Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Сергей Наумов против Мурада Насырова. Полемика на тему об истреблении сайгаков в Узбекистане продолжается

07.02.2006 12:20 msk, Соб. инф.

Сайт «Интернет-клуба журналистов Узбекистана» press-uz.info, специализирующийся, в том числе, на разоблачениях «врагов республики» и опровержениях публикаций «Ферганы.Ру», опубликовал материал «Как "Фергана.ру" занес сайгак в "Красную книгу"?». Это - своеобразный ответ пресс-секретаря Государственного комитета по охране природы Узбекистана Мурада Насырова на статью «Браконьеры охотятся на занесенных в Красную книгу сайгаков и продают мясо в Ургенче», опубликованную «Ферганой.Ру» второго февраля текущего года.

Сегодня автор статьи, независимый журналист из Ургенча Сергей Наумов, в свою очередь, отвечает пресс-секретарю природоохранного ведомства Узбекистана. Редакция ИА «Фергана.Ру» считает, что только открытая дискуссия может дать Интернет-аудитории возможность самой разобраться, кто прав, а кто лукавит.

Как занесло не в ту степь пресс-секретаря Госкомприроды Узбекистана

Press-uz.info опубликовал мнение пресс-секретаря Государственного комитета по охране природы Узбекистана Мурада Насырова о моем материале. Прежде всего удивил меня заголовок «Как "Фергана.ру" занес сайгак в "Красную книгу"?». Если безграмотные статьи специалистов «черного» сайта узбекской журналистики не удивляют, то Мураду Насырову по старой дружбе я готов помочь искоренить дефицит так необходимой пресс-секретарю информации. Более того, я несказанно рад даже такой реакции на проблему сохранения сайгаков в стране.

Пройдемся по каждому абзацу. «Во-первых, сайгак не занесен в Красную книгу, - отмечает М.Насыров. - В настоящее время, благодаря принимаемым мерам по его сохранению на основной части ареала, численность понемногу восстанавливается. В Узбекистане охота на сайгаков запрещена с 1991 года».

Дорогой Мурад! Специально для вашего сведения сообщаю: сайгак внесен в Международную Красную книгу (IUCN Red Data Book) со статусом «находящийся в критической опасности». В течение последнего десятилетия прошлого века в мире было зафиксировано 95-процентное сокращение этого вида, всего сайгаков сегодня - около 50 тысяч голов.

Далее. Никаких практических мер по охране сайгачьего поголовья в Узбекистане не предпринимается. Нет в Каракалпакстане никакой структуры, реально занимающейся борьбой с браконьерством. Еще полтора года назад в газете «Правда Востока» ученый секретарь неправительственной организации ЭПРОН Валентин Бочин писал: «Двадцать штатных сотрудников Управления охраны животного и растительного мира – это случайные люди в ведомстве Госкомприроды КК (Республики Каракалпакстан – прим. автора)… Из 20 ни один не закончил биофак. Только двое из них приближаются в своих знаниях к необходимому уровню. Один получил диплом преподавателя химии и биологии после окончания пединститута. Второй имеет специальность лесовода… Эти специалисты наломали немало дров, о чем следует писать отдельно. Поражает тот факт, что они прошли уже не одну аттестацию». Настоятельно советую, Мурад, читать правительственную прессу. Иногда из нее все же можно почерпнуть массу полезной и объективной информации.

Есть в Каракалпакстане, пожалуй, только один специалист, кому флора и фауна родной республики действительно дороги. Сайга здесь на особом месте. Это - Максет Косбергенов. С 1999 года он с переменным успехом сначала боролся с незаконным увольнением из Госкомприроды. Потом по его заявлению было возбуждено уголовное дело о пропаже 10 тысяч патронов 12 калибра, что не прибавило ему популярности. За то время, что он был не удел, резко увеличилось браконьерство в суверенной республике. В тот год начала поисков правды Максетом по сведениям казахстанских ученых на территории Узбекистана было убито 30 тысяч сайгаков.

В поимке браконьеров Максет тогда не участвовал… Прошли те времена, когда он ежегодно заставлял браконьеров выплачивать в казну государства штрафы от полутора до двух миллионов сумов (примерно $1500). Одних ружей конфисковал 50 штук. Ныне нет и былых более чем скромных возможностей. Отсутствует автотехника, нет специалистов. Есть только армия браконьеров… В поселке Каракалпакия жители имеют свыше ста мотоциклов. Не для объезда же пастбищ домашнего скота?! Более того, местная браконьерская крутизна уже нанимает на работу лиц с уголовным прошлым. Недостатка в желающих нет.

На всем протяжении железнодорожной магистрали Кунград-Бейнеу по обе стороны рельсов и рядом с поселками можно найти следы современных варваров. Исследователи из Узбекского зоологического общества наблюдали такую картину - костями сайгаков усыпана вся восточная часть Устюрта, где проходит традиционный миграционный путь кочевого животного: масса черепов с обрубленными рогами, целые остовы (убивают животных и часто предпочитают разделывать тушу в поле, некоторые даже тушенку для продажи варят на месте преступления).

Прошлой зимой на подступах к поселку Абадан, неподалеку от магистрали Кунград-Бейнеу, в упор были расстреляны сотни сайгаков, мигрировавших в поисках более теплых мест обитания. Никто и не пытался встать на защиту бессловесных тварей, некому было.

О том, что сегодня творится на Устюрте, в действительности никто не знает. Наши ученые ссылаются на мнение казахских экспертов. Те утверждают, что за последние годы численность устюртской популяции (наши общие с Казахстаном сайгаки) увеличилась с 12 тыс. до 15 тыс. Но никто не считал потери по обе стороны границы.

«Во-вторых, в настоящее время, в связи с аномально низкими температурными показателями, особенно на Устюрте, где происходит миграция сайгака, возможна естественная гибель какой-то части популяции. Дело в том, что после гона, самцы очень ослаблены и могут погибнуть вследствие отсутствия достаточного количества кормов для поддержания своего организма», - сообщает Мурад Насыров.

Последний раз случаи высокой смертности сайги во время суровой зимы отмечались зимой 1993-94 гг. Похоже, одному только ташкентцу Мураду Насырову известно, что в феврале происходит на Устюрте, но до 10 января 2006 нашими учеными случаи массовой естественной гибели животных зафиксированы не были. За более подробными справками обращайтесь в Узбекское зоологическое общество.

Сайга почти на месяц позже пришла зимовать на территорию Узбекистана. Самцы действительно очень ослаблены, отнюдь не из-за плохой кормежки. Их стало гораздо меньше, ведь бьют из-за рогов и большего веса. Для нормального воспроизводства на 20 самок требуется как минимум один ухажер. Теперь эта пропорция изменилась - 100-200:1. Лишенные внимания сайгачихи до смерти затаптывают любимого, уже обессиленного от бесконечных погонь. Сайгак может бежать минут 15-20, чем и пользуются браконьеры.

Вся эта информация известна ученым. Теперь, надеюсь, и пресс-секретарь при написании комментариев будет руководствоваться заключениями специалистов.

«В-третьих, - заявляет М.Насыров как официальный представитель Госкомприроды, - нами принимается ряд мер по сохранению и восстановлению популяции сайгака, как на национальном так и международном уровне. Так, в текущем году запланировано обследование, с применением авиации узбекской части Устюрта. В 1998 году Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных. На 8-й конференции сторон Конвенции по мигрирующим видам (CMS) произошло значительное событие в области сохранения сайгака. 25 ноября 2005 г. в городе Найроби (Кения) был подписан Меморандум о взаимопонимании (МоВ) по сохранению сайгака между странами ареала (Россия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан).

Согласно МоВ, подписавшие его стороны обязуются:

- обеспечивать эффективную охрану сайгака и сохранение его местообитаний, усиливать трансграничное и международное сотрудничество в ходе выполнения МоВ и проведения мониторинга его выполнения;

- способствовать информационному обмену;

- назначить компетентный орган для выполнения МоВ и проведения мониторинга его выполнения;

- представлять в CMS отчеты о проделанной работе.

В Узбекистане вопрос о целесообразности подписания республикой МоВ согласован со всеми заинтересованными организациями и ведомствами в установленном порядке. Подписание МОВ Республикой Узбекистан (Председателем Госкомприроды республики) планируется на предстоящем заседании Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию стран Центральной Азии (МКУР) 27 февраля - 2 марта 2006 года либо в дальнейшем, послом Республики Узбекистан в Германии».

Все вышеперечисленное - пока пустой гяп (по-русски - трёп). Понятно, что и Казахстан, и Узбекистан не внесут сайгаков в национальные Красные книги, так как этот вид потенциально промысловый. Спасибо пресс-секретарю за фразу «Что касается охраны и обеспечения безопасности сайгака и других диких животных, так никто этому не противится, а мы как боролись с браконьерством, так и будем продолжать борьбу, сообщил М.Насыров». Вот вам последнее достижение структуры, радеющей за охрану окружающей среды. Вот такое о бедном сайгаке замолвлено слово! Тем временем, еще один браконьерский сезон проходит.

«Между тем, корреспонденту редакции www.press-uz.info сообщили в АО "Ургенчбозорсавдо", что во всех рынках соответствующими службами строго контролируется качество поступающей на рынки мяса и случаев продажи мясо сайгака не зафиксировано».

Да кто ж им даст зафиксировать. Дураков нема, продали ушлые молодцы мясо клиентам, да и восвояси.