплеменников в соседних исламских государствах - таких как Иран. В книге раскрываются причины этого феномена, до сих пор остававшегося вне поля зрения исследователей истории народов Центральной Азии.

Бухарско-еврейский этнос рассматривается как самостоятельная, своеобразная, но все равно часть целого: народов региона с одной стороны и мирового еврейства - с другой. Наш народ - один из многочисленных народов Центральной Азии - есть неотъемлемая часть еврейства, разделенного и разбросанного по разным уголкам мира. И без изучения истории нашего народа нельзя по-настоящему познать ни центральноазиатскую, ни общееврейскую историю.

Многие выводы, сделанные на основе исследования истории бухарских евреев, важны, как представляется, для понимания аналогичных проблем других еврейских восточных общин. И соответственно - изучение исторического прошлого и настоящего этих общин способствует более глубокому осмыслению проблем становления и развития бухарского еврейства.

При подготовке книг автор опирался на опыт и материалы предшественников, известных и малоизвестных ученых-востоковедов, прямо или косвенно затрагивающих бухарско-еврейскую тематику - от Вильгельма Бахера и Карла Залемана (конец XIX- начало XX вв.) до 3. Амитина-Шапиро, В. Фишеля, Ицхака Бен-Цви (20-е - 50-е гг. XX в.) и современных исследователей (М.Членов, И.Дворкин, Т.Вышенская, Л.Гуревич, С.Губаева, Л.Каганович, Р.Альмеев, В.Дымшиц, Т.Емельяненко и др.).

В этом ряду имен особенно хотелось бы отметить профессора Иерусалимского университета Михаэля Занда - одного из инициаторов издания и главного редактора десятитомной Краткой Еврейской энциклопедии. Его работы по бухарско-еврейской тематике внесли существенный вклад в еврейскую историографию, а многие положения статьи «Bukharan Jews», помещенной в Энциклопедии Ираника (vol. IV, NY., 1989), заложили основы будущих исследований в этом направлении.

Любопытные материалы по теме содержатся и в опубликованных в бывшем СССР, Израиле и США книгах авторов бухарско-еврейского происхождения, рассматривавших отдельные вопросы родной истории. Это Я. Калантаров, Н. Таджир, ХарЭль (Менаше Бабаев), М. Абрамов, И. Мавашев, М. Беньяминов, Ю. Датхаев, А. Шаламаев, X. Толмас, Г. Галибов, раббай Ш. Ниязов, А. Кимягаров, В. Кандинов, Р. Пинхасов, И. Мошеев, П. Исхаков, И.Калонтаров, Б. Исхаков, Э. Каганов, И. Гулькаров, Д.Ниязов, Р. Некталов, Р. и Н. Мулокандовы, X. Шимонов, Я.Ашуров, 3. Увайдова, А. Завулунов (готовится к изданию). Подготовке этого издания во многом способствовали материалы трех научно-практических конференций по истории и культуре бухарского еврейства (Нью-Йорк, 1995, 1996, 2000 гг.).

Точная транскрипция многих древнееврейских, персидских и арабских историко-географических названий и имен собственных, встречающихся в древних и средневековых источниках, недостаточно разработана в русскоязычной литературе и поэтому все еще не унифицирована. При упоминании их автор придерживался написания, принятого в Краткой Еврейской энциклопедии, в Советской исторической энциклопедии и в Географическом энциклопедическом словаре.

Спорными в еврейской историографии остаются также научная периодизация, датировка и оценка тех или иных исторических фактов и событий. У еврейских историков нет единого взгляда на сущность некоторых важнейших исторических проблем. Во всех трудных ситуациях автор руководствовался принципами, разработанными группой еврейских исследователей, которых принято относить к «иерусалимской исторической школе».

Предлагаемую читателю работу автор рассматривает как первый в исторической литературе опыт подобного рода и не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов, затронутых в ней. Любые критические замечания и пожелания будут с благодарностью приняты, изучены и учтены при дальнейшей разработке проблем бухарско-еврейской истории.

Автор искренне благодарит всех, кто прислал важные информационные материалы и редкие иллюстрации по теме, а своими ценными советами и консультациями способствовал значительному усовершенствованию этого труда. Этих людей очень много: они проживают в США, Израиле, Узбекистане, Таджикистане, в Москве и Санкт-Петербурге. Их имена с выражением глубокой признательности автора будут опубликованы в заключительной, IV книге издания.

ОТКЛИКИ О КНИГЕ

«Я - преподаватель еврейской истории. Могу сказать, что именно эту книгу Давида Очильдиева я буду рекомендовать в качестве пособия по изучению истории бухарских евреев в своем университете. Она будет интересна всем, особенно тем, кто будет заниматься сопоставительным анализом истории еврейских общин Европы и Азии...»

Проф. Саймонд Кларфельд, Брандайс Университет, Массачусетс, США

"Давид Очильдиев, пожалуй, самый видный специалист по бухарскому еврейству. Окончив Ташкентский Государственный университет, продолжил свое образование в докторантуре Института востоковедения Российской Академии наук... Им написано шесть книг и множество статей по истории Афганистана и бухарских евреев...»

Проф. Чарльз ФЕЙЕРБАНКС Младший, директор Института Центральной Азии и Кавказа, Вашингтон

"С 1991 г. проживая в Нью-Йорке, Д.Очильдиев системно и комплексно занимается углубленной разработкой истории и этногенеза бухарского еврейства. Им изучены, обобщены и введены в научный оборот уникальные источники, раскрывающие абсолютно новый ракурс проблемы. Подход автора принципиально отличается от традиционных подходов, которые рассматривали бухарских евреев в отрыве от центральноазиатского исторического контекста в качестве «привнесенного элемента». Согласно его концепции, бухарские евреи как субэтнос сформировались на исторической территории Центральной Азии, прежде всего Узбекистана, и являются органической частью центральноазиатского культурно-цивилизационного единства».

Садык Сафаев, Чрезвычайный и полномочный посол

Республики Узбекистан в США

"Д. Очильдиев совершенно справедливо пишет, что одним из главных источников гордости и престижа любого человека является древность его народа. И не секрет, что эта проблема также волнует ум и сердце каждого бухарского еврея. Следует отметить, что автору удалось обосновать причины исторической гордости своего народа. С точки зрения исследователя-историка, я должен отметить, что написание истории одного народа, выбор первоисточников, начиная с седой древности, тем более на разных языках народов мира, не каждому под силу...»

Академик Ахрор Мухтаров, Республика Таджикистан

"Книга Д. Очильдиева носит, безусловно, новаторский и глубоко творческий характер. Содержащаяся в ней информация вносит много нового и ценного в традиционно сложившиеся у нас представления о главных этапах истории бухарских евреев. Ряд выводов и положений, сделанных автором в его труде, важны для понимания аналогичных процессов, имевших место в истории других малых еврейских общин восточной диаспоры».

Профессор Стелла Губаева, Институт этнологии Российской Академии наук. Москва

"Согласно бухарско-еврейскому ученому Д. Очильдиеву, проживающему в Квинсе, рабби Иосиф Мамон приехал в 1793 году из Палестины в Центральную Азию. Он застал бухарских евреев в состоянии глубокого религиозного и культурного кризиса... и остался жить там, чтобы возродить еврейскую жизнь общины... Автор пишет, что бухарские евреи были потомками вавилонских пленников, переселившихся в Центральную Азию - тогда часть Персидской империи. Во многом благодаря тому, что они жили на периферии советской империи, далеко от Москвы, они смогли сохранить свои синагоги и ритуалы, даже в коммунистический период".

Elaine Machleder, "The Jewish Week", New York, June 23, 2002

* * *

Данный текст воспроизведен из книги "История бухарских евреев"







  • РЕКЛАМА