Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Подсудимые на "процессе террористов дружно раскаялись. Однако вокруг весенних террористов в Узбекистане по-прежнему много загадок

30.07.2004 07:18 msk, Алексей Андреев

Можно было не сомневаться, что на проходящем в Верховном суде Узбекистана "процессе террористов" сенсаций не будет и все 15 подсудимых, как это бывало уже не раз, полностью признают свою вину.

Удивляет лишь чрезвычайная спешка, с которой на первых же заседаниях начавшегося в понедельник процесса все подсудимые, один за другим, стали сознаваться в содеянном. За терактами, по их словам, стоял никто иной как сам лидер "Талибана" мулла Омар, не говоря уже о менее значительных фигурах из "Аль-Каиды".

Напомним, что в результате взрывов в Ташкенте и Бухарской области 28 марта-1 апреля этого года погибли 47 человек, в том числе 33 боевика (15 из них сами взорвали себя), десять милиционеров и четверо случайных прохожих.

Среди замешанных в этом деле организаций фигурируют также столь разные группировки как известная террористическая организация Исламское движение Узбекистана, некая "Жамоат" ("Община"), ставящая вроде бы своей целью свержение президента Ислама Каримова, и "Хизбут-Тахрир" (Исламская партия освобождения). "РК" уже писал о том, что последняя представляет собой международную религиозную партию со вполне легальным центром в Лондоне, официально отвергающую насильственные методы борьбы. Террористической она считается прежде всего в странах СНГ, а также в ряде арабских государств, где ее активисты еще в 1970-1980-е гг. были расфасованы по тюрьмам. Представитель партии в Великобритании доктор Имран Вахид неоднократно опровергал причастность "Хизбут тахрир" к узбекским терактам. Впрочем, не исключено, что именно в условиях авторитарных режимов Центральной Азии (как ранее, скажем, при Анваре Садате в Египте), партийные адепты идеи "исламского освобождения" действительно взялись за взрывчатку.

Смущает другое. Если подсудимые действительно ставили целью свержение существующего строя почему главным объектом нападений были, как правило, милиционеры возле торговых точек, а один из взрывов предназначался для милицейской "пересменки" опять-таки возле рынка. В другом случае фугас пытались заложить у поста ГАИ. Впрочем, версию о том, что боевики мстили за "милицейский рэкет" никто в Верховном суде не рассматривает. Задача судьям поставлена однозначно - доказать политический характер дела.

Генпрокуратура Узбекистана сообщила, что в ближайшее время судьи получат новые уголовные дела, возбужденные в отношении по меньшей мере еще 30 человек (по неофициальным данным общее число обвиняемых - около 200).

Когда в прошлом году госдепартамент США признали некоторый прогресс в сфере прав человека в Узбекистане, имелось ввиду, что официальный Ташкент сделал послабления для деятельности правозащитных организаций, таких как Независимое общество прав человека Узбекистана и "Эзгулик" ("Добро"). Но теперь правозащитники говорят, что все возвращается на круги своя. Руководитель "Эзгулик" (и одновременно генсек распущенного в 1993 г. движения "Бирлик") Василя Инноятова, например, обвиняет власти в применении пыток, причем именно в ходе расследования дела о терактах. Показательно, что никого из правозащитников в зал заседаний не пустили.

Во всяком случае президенту Каримову важно показать миру, что он ведет борьбу с международным терроризмом. Постоянные конфликты с международными неправительственными организациями, а также отказ США предоставить в 2004 г. его режиму обещанную помощь в 18 млн. долларов (как раз по причине массовых нарушений прав человека в Узбекистане) вызывали у главы государства весьма болезненную реакцию. Требовалось напомнить многим на Западе, и в частности, Вашингтону, что у них есть в Центральной Азии незаменимый союзник по борьбе с терроризмом. Что мы сегодня и наблюдаем.