Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Непродуманность системы поощрения педагогов в Узбекистане грозит привести к печальным последствиям

18.05.2006 13:44 msk, Диер Согдиев (Самарканд)

Общество

БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ ВЫМОЩЕНА ДОРОГА В АД

С первого января 2006 года в школах Узбекистана появились "директорские фонды поощрения отличившихся работников". Учителя, если постараются, могут единовременно получить к своей зарплате до 40% ежемесячной надбавки, а то и целый оклад. Источником формирования средств директорского фонда являются бюджетные ассигнования, его размер не превышает 15% от фонда оплаты труда конкретной школы.

Кто из учителей достоин доплаты и сколько процентов заслуживает - решает специальная школьная комиссия, куда входят члены администрации школы, учителя, председатель школьной профсоюзной организации и представители родительского комитета. Главный определяющий критерий эффективности труда педагога - высокий процент успеваемости класса. Здесь-то и вспоминается известное выражение: "благими намерениями вымощена дорога в ад".

Безусловно, стремление поощрить и стимулировать добросовестный труд преданных своей профессии - похвально и вызывает у учителей чувства благодарности, что и было продемонстрировано на страницах местной печати, к примеру, в газете "Учитель Узбекистана". Но одно дело - идея, другое - ее реализация, которая порой может извратить суть самой благой инициативы.

Чтобы получить доплату, которую называют "устама", узбекский учитель должен добиться высокой успеваемости своих учеников - от 80% и выше. А это означает, что у ребят не должно быть ни одной "двойки" (хотя в школах Узбекистана сейчас оценивают рейтинговыми баллами, думается, большинству читателей будет легче воспринимать привычную систему оценки). Между тем, двойка ученика - не всегда "заслуга" педагога, в большинстве случаев в ее получении виноваты сами учащиеся. А кроме того "неуд" все же стимулирует рвение к учебе.

- Сильные учителя не желают гоняться за надбавкой, - утверждает Мухтарам Саидовна, учитель математики. - Потому что они вынуждены ставить двойки лентяям. Конечно, чтобы получить зарплату побольше, можно закрыть глаза на все и отказаться от неудовлетворительных оценок. Многие так и поступают. Тем более, начальство заинтересовано в том, чтобы сильный учитель получал надбавку. Но тем педагогам, кто уважает свой труд и самих себя, кто действительно пытается "достучаться" до своих учеников, такой конформизм претит. Ведь, как известно, без наказания нет воспитания. Я, к примеру, все-таки поставила в первой четверти несколько двоек, гляжу - во второй четверти уже зашевелились, заниматься стали. В принципе, сильные учителя могут компенсировать себе надбавку занятиями репетиторством, а вот слабые - не в состоянии, и они мечтают о доплате. У нас в школе был даже пару раз скандал на тему "А почему мне не дают устаму?"...

Хотя многие сегодняшние школьники двоек и не боятся, у них нет такого трепета перед оценками, какой был у предыдущих поколений. Тем не менее, неудовлетворительные оценки - хоть какой-то сдерживающий фактор к полному скатыванию в пропасть невежества. Но жизнь сегодня нелегкая, учительские зарплаты невелики, и если есть возможность получить хоть какую-то надбавку, почему бы это не сделать, - педагогам есть над чем задуматься.

Многие учителя перестали ставить плохие оценки, стараются хоть как-то "натянуть" количество баллов до необходимых им результатов. Создается видимость улучшения работы - ведь итоги в отчетах предоставляются хорошие. А, как следствие, ученики, быстро сообразив, что к чему, расслабились, а некоторые заявляют своим учителям, что они обязаны поставить им хорошую оценку, потому что самим педагогам иметь в своем активе двоечника невыгодно.

Зачастую и родители не могут сориентироваться в оценках своих детей: разные учителя применяют разную систему баллов, и если у одного, скажем, 90 баллов соответствует пятерке, у другого - это тройка. Этим и пользуются "сообразительные" детишки, успокаивая своих мам и пап. А взрослое население с сожалением вспоминают о временах, когда существовала понятная и привычная система оценок: пятерка - это отлично, двойка - это плохо. И в первую очередь, по ней ностальгируют учителя, которым приходится сегодня массу драгоценного времени уделять бесконечному подсчету рейтинговых баллов.

Для определения качества обучения гороно собирает со школ отчеты учителей, основанные на ежемесячных контрольных работах. В основном, учителя составляют тесты и задания самостоятельно (правда, раз в год преподавателям 8-9 классов контрольные присылаются из гороно). При этом чтобы показать лучший результат, зачастую или составляются слабые задания, или же детям... подсказываются ответы. Тем более, что во время экзаменов по тестовой системе ученику легче списать: сильные ученики всегда могут подсказать нужную буковку. Поэтому даже откровенные двоечники показывают в тестах хорошие результаты.

- Вообще, по моему мнению, тестирование - не самый лучший метод определения знаний, - говорит Нарина Артуровна, учитель английского языка. - Да, грамматику еще можно проверить, а навыки устной речи? Тесты хороши как дополнение, а не как основа. И когда эта "мода" на тестирование у нас пройдет? Что касается заданий, я считаю, их должны составлять нейтральные люди, например, из отдела народного образования, или надо поручить это дело конкретным педагогам, а затем распространить их по школам. В этом случае можно получить более-менее объективную картину, в том числе, в сравнении с показателями сверстников своих учеников. А педагоги, которые претендуют на "устаму", пусть проводят контрольные работы в присутствии комиссии или представителей гороно, чтобы избежать соблазна подтасовывать результаты. Тогда и будет ясно, чего стоит конкретный учитель.

- А еще хотелось бы, чтобы в оценке труда педагога принимали участие и ученики, хотя бы путем анонимного анкетирования, - вступает в разговор Сайера Турсуновна, учитель английского языка. - Ведь они видят нашу работу каждый день, а не только на открытых уроках, к которым можно капитально подготовиться, провести блестяще и целый год почивать на лаврах. Да, на открытом уроке можно определить, сильный учитель или слабый, но - насколько стабильно он работает? Есть учителя, умеющие преподнести себя как педагога, быть на хорошем счету, а знаний у их учеников нет. Детей же не обманешь. Я не думаю, что ученики в анкетировании могут выместить свою обиду на педагога, большинство так не поступят. А если весь класс выскажется об учителе отрицательно, значит, этот педагог действительно виноват. А те, кто против опроса учеников, наверняка - халтурщики. Еще один показатель уровня профессионализма учителя - процент учеников, поступивших в вузы. И даже если они провалились, можно проанализировать, сколько баллов они набрали при сдаче вступительных экзаменов по конкретному предмету. Я считаю, это тоже должно учитываться при присуждении надбавок или присвоении более высокой категории.

- Как правило, у всех членов школьной администрации высшая категория, однако, как учителя, ей соответствуют, к сожалению, немногие, - считает Нарина Артуровна. - А ведь можно быть хорошим администратором, но никудышным учителем и наоборот.

Кстати, о категориях. Сегодня узбекистанские учителя разделены по пяти квалификационным категориям: специалист со средним образованием, специалист с высшим образованием, вторая, первая и высшая. Соответственно, дифференцируется и зарплата. Справедливо? Несомненно. Другой вопрос - насколько больше? Согласно выдержке из приложения №1 к Постановлению Кабмина "Размеры базовых тарифных ставок по оплате труда педагогических работников учреждений народного образования", учитель старших классов общеобразовательной школы пятой категории (специалист со средним образованием) получает 45.166 сумов, с высшим - 48.276, второй - 51.685, первой - 55.184, высшей - 60.851 (в пересчете на твердую валюту, примерно 38, 40, 43, 45 и 50 долларов, соответственно). Мы приводим данные без надбавок. Желание получить зарплату на 2-5 долларов больше потребует от учителя больших трудов: придется чаще показывать открытые уроки, писать доклады и рефераты, выступать на собраниях и методобъединениях, проводить больше дополнительных занятий с учениками... Несмотря на дороговизну жизни, многим учителям данный стимул все же не представляется столь соблазнительным, чтобы отрывать ради него драгоценное время от приносящих доход занятий репетиторством или домашних дел.

Если раньше учителя распределялись по категориям непосредственно администрацией школ, то, начиная с этого года, эта процедура будет совершаться в результате модернизированной аттестации, состоящей из двух туров. Первый тур уже состоялся. К примеру, учителей Самарканда, "приговоренных" к аттестации первыми, собрали в одном месте и предложили им пройти тестирование.

- Нам сказали, что вопросы будут заданы по специальности, а также - по психологии и педагогике, - рассказывает педагог Елена Анатольевна. - Многие вопросы, мягко говоря, нас удивили своей неуместностью. Например, "кто открыл гравитацию?" "Когда были открыты первые религиозные школы в Туркестане?" "Кому принадлежат слова: "Легче управлять государством, чем учить ребенка"?" и т.п. А я, к примеру, ожидала, что вопросы будут различаться: физикам будут предложены по физике, химикам - по химии, словесникам - по языку и литературе и т.д., ведь аттестация призвана выяснить соответствие учителя своей специальности... А тут устроили игру "Кто хочет стать миллионером?", только цена вопроса - несколько центов.

Как выяснилось, вопросы составлены в Государственном тестовом центре, который, кстати, уже не раз удивлял своими "перлами" абитуриентов вузов. Но это - тема для отдельного разговора.

- Следующий этап тестирования состоится на днях, - продолжает Елена Анатольевна. - Мы получили своего рода вопросник, правда, на узбекском языке, который перевели, что называется, с грехом пополам. И снова были озадачены: оказывается, наш профессионализм будет определяться по знанию нами дат принятия всяких правительственных постановлений и указов. Таких, к примеру, как, "Инструкция по ведению документации в школе", приказ "Об утверждении устава общеобразовательных учреждений", "О мерах по созданию фонда детского спорта", Приказ № 235 о выдаче аттестатов, Положение №150 "О библиотеках в общеобразовательных школах"... Всего около сорока документов. Конечно, мы обязаны знать, когда была принята Национальная программа по подготовке кадров или Закон об образовании, но остальное-то нам зачем?!.

- Выделять лучших среди учителей следует обязатльно, - убеждена Сайера Турсуновна, - но то, как это проводится, по каким параметрам, - не выдерживает критики и не способствует повышению качества образования учеников, а только расхолаживает их, способствует снижению уровня знаний и процветанию фальшивой, показной отчетности.

Благие намерения вследствие непродуманности механизма их внедрения приводят к тому, что страна еще больше погрязает в невежестве. Ведь сегодняшние школьники - это завтрашние педагоги, врачи, руководители, юристы, экономисты... Смогут ли они обеспечить будущее страны? Глядя на результаты непродуманных экспериментов в сфере народного образования, на все увеличивающееся число детей с легкомысленным отношением к учебе и низким уровнем знаний, не ошибусь, если скажу, что у большинства населения Узбекистана в этом немалые сомнения. Несмотря на всю привлекательность объявляемых правительством акций по поддержке труда педагогов и усовершенствованию системы народного образования и строительство роскошных дворцов-колледжей и лицеев. Увы, внешнее состояние в данном случае значительно красивее внутреннего. Реального. И более значимого.

* * *

Все имена и фамилии изменены по соображениям безопасности педагогов.