Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

На традицию проведения пышных свадеб в Узбекистане не влияют ни указы президента, ни религиозные фетвы

25.04.2006 14:05 msk, Диер Согдиев (Самарканд)

Общество

У жительницы Самарканда Х. пятеро детей: четыре дочери и сын - самый младший ребенок. Отец семейства два года назад умер от инфаркта. Семья держится на матери и двух старших дочерях - двадцатилетней Нигоре и семнадцатилетней Ситоре. Старшая дочь работала в кондитерском цехе, вторая - в ателье по пошиву женской одежды. Общий доход семьи не превышал 250 тысяч сумов в месяц (около 230 долларов).

Экономить приходится буквально на всем. Ведь кроме необходимости обеспечивать жизнедеятельность семьи требуется не забывать и о том, что дочерей пора выдавать замуж. У старшей по местным меркам возраст уже "критический": год-другой - и останется старой девой. А свадьба - мероприятие весьма дорогостоящее, даже если основные расходы выпадают на долю жениха. Поэтому, когда Нигоре предложили поехать в Россию на заработки, мать, скрепя сердце, согласилась. Спустя месяц вслед за сестрой отправилась и Ситора. Зарабатывая тяжелым многочасовым трудом по 300 долларов в месяц, большую часть девушки отправляют матери. Та потихоньку готовит дочерям приданое...

ЖИЗНЬ ВО ИМЯ СВАДЬБЫ

В процессе общения с разными людьми порой создается впечатление, что многие узбекские семьи живут только ради того, чтобы "достойно" женить или выдать замуж своих детей. Как только рождается ребенок, начинаются думы о том, что положить ему в свадебный сундук, сколько курпачей успеть сшить, какие украшения приберечь для дочки, а какие - для будущей снохи. Ведь новобрачным полагается иметь столько одежды, обуви, полотенец, белья и одеял, сколько хватило бы на семь лет - срок, за который молодые должны "встать на ноги".

Приобрести все необходимые вещи для приданого сразу редко кому под силу. Тем более, что в узбекских семьях обычно более одного ребенка. Поэтому большинство людей закупают необходимое по мере своих возможностей. Отказывая себе во многих, даже необходимых вещах, на протяжении десятилетий родители копят имущество и деньги для того, чтобы все спустить в один день - в момент образования новой семьи. Семьи. в которой через пару лет рождаются собственные заботы о будущих свадьбах - уже своих собственных детей. Особенно остро эти вопросы встают перед сельскими жителями: у них принято созывать на свадьбы всех односельчан, а порой и гостей из соседних кишлаков, из-за чего расходы на торжество сильно возрастают.

В сундук для приданого мать бережно укладывает сюзане и кашида - расшитые покрывала различной величины, которые ранее заменяли настенные ковры. Эти изделия чаще всего передаются из поколения в поколение, как и ювелирные украшения. Затем начинают потихоньку запасаться дорогими отрезами. В Самарканде принято на различных торжествах и ритуальных мероприятиях преподносить друг другу куски ткани на платье. Чаще всего эти отрезы передариваются, лучшие - оседают в сундуках. Чем больше отрезов - тем выше уровень состоятельности семьи: невесте после свадьбы придется ежедневно, порой по несколько раз в день, менять наряды, непременно появляясь в новых, иначе ее могут счесть бедной, а то и бесприданницей.

После распада СССР подготовка приданого загодя в большей мере утратила смысл. С открытием границ в Узбекистан хлынул поток товаров из Сирии, Турции, Арабских Эмиратов, того же Китая. Чуть ли не ежемесячно появлялись все новые виды отрезов, и современной невесте в своих сундуках непременно следовало иметь каждую новинку. Ткани стали называться не только по типу изготовления и происхождению нитей, но обретали имена в зависимости от того, какой телесериал был в тот момент на гребне славы, - "изаура", "эсмеральда", "мадонна", "тропиканка"...

Вещи стали стремительно устаревать, разумнее теперь было не закупаться заранее, а копить деньги. Ведь кроме отрезов в сундук необходимо положить белье, кофты, костюмы, верхнюю одежду, разные виды обуви, косметические средства... И все желательно помоднее, а значит - подороже. Но даже если брать самое дешевое, придется потратить не один миллион сумов (миллион узбекских сумов - около 1000 долларов. - прим. ред.). А если учесть, что средняя зарплата в Узбекистане по неофициальным данным составляет 60 долларов, и при этом людям надо есть-пить-одеваться, то тому, как умудряются с такой суммы отложить и на приданое, можно только удивляться. Естественно, не обходится без влезания в долги...

Конечно, желание обеспечить молодых всем необходимым к началу семейной жизни - похвально и мудро. Но доброе стремление, обрастая излишествами в погоне перещеголять других, заметно осложняет жизнь, превратив свадьбу из источника радости в аккумулятор проблем.

Заметьте, речь идет пока только о приданом.

СТОИТ ЛИ ИГРА СВЕЧ?

Ко всему прочему, свадьба в Узбекистане - не на один день. Чтобы сделать все "как надо", следует устроить и "пережить" несколько обрядовых мероприятий, как то: прием сватов - "ошхуракон" (подача угощения в знак согласия отдать дочь), затем - "нон шканон" (т.е. буквально "разломить лепешку", что означает обручение); помолвку - день прочтения молитвы "фотиха", когда жених посылает невесте и ее родне подарки; "сомса" - день, когда невеста посылает подарки жениху и его родственникам вместе с самсой (пирожками из слоеного теста с мясом и луком); собственно день свадьбы - "никох", назавтра - прием родственников жениха с подарками - "рёбинон", а спустя еще три дня - "талбон" - туй, который задают родители невесты, где подарки молодоженам дарят уже родственники с ее стороны. Добавьте сюда взаимный обмен дарами и угощениями, если на промежуток между обручением и собственно свадьбой выпадают какие-либо праздничные дни, а еще - акции, проводимые для отгона злых духов и получения благословения - биби-сешанба, мушкуль-кушод...

Самые маленькие свадебные мероприятия требуют присутствия минимум десяти человек. Во всяком случае, таковы традиции в Самарканде. Причем каждый свадебный этап сопровождается угощением в домах и жениха, и невесты, с непременной подачей от трех горячих мясных блюд. Однако если сбросить праздничную мишуру, под ней у большинства семей обнаружится дырявый бюджет, куча долгов и скудный рацион последующих дней. Впрочем, как и тех, что предшествовали свадьбе.

Благо - если новоиспеченные молодожены проживут вместе в любви и согласии всю свою жизнь. Однако разводы сегодня - более чем достаточно частое явление. Конечно, в предсвадебные дни о возможном распаде создаваемой семьи никому и в голову не придет, упаси Аллах. Но, в любом случае, стоит ли свадьба таких жертв?

- Так издавна повелось, так и впредь должно быть, - категоричен пятидесятилетний самаркандец Комиль Ахтамов. - Мы обязаны соблюдать обычаи наших предков. Свадьба - главное торжество в жизни человека. И поэтому хочется провести его так, как ни одно другое мероприятие. Один раз живем! Свадьба должна быть настоящим праздником для всех. Ведь рождается, как это говорилось раньше, новая ячейка общества! Это - событие! Столько гостей всех вместе никогда не соберешь, если не на свадебных торжествах. Для многих они становятся поводом выйти в общество, завязать новые знакомства. Да, свадьба требует много средств, но зато потом и семья больше ценится, укрепляется. Ведь если легко будет свадьбу провести, мужчины ежегодно жениться будут (смеется). Да и потом, хочешь - не хочешь, а если вокруг все стараются отгрохать свадьбу, как не сделаешь то же! Ведь потом и дети не простят, скажут: что за родители у меня, одну свадьбу мне и то не смогли сделать!

Свадьба двадцатидвухлетней Гульзары Д. содержала в себе все приличествующие современному моменту составляющие: сногсшибательный подвенечный наряд, шикарный лимузин, шумный вечер в ресторане, дорогие подарки, свадебное путешествие за границу. Однако...

- Мало того, что муж мой маменькиным сынком оказался, - возмущается Гульзара, - мать его нам жизни не давала, постаралась развести. Больше всего обидно, что ради того, чтобы сделать свадьбу, моим родителям пришлось продать нашу четырехкомнатную квартиру и переехать в двухкомнатную. Да еще влезть в большие долги, теперь несколько лет расплачиваться придется. А мы развелись через год, невозможно стало жить вместе. Я с дочкой вернулась к родителям, теперь в двухкомнатной квартире живем вшестером: родители, бабушка, братишка и мы с дочкой. Сторона мужа вынудила меня вернуть все подарки, а свекровь успела до нашего развода отрезы из моего сундука к себе перетаскать и добавить в приданое своей дочери...

Многим же семьям, в которых муж и жена жалеют о том, что соединили друг с другом судьбы, порой приходится создавать видимость семейного благополучия, дабы совместными усилиями расплатиться со свадебными долгами, и из боязни, что новой свадьбы уже не потянуть. Возможно, в этом и есть свой плюс, как отметил К.Ахтамов, и от степени размаха свадебного торжества в какой-то степени зависит прочность дальнейшей жизни новой семьи. Однако резонность такого суждения весьма сомнительна, что подтверждает реальная жизнь: браки рушатся и количество разводов растет.

ПОМПЕЗНОСТЬ ДОЛЖНА ОСТАТЬСЯ В ПРОШЛОМ

Примечательно, что число свадеб с особым размахом в Узбекистане возросло именно в постсоветское время, вопреки всем трудностям "переходного периода". Вероятно, в этом у многих отразилось желание выказать свою состоятельность и умение несмотря ни на что выплыть на поверхность. А возможно, пышными сегодняшние свадьбы могут казаться лишь на фоне низкого уровня жизни большинства граждан страны. Помпезные торжества лишь подчеркивают социальное неравенство и значительно усложняют жизнь основной части населения. Стремление к показной роскоши толкает узбекистанцев на добровольную нищету. Люди готовы долгие годы жить на воде и хлебе, лишь бы справить свадьбу "не хуже других".

"Неадекватные" пиры стали настолько массовым явлением, что меры пришлось принимать на высшем уровне. 28 октября 1998 года вышел президентский Указ о необходимости пресекать помпезное проведение мероприятий. В нем, в частности, признавалось, что "во многих местах нашей страны в проведении свадеб, семейных торжеств, поминальных обрядов, мероприятий, посвященных памяти усопших, допускаются... тщеславие, помпезность, чрезмерная расточительность.., щегольство, пренебрежение к нуждам живущих вокруг людей. Такое неблаговидное поведение некоторых зазнавшихся руководящих лиц, находящихся на государственной службе и взявших себе это в обычай, злоупотребляющих служебным положением, забывшихся, оторвавшихся от народа, ставших слишком высокомерными, становится причиной нарушения здоровой среды в местах проживания, в махаллях, задевает самолюбие простых людей, наносит урон их вере в справедливость, и вообще вере в государственную власть... Превращение такого рода торжеств и поминок в нездоровое соревнование ставит в тяжелое положение честных и порядочных людей, которые не в состоянии проводить их с такой же роскошью. Самая печальная сторона этого состоит в том, что такие случаи показной роскоши оказывают отрицательное влияние на воспитание нашей молодежи, становятся причиной естественного возражения широкой общественности".

Определенным структурам - Фонду "Махалля", Комитету женщин, прокуратуре и пр. - было поручено плотнее заняться этой проблемой. О том, насколько они справились с возложенной на них миссией, можно судить по тому факту, что спустя четыре года президенту Каримову вновь пришлось вернуться к вышеозначенному вопросу. Именно этой теме президент уделил значительную часть своего выступления 5 декабря 2002 года на торжественном собрании, посвященном 10-летию Конституции Узбекистана. Ислам Каримов в очередной раз отметил, что "все эти излишества ложатся на плечи людей тяжелым грузом, точнее говоря, постоянным бременем. Если бы мы потратили часть средств, предназначенных для свадьбы, на истинные нужды молодых, облегчение домашних забот, на здоровье, воспитание и образование детей, одним словом, на цели, соответствующие современному образу жизни, то это было бы самым рациональным и благим делом".

Осознать эти вполне справедливые замечания и принять их к действию, однако, оказывается непросто: нелегко искоренить то, что прочно вошло в традицию.

- Надо, чтобы сверху народу подали пример, - убеждена пенсионерка Марьям Субханкулова. - Если люди из руководства страны, высокопоставленные чиновники будут проводить свои свадьбы скромно, народ тоже успокоится, простым людям не стыдно будет проводить свои торжества поскромнее. А на деле что происходит? Я еще ни разу не слышала, чтобы кто-то из властей предержащих последовал призыву президента и провел свою свадьбу без помпезности. А я уверена, если бы такое произошло, об этом сразу бы все заговорили! Некоторые твердят: да ладно, пусть богачи устраивают свадьбы с размахом, там и бедным соседям чего перепадет. Но я считаю, это мнение неверное: богач бедного к себе никогда не позовет, а если и решит пригласить, то усадит за скудно накрытый стол и постарается побыстрее выпроводить.

- Мы проводили разъяснительную работу с жителями нашей махалли, - рассказывает Самад Курбонов, председатель махаллинского комитета "Согдиана". - Убеждали, что свадебные обряды следует удешевлять, объединять, приглашать на них ограниченное число людей, подавать не более двух горячих блюд... А если уж состоятельным деньги некуда девать, вместо проведения помпезных свадеб лучше пусть покупают для новобрачных мебель, квартиру, или, в конце концов, займутся благотворительностью, всё больше пользы будет. Мы знакомили махаллинцев и с Указом президента, и с изданной в его поддержку фетвой религиозных деятелей Узбекистана. Жители соглашаются, что свадьбы нужно проводить скромнее. Однако как доходит дело до конкретного человека, опять организуются пышные торжества: все стараются выглядеть не хуже других. Но, хочу отметить, в последнее время стоимость свадебных мероприятий поумерилась за счет объединения обрядов. Например, сейчас стали объединять никох, свадебный вечер, рёбинон и талбон в одно торжество и проводить все в один день. Сколько средств при этом экономится! Люди уже привыкают к таким свадьбам. А те, кто первым решился провести свадьбу, так сказать, комплексно, заслуживают уважения, ведь они способствуют внедрению разумного подхода к этому вопросу.

Свадьбы по принципу "все в одном" постепенно получают все большее распространение. Правда, не в том темпе и не в том объеме, которого многим желалось бы. Так что вряд ли к возвращению на родину Нигоры и Ситоры ситуация изменится настолько, что девушки смогут потратить заработанные средства не на превосходящее их реальные возможности богатство приданого и свадебные мероприятия, а на другие, более разумные нужды. Тем не менее, позитивная тенденция в самом обществе - налицо.