Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Президента можно показывать только в хорошем расположении духа?

21.05.2003 00:00 msk, Инера Сафаргалиева

В Ташкенте правозащитники провели акцию протеста против увольнения режиссера государственного телевидения. Во время прямой трансляции узбекским телевидением открытия годового собрания Европейского банка реконструкции и развития, которое недавно состоялось в Ташкенте, был показан недовольный Ислам Каримов.

По всей видимости, в такое расположение духа узбекского руководителя повергло замечание президента ЕБРР Ж. Лемьера, который сказал (после вступительной речи главы Узбекистана), что от Каримова ожидалась критика нынешней ситуации с правами человека в стране. Ранее зарубежная пресса сообщила, что президент Узбекистана пообещал Лемьеру признать практику применение пыток в узбекской системе исполнения наказания. Однако ожидания общественности не оправдались.

После того, как президент Узбекистана был показан в телеэфире в плохом расположении духа, режиссера первого государственного канала Ахмаджона Ибрагимова уволили, а операторам Умиду Пулатову и Отабеку Гулямову был сделан строгий выговор.

По информации работников национального телевидения Ибрагимов был ответственным за трансляцию в прямом эфире открытия годового собрания ЕБРР. Однако в напряженную работу работников телевидения на этом заседании, как сообщили они, вклинивались спец-службы. В какой-то момент Ахмаджон Ибрагимов не смог слышать замечание Лемьера президенту Узбекистана, так как перевод текстов временно был отключен. Именно это обстоятельство «дезориентировало» опытного режиссера, проработавшего на узбекском ТВ около 40 лет.

В минувший вторник 20 мая у входа в здание Узгостелерадиокомпании председатель ташкентского Общества прав человека в Узбекистане Елена Урлаева и активист организации Юрий Коноплев организовали акцию протеста в поддержку Ахмаджона Ибрагимова. Они требовали восстановить его на работе. «Судьба этого человека, как и судьба узбекской прессы нам не безразлична», - сказала Урлаева. Юрий Коноплев заявил, что он участвует в митинге, чтобы поддержать местных журналистов, которые находятся под прессингом властей.

Эта акция протеста и заявления правозащитников воодушевили нескольких тележурналистов, пришедших на работу в Узтелерадиокомпанию. Они присоединились к митингу, выражая недовольство жесткой цензурой на узбекском ТВ. Среди них была старший редактор русскоязычного международного четвертого телеканала Ильмира Хасанова, которая не побоялась поддержать акцию протеста и выступить перед представителями зарубежной и независимой прессы, которые были приглашены правозащитниками для освещения пикета, с острой критикой руководства национального телевидения. «Главные редактора заставляют тележурналистов переделывать каждый второй материал, мотивируя это боязнью остаться без работы, - заявила Ильмира Хасанова. - Мало того, что внутренний цензор сидит в нас самих, так наши сглаженные материалы подвергаются дополнительной переработке со стороны руководства ТВ. В итоге такие материалы лишены всякого смысла. В таких условиях работать невозможно. Мне стыдно, когда меня узнают на улице, потому что я не могу гордиться своей работой».

Другая местная тележурналистка, пожелавшая остаться неназванной, сказала следующее: «Главный басмач на узбекском ТВ – зампредседатель Узгостелерадиокомпании Низаметдин Махмудов, который поставлен на эту должность президентским аппаратом. Этот человек внес немалый вклад в то, чтобы узбекское телевидение стало серым, безликим и бездарным».

По оценкам местных наблюдателей, большинство населения узбекских городов смотрят каналы российского телевидения через собственные спутниковые антенны или подключаются к услугам кабельного телевидения.

В Узбекистане имеется целый ряд законов, устанавливающих в соответствии с международными нормами статус местных СМИ и журналистов. Однако фактическое положение свободы слова и прессы в стране определяется не законодательными актами, а жесткой системой контроля, а точнее - указаниями президентского аппарата. Например, главные редактора СМИ и их заместители назначаются этим органом.

В последнее время глава Узбекистана чаще стал говорить о том, что узбекистанская пресса должна предлагать альтернативное, критическое мышление. Однако до сих пор пресса, работающая на местные СМИ, продолжает отражать или правительственную, или никакую точку зрения, а если допускает критику, то только со стороны власти. В то же время глава нашего государства считает, что критика должна быть в разумных пределах, так сказать, учитывать исторические традиции, обычаи, национальный менталитет. Такая установка фактически стерилизует право пользования свободой слова, так как во главу угла в Узбекистане ставятся не декларируемые демократические законы, а местные традиции.

После того, как был написан этот материал, стало известно, что Ахмаджона Ибрагимова восстановили на работе. Об этом руководство ТВ сообщило митингующим через три часа после начала акции. Однако правозащитники с недоверием отнеслись к этой информации и намерены продолжить акции протеста, как в поддержку Ибрагимова, так и против цензуры на узбекском ТВ.