Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Конвертация национальной валюты в Узбекистане приостановлена негласным указом

30.01.2004 00:00 msk, Денис Крылов (Ташкент)

Экономика
Конвертация национальной валюты в Узбекистане приостановлена негласным указом

Прошло более ста дней с тех пор, как Узбекистан взял на себя обязательства по восьмой статье Устава МВФ, предусматривающей свободный обмен валюты частным гражданам и юридическим лицам (исключая вывоз крупного капитала). Можно подводить первые итоги. Как конвертация осуществляется на практике? Можно ли ее назвать свободной? А главное - стала ли валюта доступней, чем раньше?

С точки зрения частного лица, не приобретающего и не продающего крупных партий валюты, можно сказать определенно - стала. В республике открылись и работают многочисленные пункты по ее продаже. В них свободно можно купить или продать четыре вида валюты - доллары, евро, фунты или йены. Обмен таких популярных валют, как рубли и тенге не предусмотрен.

Наличная валюта в обменниках, как правило, есть. Но, по словам людей в очереди к заветному окошку, иногда, по неизвестным причинам обменники вдруг перестают продавать сумы или доллары - отказывают без объяснения причин, срочно начинают переучет, или же вдруг "ломается компьютер".

Обменный курс в этих пунктах складывается не по рыночной стоимости (исходя из спроса и предложения), а устанавливается Центробанком, который рассылает директивы о том, какой курс следует установить. За время со дня открытия конвертации курс доллара изменился ненамного - если в середине октября он составлял 975,25 за один доллар, то сегодня 984,61. При этом в обменниках доллары принимают по 986, а продают по 997. То есть девальвация сума все же происходит, но очень низкими темпами.

Да, теперь узбекистанцам, приобретая валюту, не приходится таиться от охотящихся за их сбережениями сотрудниками милиции или налоговой инспекции. А ведь еще недавно практически любой гражданин республики, которому понадобилось совершить крупную покупку или выехать за пределы страны вынужден был идти за валютой на "черный рынок". Сегодня же, отстояв небольшую очередь в обменник, можно совершать сделку совершенно спокойно, не опасаясь, что твои деньги в результате неудачной попытки купить "баксы" приятно отяготят собою карманы представителей упомянутых служб.

Однако ситуация вовсе не такая радужная, как может показаться на первый взгляд. Если продать доллары каждый гражданин республики может абсолютно свободно, и с него не потребуют никакого документа, то для того, чтобы купить валюту других стран, придется предъявить не только паспорт, но и принести и сдать в обменник его ксерокопию. Лицам, не имеющим паспорта, несовершеннолетним, а также иностранцам, легальный доступ к валюте заказан. Причем независимо от величины приобретаемой суммы - без ксерокопии паспорта вам не продадут даже один доллар.

Все это вызывается, по мнению многих, совершенно прозрачным намерением - чтобы было известно, куда направлять налогового инспектора, если тот захочет поинтересоваться, откуда у вас взялись деньги на доллары.

Последнее обстоятельство, кстати, самым непосредственным образом влияет на продолжающееся функционирование "черного рынка". Как известно, хоть число вольных валютчиков и поубавилось, однако они по-прежнему настойчиво призывают граждан купить-продать рубли, доллары или золото. Хотя зачастую обменники расположены всего в двух шагах...

Пытаясь выяснить, почему они до сих пор не исчезли, подхожу к одному из менял, промышляющих в районе "Детского мира".

- Объясните, пожалуйста, почему вы еще работаете - ведь пунктов, где можно вполне легально поменять валюту полным-полно?

Тот весело улыбается:

- А наши основные клиенты - менты. Они боятся идти в обменники, не хотят лишний раз светиться, вот к нам и идут. А еще мы берем рубли, тенге, да вообще все.

Его коллега на это же вопрос ответила слегка иначе:

- К нам часто поступают заказы на покупку крупной партии валюты. Документов мы, естественно, не спрашиваем...

Возле Алайского рынка исчезла привычная толпа цыганок. На подходе к рынку стоят новенькие будки по обмену валюты. Возле них расхаживают валютчики, миролюбиво беседуя с милиционерами-охранниками и отвлекаясь от разговора лишь для того, чтобы предложить сделку очередному прохожему.

- Дело в том, что основная часть наших клиентов - люди, которые не хотят показывать свои доходы, - объяснил мне один из валютчиков. - Возьмет, например, взятку прокурор. В обменник он деньги не понесет, а попросит поменять нас. Ну, и другие в том же духе...

Выяснилось, что валютчики покупают доллары дороже, чем в обменнике, но и продают тоже дороже - такова цена конфиденциальности. Заниматься обменным бизнесом на легальных основаниях они не могут: в Узбекистане это позволено только банкам. Это очень огорчает работников "черного рынка".

- Мы даже ходили в хокимият, - рассказал один из них. - Спрашивали, нельзя ли и нам будки поставить и менять валюту на законных основаниях - налоги платить и так далее, как в Казахстане. "Нет", - отвечают, - "нельзя".

Несмотря на то, что уличных менял становится меньше, они продолжают играть важную роль в снабжении узбекистанцев столь необходимыми им импортными дензнаками. Правда, сектор, который они обрабатывают, значительно сузился - сегодня они, в основном, обслуживают людей, не желающих афишировать свои доходы, и тех, кто приходит к обменникам до начала рабочего дня и после него, а также имеют прибыль с купли-продажи альтернативных валют - рублей и тенге.

Словом, частным лицам валюта на сегодняшний день вполне доступна - с учетом вышеприведенных оговорок.

Иная ситуация складывается в области конвертации для юридических лиц - различных фирм и компаний. Согласно имеющимся данным, с тех пор как ограничения на продажу валюты были сняты, количество импортных поставок в республику этими фирмами возросло в десять раз. Что является ярким свидетельством дефицита потребительских и других товаров.

По сообщению агентства Рейтер, банки получили негласное распоряжение до начала февраля не рассматривать заявки от местных компаний на конвертацию сумовых средств для импорта всех потребительских товаров, кроме сырья и комплектующих, необходимых для внутреннего производства продукции.

Рейтер ссылается на представителя одного из банков, который сообщил, что остановлена конвертация по всем видам товаров народного потребления, а заявки клиентов возвращаются без объяснения - их обещают рассмотреть в начале февраля. Источник высказал опасение, что по мере накопления задолженности банки не смогут вовремя обеспечить валютными средствами всех клиентов и тем самым подведут их зарубежных контрагентов, отгружающих товары без предоплаты.

Сотрудник другого банка рассказал, что, уже начиная с этого года, банки получили устное распоряжение от Центробанка ограничить конверсионные операции по импорту товаров, не представляющих "социальной значимости". В их разряд попали предметы роскоши, автомобили, спиртные напитки, сигареты, спички, а также сухие корма для кошек и собак.

"Сверху нам так и сказали: "Людям жрать нечего, а вы здесь собачьи корма завозите"! - приводит Рейтер слова банкира, которому пришлось отказать в рассмотрении заявки на конвертацию официальному дистрибьютору крупной иностранной компании, производящей товары для животных.

Несмотря на некую кажущуюся справедливость вышеприведенной цитаты, необходимо иметь в виду, что в итоге зоомагазины, торгующие кормами для животных, "пролетают".

Выборочные ограничения на возможность конвертации, безусловно, являются нарушением восьмой статьи устава МВФ, предусматривающей конвертацию по текущим счетам без каких-либо ограничений. Правительство вновь продемонстрировало нежелание конвертировать средства всем участникам рынка, а не только "приближенным". В таких условиях говорить о серьезном улучшении делового и инвестиционного климата в стране, как минимум, преждевременно.