Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Фотограф Олег Чагин: "Самарканд реализует свой туристический потенциал только на три-пять процентов"

26.01.2005 10:59 msk, Альфия Харченко, Самарканд

Россия Интервью
Фотограф Олег Чагин:

Самарканд зовет? Да, всегда и всех, но не со всеми бывает город откровенен. Девять раз, а, может быть, и десять, побывал в Самарканде известный российский фотограф Олег Чагин. Однажды попав в древний город, Олег понял, что очарование Самарканда - в таинственном и "коварном" притяжении истории края, уникальной архитектуры и неповторимых шедеврах города мастеров.

Журналист Альфия Харченко встретилась с фотографом и поговорила с ним о "городе под солнцем высоким".

СПРАВКА: Олег Чагин - российский фотограф, родился 2 января 1963 года в Грозном.. Ныне проживает в Екатеринбурге. Имеет несколько образований: закончил с отличием горно-металлургический техникум, медицинский институт, философский факультет Уральского государственного университета.

Фотографировать начал с 1990 года. Работы О.Чагина публикуются во всемирно известных журналах, в числе которых - "National Geographic", "VOGUE", "Nature".

* * *

Фергана.Ру: Олег, ваше первое впечатление от Самарканда?

Олег Чагин: В Самарканд я в первый раз ездил еще в школе школы. Тогда много было поездок: Ленинград, Эрмитаж, Москва... Моё детство было отягощено типичными школьными экскурсиями. Но детские впечатления остались: запахи, шум. Москва - это запах и шум метро, запах мокрого меха моей кроличьей шапки. Каждый год меня отправляли на Кремлевскую елку, а в Москве слякоть, кролик намокал. А первое, самаркандское - потрясающий запах фруктов, горы овощей на рынке, яркое солнце и памятники, памятники.

Фергана.Ру: А второе?..

Олег Чагин: Когда я сознательно попал в Самарканд взрослым, ничего от тех школьных воспоминаний не осталось, только узоры на древних стенах, цвет и запах рынка. Удивительно, но во второй раз на меня Регистан не подействовал, мне мешала торговля, лавочки на его территории. Увы, коммерциализация великого Регистана. Удручает реставрация "Биби-ханым". А "Шахи-Зинда" всегда очень позитивно воздействует. Самое последнее издание, что я нашел об истории комплекса "Шахи-Зинда", это была книга 1987 года выпуска. В ней я и увидел, как выглядел комплекс раньше, до реставрации, и смог сравнить сейчас. Современная кладка реставраторов не понравилась. Совсем. Боюсь, что памятник будет обезличен. Реставрация должна быть направлена на сохранение глубокого и внутреннего, а не декоративного и внешнего. Не нужно, чтобы все блестело и имело благородный вид, пусть оно будет таким, каким его сделало Время. К сожалению, эти проблемы сохранения памятников есть и у нас в России.

Фергана.Ру: Самарканд уникален, к нему надо относиться бережно.

Олег Чагин: Конечно. Вот Ташкент я перестаю воспринимать как самобытный город. Я был в Ташкенте, когда его вся страна восстанавливала, самые лучшие архитекторы, проекты, строительные бригады были направлены в Ташкент. К Ташкенту у россиян чувство особое, он - "город хлебный", теплый и близкий. Но сегодня современные здания Ташкента мне вообще не интересны, я вижу, что на это строительство идет перерасход больших средств, а национального колорита нет. Все из стекла.

Древние здания Самарканда помогают человеку думать о бренности и временности. Ведь остается только то, что имеет значение вчера, сегодня и будет важным завтра. Я люблю в самаркандские махалли заходить, где каждый камень имеет свою историю, каждая трещинка на глиняном дувале образовалась от времени, тебе про неё обязательно расскажут невероятную легенду. Всё осмысленно. А в современном здании вижу технологию финансирования этого проекта, подрядчика и заказчика.

Фергана.Ру: Самарканд имеет свою неповторимую биографию, характер, даже профессию, и, с некоторой долей обобщения, свой темперамент. Сложно создать художественный фотопортрет города?

Олег Чагин: Я перед нынешним приездом в ваш город зашел в Интернет и всё, что там было о Самарканде, скачал. Как же плохо, неинтересно и неправильно представлен в сети Самарканд, удивляешься, как еще люди приезжают сюда. Нет красивых фотографий. На "Шахи-Зинде" туристам показывают фотографии памятника, снятые "мыльницей". Нет художественного фотопортрета величайшего города! Это неуважение. Существуют старые альбомы, но тогда в атеистический период снять красиво религиозные памятники задачи не было.

Я недавно посмотрел фильм, снятый о Самарканде немецкими документалистами. Сколько стоит фильм? Пусть пять, десять... сто тысяч долларов - не так важно. Но то, что после просмотра этого фильма 100-200 человек из Германии приехали в Самарканд, то эти затраты все уже окупились. У туристической индустрии проблемы будут только усугубляться из-за того, что фотопрезентации Самарканда нет. Я это прогнозирую...

По логике при таком положении и ситуации будет уменьшение внимания к древнему городу со стороны туристов.

Фергана.Ру: Вы хотите сказать, что смотровой, туристический потенциал Самарканда может скоро закончиться?

Олег Чагин: Естественно. Если из России кто-то едет, то едут те, кто уже был в Самарканде. Новые туристы - это единицы. И в первую очередь, эта проблема связана с финансовыми вопросами. Ведь на те деньги, которые ты отдал за перелет в Ташкент, можно полететь в Турцию и прожить в отеле 2-3 недели, хорошо питаться и отдыхать на море. Билеты в Узбекистан очень дорогие. Едут в Самарканд те, кого уже тянет. Этот ресурс любопытства скоро закончится. И станет проблема, как привлекать людей. "Шахи-Зинда" в этом плане перспективна. Можно использовать и религиозный аспект, как святого места для мусульман, и интерес к древней архитектуре.

Фергана.Ру: А какие виды Самарканда воспроизведут узнаваемый портрет города? Только ли снимки Регистана, ансамбля "Шахи-Зинда", соборной мечети Биби-ханым?

Олег Чагин: В Екатеринбурге есть узбекский ресторан, я прихожу, сажусь, а за спиной у меня висит картина - вид на Регистан. Приходит официант, директор, который меня знает. Я включаю телефон и показываю картинку, вид - один в один на ту же древнюю площадь. Я сфотографировал это из окна дома в Самарканде. Урал, ресторан, сотовый телефон, я и Регистан. Есть повод подумать и вспомнить далекого самаркандского "аксакала".

Но для меня Самарканд - это Афросиаб. Слава богу, что этот район не эксплуатируется в туристическом аспекте и никто здесь еще не построил отель "Афрасиаб -Палас". "Шахи-Зинда" - культовый объект, узнаваемый. Я разговаривал с муллой в Екатеринбурге и, когда он узнал, что я еду в Самарканд, говорит: "Я мечтаю туда поехать. Ты сколько раз был в "Шахи-Зинде"? Ты поднимался по лестнице?" Я говорю: "Абдулла, я по этой лестнице поднимался раз 500. Туда-сюда. И если что-то у меня там было с грехами, то сто раз очистился, как в стиральной машине".

Фергана.Ру: Прекрасный Самарканд притягивал многих фотохудожников. Можно много раз пройти по его улочкам, гузарам, памятникам и не увидеть предмета для съемки. Как вызревало "открытие" в тебе самом? Когда говорил себе: "Остановись!"?

Олег Чагин: Мы же, фотографы, когда снимаем, то сначала видим объект, потом у нас что-то в голове сходится, и мы понимаем, что Это надо остановить. Мы берем мгновенье, долю секунды из постоянного временного потока, выдергиваем его и замораживаем. И весь этот временной поток, проходя через это фотоизображение, мгновенно перемножает его. Были доли секунды, а потом становится минута, две, три, час, год, два. Любой фотографический шедевр ту долю секунды, которую поймал в объективе фотограф, перемножил в миллиарды раз. Если каждая секунда для жизни имеет какое-то большое значение и влияет на мироощущение, мироздание, то фотография - это наше воспоминание, это фрагмент времени, увеличивающий в нашей памяти все больше и больше эффект от него. Я интуитивно понимаю, что делаю. И если чувствую, что это нужно, что с этим куском что-то надо сделать, то я и делаю. Иногда сознательно ограничиваешь себя что-то не снимать. Да, может быть это эпатажно, и на тебя обратят внимание, и ты будешь популярным, но оно не нужно. У меня есть возможность какими-то моментами в работе управлять: это показывать, а это не показывать. Но я всегда стараюсь снимать позитивно.

Фергана.Ру: Олег, как ощущаете, а наш Самарканд принял вас, вознаградил ваши усилия?

Олег Чагин: Я считаю, что Самарканд масштабнее, и у меня нет обиды, если он меня не принял. Если бы я что-то сделал значительное для Самарканда, и мне бы сказали: "Если ты, Олег, умрешь, мы тебя в Шахи-Зинде похороним", - эх, я бы это оценил. Но желание работать для Самарканда, что-то сделать для него, в чем-то помочь - я готов. Я, как профессионал, вижу в Самарканде очень много работы, начиная от создания хорошего целостного альбома о городе, и кончая хлопотами по каждому объекту. Стоит потратить много времени и сделать качественный материал, который сегодня очень востребован. Ведь иностранцы не дураки. Памятник архитектуры из-за того, что он не показан, теряет очень много, иностранец думает, что упаковки-то и нет...

Фергана.Ру: А сам Самарканд во много раз лучше, интереснее, чем его представляют в современной рекламной продукции. Ведь продают туристам открытки низкого качества, лубочные виды Самарканда.

Олег Чагин: Для меня это было удивительно. Весь мир продает свои бренды как очередное чудо света. Например, в Таиланде поступления от туризма - основная часть бюджета. Ну что там смотреть? Ну да, море, оно и в Африке море. Дворцы? Да, они для буддистов представляют интерес, а русские там устают. Непонятно зачем едут. Тайский массаж и проституция - вот, кажется, и весь интерес.

Самарканд нужен миру. А где новые книги о нем? Даже при Советском Союзе издавались монографии о памятниках города с их историей, с планами, чертежами, и это при той цензуре, а сейчас я не вижу таких книг. А ведь какой можно было новый исторический материал напечатать. Ведь сейчас никто не ограничивает, а литературы нет.

Фергана.Ру: Уехало много людей из Узбекистана, кто этим долго и досконально занимался. Уехали ученые, специалисты.

Олег Чагин: Согласен. Но я знаю много умных и замечательных людей, которые живут в Самарканде, они хотят здесь жить, они хотят что-то сделать для этого города. Понимаю, что сейчас капитализм... У вас тоже капитализм?

Фергана.Ру: М-м-м... Мы в переходном периоде. А вот куда ведет переход?

Олег Чагин: Россия из-за монетизации льгот потеряла самое главное: она перестала быть социальным государством и перешла на капиталистический путь развития. С точки зрения капитализма позволить специалисту уехать из страны, это расточительно.

Напечатать книгу о городе или выпустить альбом - это напечатать деньги, которые намного ликвиднее, чем реальные деньги. Книга, альбом хороший - это дорогое удовольствие, книга стоит 70-80 евро. И турист, который потратил деньги на поездку сюда, он обязательно возьмет фотографию или альбом о том месте, где он был. Он его купит, несмотря на то, что сам он снимает всё на камеру или фотографирует, он хочет купить хорошие виды города, памятников, которые не успел увидеть, хочет потом, дома, еще раз посмотреть, показать друзьям те места, где он был. У него должна быть гордость показывать не свою фотографию, а альбомную, профессиональную, он должен приговаривать: "Посмотрите, как там всё круто. И я там был!". И не вкладывать в это деньги и не получать с этого прибыль, для меня это просто непонятно, потому что на Западе 30-40 процентов прибыли тратится на рекламу. Что будет с "Соса-Соla" без рекламы? Обычная газировка, которая стоит в магазине.

Фергана.Ру: У нас в Самарканде , кроме памятников, уникальная продукция ремесленных дел мастеров. Сегодня созданы выгодные условия для развития ремесленничества, в нашем городе во все времена мастера работали, говоря современным языком, по госзаказу, по коммерческим заказам . Амир Темур платил деньги людям за то, что они строили, привозил из других стран мастеров, платил им за работу и они развивали Самарканд, его ремесла.

Олег Чагин: И это хорошо. Но уровень ремесленничества должен быть очень высок, потенциал для этого есть. Когда я приехал в Самарканд, меня пригласили в "Президент-отель" на показ модельных костюмов. Сидят немцы, выходят девочки и показывают национальные костюмы, дефиле берет искренностью, качеством, а рядом со мной стоит художник, автор моделей, и она меня спрашивает: "Что Вы об этом думаете?", и я ей ответил, не в обиду будет сказано иностранцам, но ответил так: "Это все равно, что бисер перед свиньями метать". Ведь они так и ничего не поняли. Это для них экзотика. Приехали сытые европейцы, пожилого возраста, их привезли, они еле вылезли из автобуса, их жалко. Они вышли, они посмотрели, потом опять влезли в автобус с биотуалетом, и повезли их на следующий объект. Это публика другая. Но они платят деньги и, слава Богу, но, тем не менее, коллекция, по моему представлению, имеет ценность огромную, потому что это ручная вещь, это авторские работы.

Одна этномодель намного ценнее, чем весь этот "Президент-отель" с его лифтами, холеными европейцами и их фотоаппаратами. Или вот шелковая ковровая фабрика, я там был - тяжелейшая работа, ткут вручную молоденькие девчонки, более старшие женщины не смогут, с их моторикой движения будет трудно справиться с шелковыми нитями. Она, может быть, одна в семье работает, и это позволяет прокормить всех. Фабрика дала работу 400 девушкам, 400 рабочих мест в Самарканде обеспечил один человек. Труд тяжелый, девчонки вручную ткут ковры. И когда приезжаю домой, то показывая ковер, говорю, что я знаю, кто вручную шелком обметал края, кто связал эти узлы... Ко мне обратилась девочка, которая красит шелковые платки, чтобы я привез ей краски из России, а я ей говорю: "Зачем? Ведь у вас под рукой природные красители. Синтетические дадут сплошное пятно, но не тон". Здесь в Самарканде можно реализоваться творчески в таких вещах, которые для европейца нереальны.

Фергана.Ру: То есть, говоря рекламным языком, бренд "Самарканд" не раскручен?

Олег Чагин: Совсем не раскручен. И даже, я бы сказал, что сейчас идет злоупотребление Самаркандом, его историей. Министерство Культуры или какое-то другое ведомство может со мной аргументировано поспорить. Я не знаю, сколько денег вкладывают в развитие туризма. Я говорю с точки зрения потребительской, с точки зрения человека, который за свои деньги приезжает в Самарканд - сам, без приглашения, по собственному желанию, при этом я нигде у себя не наткнулся на рекламу, ни на одной стене Екатеринбурга я не увидел надписи: "Приезжайте в Самарканд!"

Я в Самарканд приехал, потому что понял: для той работы, которая мне необходима, Самарканд будет идеальным местом. Работы Министерства Культуры, рекламных агентств в моих многократных поездках - их заслуги в этом нет. Я даже больше скажу, не потому, что много самомнения, но я для Самарканда в Екатеринбурге сделал намного больше, чем министерство Культуры Узбекистана сделало для Екатеринбурга.

Может быть, для Москвы оно что-то там делает, но на Урале, измеряя по кругу вовлеченных людей в рекламу Самарканда, делаю много. Я делаю выставки, реализую какие-то проекты, и люди приходят и с интересом смотрят, я вижу этот интерес к историческому городу.

А если мы хотим жить в рынке, то товар нужно рекламировать. Сегодня модны законы логистики - "Я знаю, что мне нужно, и я могу это найти". А закон рекламы? Он другой. Первое - даже если ты об этом не думал - узнай, второе - узнав, ты захочешь его приобрести, и третье - ты должен это приобрести. Без этих трех принципов, ничего не продашь. Я в Екатеринбурге, где могу узнать о Самарканде? Нигде. Захотеть... - одного желания мало, никто меня не подводит нос к носу... Приобрести - так же, увы! С точки зрения меня, как специалиста по рекламе, я не вижу здесь профессиональной работы.

Фергана.Ру: Может быть это связано с экономическими трудностями: нехватка средств у туристических фирм, гостиниц, нет продуманной политики у рекламных агентств, отсутствие профессионалов, "убегание" от налогов?

Олег Чагин: Может быть... Нехватка средств, говорите? У меня было время, когда я жил в гостинице "Афросиаб", по моему представлению, а я всегда жил в отелях, это трех-четырехзвездочный отель. У такого уровня отеля в Европе ценовой порядок 25-30 долларов в сутки, максимум 40 в сезон, но не 80 же долларов! В "Президент-отеле" еще, наверное, дороже. Это хорошо для отеля, но, подумайте, если человек может платить 70-80 долларов за сутки и приезжает на 2-4 дня, то, значит, есть что с него получить. И если человек за 40 долларов не едет в Анталию, а едет в Самарканд и платит двойную эту сумму, значит, знает он за что.

По-русски можно сказать, что на этом поле пахать и пахать. Но помнить, если в этом году мы собрали хороший урожай картофеля, то на второй год мы эту картошку вновь посадим, и урожай будет, правда, не такой богатый, но на четвертый год там картошка расти не будет, туда на второй год надо было сажать помидоры, да один год дать огороду отдохнуть. Поэтому сегодня почивать на лаврах и думать, что у вас сейчас все нормально, нельзя. Самарканд столкнётся с теми же проблемами, что и Ташкент, когда банкротятся крупные и дорогие отели, я же там останавливаюсь и вижу, что отель пустой, красивый, удобный, но пустой. А я лечу в Ташкент и из самолета, где 125 человек, выходят 5 человек, а остальные летят дальше, в Таиланд. И мне не понятно, почему 250 долларов человек платит, долетая до Ташкента, плюс еще 250, чтобы мимо Ташкента долететь до Банкока и назад точно также. Такую большую сумму денег он платит фактически за дорогу, не считая 2000 долларов, которые он оставляет там как турист. И вот он с мешком денег улетает мимо Ташкента, чтобы потратить их в той стране.

Всё нужно сделать для того, чтобы 10-15 процентов этих людей не пролетели мимо Ташкента, а остались здесь и оставили свои деньги за то, что узнают историю этого края, увидят красоту древней архитектуры, купят потрясающие вещи авторской работы.

Фергана.Ру: А каким образом, кроме туристических ярмарок, можно развернуть рекламу нашего города?

Олег Чагин: Я не знаю, как это сделать. Но я знаю, как при затратах в 100000 долларов, можно сделать миллион. Креатив - это самая ценная и умная часть рекламного бизнеса. Как сделать так, чтобы 10 процентов людей, пролетая мимо Ташкента, в нем остались, ответ на этот вопрос тянет на несколько десятков миллионов долларов. Хороший вопрос. Но я знаю на него ответ. Но не скажу (улыбается).

Я делаю много социальных проектов, которые мне не приносят прибыли. Социальный проект, это проект для людей, для их пользы. Но я не хочу бесплатно учить других людей зарабатывать деньги, это для них же хуже, с точки зрения бизнеса. Если вы хотите капитализм, вы его и получите. А человек, который получит "на халяву" какую-то информацию и сможет заработать деньги, он потом напрягаться не будет и загубит весь бизнес.

Самарканд - это не частный вопрос. Государство может отдать в частные руки какие-то небольшие вопросы, но глобальная ответственность за рекламу лежит на нем. И не только. Когда я иду по Самарканду, и при встречах с местными жителями я рассказываю им об их родном городе, а они удивляются общеизвестным фактам, то я понимаю, что в школьном преподавании что-то упущено. Говорят, чтобы лишить человека будущего, надо забрать у него прошлое. Я, конечно, могу обострить ситуацию и сказать, что учитель, который не рассказывает детям с любовью историю своего города - это вражина, который лишает детей будущего.

Я ехал сюда на новой электричке, очень хорошей, между прочим, и в моем купе едет кореец, иностранец, и его переводчик меня спрашивает, где продается золото в Самарканде? Отвечаю, что в центре города. Следом второй вопрос, а что там есть?

- То, что куплено в Ташкенте и еще привезли из Турции.

- А иностранцы покупают?

- Да, покупают, потому что там дешевле, чем где-либо. А что вы хотите увидеть в Самарканде?

- Мы только по магазинам пройдемся.

Человек, иностранец, приезжает в Самарканд только для того, чтобы в центре города пройдись по ювелирным лавкам и уехать, не заезжая на Регистан, Биби-ханым!? Иностранец, который живет в Ташкенте, должен попасть в сферу интересов туристических агентств. Я его, грубо говоря, "завербовал", и он поехал смотреть памятники Самарканда. Но это сделал не переводчик. С нами ехала девушка, она все время сидела и смотрела узбекский концерт по телевизору, в конце только оживилась и рассказала, где золото продают. Ей где-то 28 лет и она ничего не знает о родном городе. У меня есть знакомые, которые при слове "Самарканд" вываливают гору информации. Но вот ситуация: едет иностранец, с ним сидит гражданин России, сидит местный переводчик и местный житель, которые едут в первоклассном вагоне электрички, за которую платят по 10000 сумов, а не на машине за 5000. И вместо того, чтобы рассказать иностранцу о своем городе, слушают меня, а я стараюсь заинтересовать корейца легендами и фактами о Самарканде. Это очень тревожно и, к сожалению, симптоматично.

Фергана.Ру: К сожалению, я согласна с вами, Олег. Несколько лет назад наша творческая группа готовила телепередачу "В субботу вечером...", которая была посвящена Самарканду, истории края, художникам, мастерам народно-прикладного искусства. И однажды ближе ко Дню Города (18 октября) мы установили видеокамеру недалеко от места стоянки первобытного человека, которая находится в центре города, рядом, с так называемым, Парк-Озером. И стали опрашивать всех проходящих мимо горожан, знают ли они, чем знаменито это место. Причем, опрашивали, честно говоря, иронии ради - мы были уверены, что самаркандцы легко ответят на этот вопрос, после которого, по сценарию, идет комментарий археолога. Но, увы! Никто так и не ответил, все говорили, что это место отдыха горожан и что здесь построили очень красивый теннисный корт. Нашими респондентами были люди разных возрастов. И вдруг остановилась группа школьников, лет им было 11-12, и один из мальчиков ответил правильно. Мы очень эмоционально стали хвалить его и школьного учителя истории. И вдруг наш юный краевед искренно говорит: "Это я узнал не в школе, а от мамы, она у меня работает в Институте археологии". Вот такой пассаж!

Реакция у телеаудитории была: кто-то говорил, а что вы хотите, это место уже закопали, другие говорили, что об этом можно узнать только из старых учебников, третьи сокрушались, что никто не знает историю своего города, четвертые твердили, что это не является местом экскурсии и спрашивать нечего, было много разных откликов. Значит, задел сюжет за "живое".

Олег Чагин: А я добавлю: здесь в Самарканде есть люди, с которыми мы решили однажды пройтись по нескольким маршрутам, и вдруг я узнаю, что один никогда не был на Регистане, другой не заходил в "Шахи-Зинду", третий не знает, где находится могила святого Даниила.

Фергана.Ру: Несколько лет назад моя коллега навсегда уезжала в Санкт-Петербург. Так она специально освободила от хлопот день, чтобы с внуками, которым еще только исполнилось 6 и 7 лет, пройтись по памятникам города и рассказать их историю. Потом она мне сказала, что все время твердила им, чтобы они не забыли город, в котором родились, гордились его вековой историей и захотели вернуться, когда вырастут.

Олег Чагин: Каждый горожанин - это потенциальный "вербовщик", он привлекает своих друзей, коллег, партнеров, родственников, далеких и близких. По статистике рекламы, каждый покупатель привлекает в магазин еще 15 клиентов, а если не нравится покупателю в этом магазине что-либо, то он отпугнет от него уже 50 клиентов.

Фергана.Ру: Может быть, Самарканду нужно навязывать себя? Да, согласна, примитивная, грубая форма, но может она сработает в начале раскручивания бренда "Самарканд"?

Олег Чагин: Уровень туризма, уровень работы с потенциальными туристами отдан на откуп реальности. Никто ведь не работает с ними, все очень просто берут налоги с сувенирных магазинчиков, туристических фирм, доят корову и даже теленку уже не оставляют молока. И рады этому. Никто с ними не работает, а ведь это ключевые места. Если это Регистан, фотография которого висит у нас в Екатеринбурге в узбекском ресторане, то это уже бренд.

Я захожу в поисковую систему Интернета, пишу "Самарканд" и мне 15-20 сайтов вылетают. И выясняется, что 10-12 - это люди, которые ездили в Самарканд и потом пишут об этом, и фотографии прилагают типа "Вот я на фоне Регистана", "А вот за моей спиной, правда, не видно, но это Биби-ханым", "Вот здесь я на базаре", "Я в отеле" и т.д. И если вернуться к старым фотоснимкам, понятно, это не очень корректно, потому что сохранилось только лучшее, но почему сейчас не создавать это лучшее, с другим качеством работы, с другой полиграфией, чтобы потом сохранить. Старые фотографии, которые в альбомах, нужно показывать туристу, их должны покупать, а альбомы должны издаваться и переиздаваться. Отдавая этот альбом, мы отдаем часть Самарканда и, грубо говоря, покупатели - это уже наши люди. Человек, который побывал здесь, он в дальнейшем будет хорошо думать о городе: как можно сотрудничать, как можно начать бизнес, как можно приехать сюда еще раз. Ведь его сюда привезли, никакой интриги не дали, ему не говорят, что вы просто не в состоянии посмотреть все достопримечательности Самарканда, а наоборот, у него создают иллюзию, что он посмотрел все. С туристами не работают на перспективу.

Фергана.Ру: В Самарканде более 2000 памятников, а показывают ведь только крупные, известные, имеющие мировое значение, забывая о других уникальных объектах. Я спрашивала гидов, почему не показывают туристам эти памятники, они отвечают, что там все очень сильно разрушено, и зачем показывать некрасивость. Это тоже национальная ментальность, в мехмонхону, самую красивую комнату дома, приводят гостя и она должна быть красивой и чистой. А здесь развалины, ну зачем?

Олег Чагин: Ну, давайте Венере руки приделаем, или египетскому Сфинксу нос припаяем...

Фергана.Ру: Или откачаем воду из каналов в Венеции и заасфальтируем их, а гондольеров посадим за "баранку" такси...

Олег Чагин: Люди сюда едут, чтобы посмотреть древность. Там, у европейца все моют шампунем, и он едет сюда не цивилизацию посмотреть, а старину.

Я, может быть, сегодня наговорил лишнего, может быть, слишком эмоционально,но я воспринимаю всё близко к сердцу. Может быть, я и не прав в каких-то вещах, но мне всегда хочется приехать в Самарканд. Ох, в этом и есть "коварность" его и сила.

Самарканд переигрывает время. Самарканд сам работает больше, чем тот, кто должен и обязан этим заниматься. Самарканд только 3-5% получает оттого, что мог бы с туризма иметь. Многие страны, имеющие меньшую историческую ценность памятников, максимально получают прибыль с них, и эти деньги тратятся на сохранение их же и развитие инфраструктуры.

Фергана.Ру: Спасибо за интересный разговор. Мы ждем вас в нашем городе.

Олег Чагин: Я приеду в марте, и не один... До встречи!

* * *

Альфия Харченко, Самарканд - специально для агентства "Фергана.Ру"

Скачать фильмы бесплатно о Самарканде можно на www.myfilmix.ru.