Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

80 лет со дня образования Узбекской ССР в современном Узбекистане никто и не думает праздновать

27.10.2004 11:34 msk, С.Ежков (Ташкент)

80 лет со дня образования Узбекской ССР в современном Узбекистане никто и не думает праздновать

27 октября 1924 года в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика, в 1991 году в результате распада "последней империи" превратившаяся в современный Узбекистан. Кто помнит об этой дате в Ташкенте? Независимый журналист Сергей Ежков.

* * *

Сегодня, 27 октября, просуществуй Советский Союз по настоящее время, Узбекская ССР отметила бы свою восьмидесятую годовщину со дня образования. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения, а нынешняя власть в стране явно не желает вспоминать столь знаменательную дату. Скорее, напротив, за тринадцать лет независимости она сделала почти все, что уничтожить совсем недавнюю историю.

Начало национально-государственному размежеванию Туркестана, входящего некогда в состав Российской империи, было положено в последний день января 1924 года, когда оргбюро ЦК Российской коммунистической партии большевиков поручило секретарю ЦК Я.Рудзутаку созвать в Ташкенте соответствующее совещание.

Теоретические концепции (тогда еще партия не была столь монолитной) на сей счет были различные. Часть партийных лидеров настаивала на сохранении экономического и национального единства региона, ссылаясь на общие корни "тюркских племен", другие видели Туркестан разделенным по национальному признаку, что непременно должно было способствовать сохранению индивидуальных для каждого народа культур, традиций и обычаев. Да и языковые нюансы, несмотря на общность языковой базы, в разных точках края были различными.

Совещание по национально-территориальному размежеванию состоялось в марте 1924 года в Ташкенте, оно в принципе и приняло за основу тот подход, который был реализован позже и просуществовал вплоть до распада СССР.

Принятое за основу мартовское решение стало той отправной точкой, что положила начало государственности нынешнего Узбекистана в тех его границах, что существуют и по сей день. Закреплено это было постановлением второй сессии ЦИК Союза ССР "О национально-территориальном размежевании Средней Азии по принципу самоопределения национальностей" 27 октября 1924 года.

Согласно этому документу на карте СССР появилась Узбекская ССР с автономной Таджикской ССР, а также Туркменская ССР и Каракиргизская автономная область в составе РСФСР. Большая часть существовавшей до этого Туркестанской АССР вошла в состав Казахской АССР, которая на тот момент оставалась в рамках Российской Федерации. В связи с новым территориальным делением автоматически сложили свои полномочия центральные Туркестанский, Бухарский и Хорезмский исполнительные советы.

Впрочем, пойди история иным путем, будущее нынешнего Узбекистана могло стать совсем иным. Дело в том, что на момент октябрьской революции 1917 года Средняя Азия была предметом самого пристального внимания не только России, но и Великобритании, ряда европейских государств. Богатейшие земли, климатические условия, позволяющие выращивать здесь хлопчатник, что позволяло при удачном раскладе пошатнуть мировую монополию США в этой сфере, привлекли к региону внимание британских и французских спецслужб. Впрочем, не остались в стороне и сами американцы. Консул США (некто Р.Трэдуэллаи) работал фактически рука об руку со своими европейскими коллегами.

Именно с их подачи и при их активном, хоть и теневом участии, во второй половине января 1918 года в Ташкенте был поднят контрреволюционный мятеж под руководством бывшего прапорщика царской армии К.Осипова, перешедшего на сторону большевиков и занимавшего в тот момент пост военного комиссара Туркестанской АССР.

Одновременно с восстанием в Ташкенте планировались аналогичные вооруженные акции и в других регионах края, в частности, Ферганской долине, где к мятежникам должны были примкнуть басмаческие и сохранившиеся белогвардейские формирования.

Мятеж начали круто. Первоочередной задачей Осипова было уничтожение коммунистического актива города, четырнадцати туркестанских комиссаров, по сути, образующих правительство республики. Под предлогом необходимости провести срочное совещание, в казармы 2-го Сибирского запасного стрелкового полка Осипов пригласил председателя ЦИК Туркреспублики В.Вотинцева, председателя Ташкентского совета Н.Шумилова, его заместителя В.Финкельштейна и председателя ЧК республики И.Фоменко. Все они были расстреляны. Расстреляны или погибли при подавлении вооруженного мятежа и другие комиссары, редакторы газет "Туркестанский коммунист" и "Красноармеец".

К утру 19 января вооруженные оппоненты большевиков уже захватили большую часть Ташкента, а в руках советской власти оставались Дом Свободы, крепость и главные железнодорожные мастерские. Однако большевиков, фактически оставшихся в явном меньшинстве, совершенно неожиданно поддержало коренное население так называемого старого города. В результате ожесточенных уличных боев уже через четыре дня мятежники утратили завоеванные позиции.

Что сегодня осталось в памяти столицы Узбекистана от тех трагических дней, кроме редких зданий, помнящих историю?

Практически ничего. Вскоре после прихода к власти нынешнего руководства республики началась активная кампания по уничтожению памятников истории и архитектуры, связанных, так или иначе, с советским периодом. Для начала был погашен вечный огонь у мемориала, возведенного на месте расстрела комиссаров, потом ликвидирован и сам мемориал. Несколько позже демонтирован и прекрасный памятник четырнадцати туркестанским комиссарам, находящийся на привокзальной площади столицы. Еще позже за одну ночь власти уничтожили пантеон, где покоился прах жертв осиповского мятежа, тех самых комиссаров, одного из первых руководителей Узбекской ССР Ю.Ахунбабаева, ряда революционных деятелей первых лет советской власти и генерала С.Рахимова. Ночью, оцепив прилегающий к захоронению район, власти экскаваторами и бульдозерами уничтожили мемориал, разбив на этом месте уродливый цветник и проложив пешеходные дорожки. Думаю, если сегодня копнуть на пару штыков эту землю, то можно наткнуться на лежащие здесь человеческие останки.

Сохранившиеся здания ташкентской крепости, контуры которой еще можно было определить лет пятнадцать назад, частично занимают силовые структуры (стены в метр толщиной), частично - службы администрации президента Ислама Каримова. В целом же резиденция нынешнего главы государства Оксарай расположена именно на территории крепости, где в бытность СССР был прекрасный детский парк.

Дом Свободы и при советской власти, и при нынешней, занимают военные (Центральный дом офицеров), в частично сохранившихся казармах 2-го Сибирского полка находится спецшкола СНБ (правопреемницы КГБ).

Что еще? Семьдесят с лишним лет существования Узбекской ССР, принципы самоопределения которой были заложены В.Лениным и даже расширены Конституцией Сталина 1936 года, естественно не прошли бесследно. Фактически Узбекистан за это время пережил несколько взлетов в экономике, науке, образовании. Достаточно напомнить, что согласно ленинскому декрету, лучшие ученые Петрограда и Москвы в 1918 году были направлены в Ташкент для создания здесь первого в Средней Азии университета. (К сожалению, мемориальная доска, еще несколько лет назад висевшая на стене одного из университетских корпусов, по указанию власти была снята и уничтожена).

Первый взлет пришелся на первые годы советской власти, второй, как это ни парадоксально, - на период Великой Отечественной войны, которую в Узбекистане предпочитают называть "второй мировой". Именно в сороковые годы из Центральных регионов Украины, Белоруссии, России в тыл шли километровые эшелоны с демонтированным оборудованием крупных промышленных предприятий. Так в Узбекистане появилось Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова, Ташкентский завод сельскохозяйственного машиностроения, еще добрый десяток крупных предприятий, ныне доживающих свой некогда славный век.

Процессу архитектурного расцвета столицы республики опять-таки способствовала трагедия - землетрясение 1966 года, фактически уничтожившее старые постройки и положившее конец так называемому одноэтажному Ташкенту. Тогда весь советский народ пришел на помощь Узбекистану и практически заново отстроил его столицу, придав ей прекрасный облик современного города. Сегодня в узбекской периодике вы не найдете даже упоминания об этой интернациональной акции. Покинула Ташкент и большая часть тех, кто его отстраивал, их потомки и родственники.

Примечательно, что существующая сегодня в стране власть усиленно пропагандирует так называемые исторические и культурные корни узбекского народа, которые, бесспорно уникальны, но ничуть не более, нежели аналогичные, но присущие другим народам планеты.

Бесконечно упоминая средневековых теологов и религиозных мыслителей, территориально имеющих отношение к нынешнему Узбекистану, власть, тем не менее, частично либо полностью замалчивает совсем недавнюю историю, либо искажает ее до неузнаваемости. Будто Советы и ранее царская Россия не принесли узбекскому народу ничего, кроме кабалы и бесправия.

Не говорит власть о том, что первое географическое общество Туркестана было создано Федором Керенским, отцом Александра Керенского, ставшего известным в период февральской революции 1917 года в России. (Дом, точнее, служебная квартира Федора Михайловича еще не так давно стоял на месте нынешнего отеля Шератон).

Не говорит о том, что большая часть исторического наследия Узбекистана была обнаружена, описана и исследована русскими и советскими учеными. Что прекрасный архитектурный ансамбль Регистан, расположенный в Самарканде, был поднят из руин именно советской властью.

Именно советская власть, как бы мы к ней ни относились, сохранила и оставила потомкам прекрасный комплекс Ичан-кала в Хиве, Арк в Бухаре и так далее, и тому подобное.

Именно советский ученый Михаил Массон и его супруга Галина Пугаченкова провели в Узбекистане археологические раскопки, восстановив на основе проведенных исследований историю народа и его страны. О Галине Анатольевне Пугаченковой, внесшей неоценимый вклад в историческую науку, в лучшем случае вспоминают мельком и походя...

Не вспоминают и о том, что ташкентское метро начали строить как раз после землетрясения, а его первая очередь была сдана в эксплуатацию к 60-й годовщине Октябрьской революции. На станциях метро по тому же указанию властей, уничтожено все, что хоть как-то напоминало о недавнем коммунистическом прошлом. И зияют заштукатуренные проемы пустыми и безликими глазницами. Нового еще нет, старое приказано уничтожить.

Чего нет в Узбекистане еще? Нет, милого домика великой русской актрисы Веры Комиссаржевской, которая провела в Ташкенте последние дни, скончавшись здесь от чахотки. Нет могил родственников Ф.Керенского на Боткинском кладбище неподалеку от храма Александра Невского. Массивные чугунные кресты с едва различимыми надписями на них кто-то сдвинул на край ограды, освободив место для других респектабельных покойников...

Многого того, что свидетельствовало о недавней истории Узбекистана, здесь уже нет. Как нет в памяти его молодых граждан и этой даты - 27 октября 1924 года. Вряд ли есть в умах большинства молодежи и сама эта память.

Да что там память о советском периоде. Молодым людям и невдомек, что уникальный рукописный Коран Османа, обнаруженный еще генералом Кауфманом в старой конюшне Самарканда и переданный им на хранение в Казань, после обретения Узбекистаном независимости, был возвращен в Ташкент. И уже здесь, и совсем недавно из него лезвием бритвы было вырезано 15 страниц, обагренных кровью последователя пророка Мохаммада. Эти страницы, совершенно непонятным образом оказавшиеся в Европе, были выставлены на аукционные торги и проданы за крупную сумму эмиру Катара...

Автор понимает, что всякая пришедшая к власти политическая элита, и особенно та, что претендует на радикальное переустройство государства и общества, по-разному воспринимает историю, что-то вычеркивает из нее, а чему-то придает совсем иной оттенок. Нынешняя узбекская власть не является в этом плане исключением. А ей бы вспомнить. Хотя бы мельком, хотя бы немного. Быть может, тогда потомки вспомнят и о ней...

ОТ РЕДАКЦИИ:

К концу 80-х годов XIX века территория сегодняшнего Узбекистана входила в состав Сырдарьинской, Самаркандской и Ферганской областей Туркестанского генерал-губернаторства, а также Хивинского ханства и Бухарского эмирата, признававших протекторат России.

В ноябре 1917 - марте 1918 гг. было провозглашено установление Советской власти в Туркестанском крае.

В 1920 году образованы Хорезмская и Бухарская народные советские республики - предтечи сегодняшнего Узбекистана. К осени 1924 года в Средней Азии были созданы две союзные республики: Узбекская и Туркменская. В составе Узбекской ССР была выделена автономия таджиков (впоследствии повышенная до статуса союзной республики), а в ней - Горно-Бадахшанская АО. Часть территории Средней Азии была передана Казахской АССР, входившей в состав России.

В результате размежевания Ферганская долина была поделена на 3 части, отошедшие соответственно Узбекистану (с городами Наманган, Андижан, Маргелан, Фергана), Таджикистану (несколько позднее - с городом Ходжент/Ленинабад) и Киргизии (с городами Ош, Джалал-Абад, Узген).

В 1936 году Узбекской ССР была передана Каракалпакская АССР, до того времени входившая в состав Российской Федерации, а в 1956 году Бостанлыкский район Казахской ССР вошёл в состав УзССР в качестве административной единицы Ташкентской области.

Национально-государственное размежевание Средней Азии позволило обрести региону стабильность и устойчивость, однако крайняя чересполосица этнического расселения мешает разрешить вопрос в идеальном варианте, что создает в регионе вплоть до настоящего времени источник напряженности и конфликтов.

Сергей Ежков, независимый журналист