Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Талибан. Война и религия в Афганистане

05.06.2002 00:00 msk, Евгений Пахомов

Россия Книжечки

Новая книга: "Талибан. Война и религия в Афганистане"

Питер Марсден (Перевод Е.Егоровой и Е.Клиновой)

Евгений Пахомов

Появление этой монографии на полках российских книжных магазинов спустя полгода после того как правительство талибов пало, может удивить. В конце концов, само движение «Талибан» многие уже списали в архив, а кроме того, про талибов уже и так написано немало. Тем не менее книга Марсдена, известного британского специалиста по Ближнему Востоку и проблемам ислама, появилась вовремя.

Дело в том, что Марсден постарался рассказать скорее не о «студентах» (что и значит слово «Талибан»), поразивших мир жесткостью своих порядков, а о самом Афганистане, который принято считать «самой традиционной страной Азии». Автор пытается объяснить, почему движение «Талибан» сформировалось именно в Афганистане, и призывает не навешивать на талибов расхожие ярлыки типа «исламские фундаменталисты» или «ваххабиты». В коротком, но содержательном обзоре различных исламистских течений Марсден показывает, почему талибы – это сугубо афганское явление, возникновение которого не связанно непосредственно с другими радикальными мусульманскими группировками.

Некоторые выводы Питера Марсдена могут показаться спорными, да и факты, которыми он оперирует, не все подтверждены – в конце концов, многое в истории талибов остается неясным. Но бесспорным кажется главный вывод. Марсден подчеркивает, что с началом антитеррористической операции движение «Талибан» перестало быть локальным внутриафганским явлением и превратилось для исламского мира в символ противостояния Западу. Как бы ни сложилась в дальнейшем судьба самого движения и его лидеров, ясно, что история их еще не закончена. И дело не столько в самих талибах, сколько в их идеологии, в альтернативной системе ценностей, которые стали весьма популярны на Среднем Востоке. А значит, можно ждать появления новых «студентов».