Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Бывшего министра обороны Узбекистана судят за «личные связи» с администрацией США

24.05.2006 11:18 msk, Соб. инф.

Анализ
Бывшего министра обороны Узбекистана судят за «личные связи» с администрацией США

На фото: экс-министр обороны Узбекистана Кадыр Гулямов. Фото AP.

Как мы уже сообщали, в понедельник, 22 мая, в Военной коллегии Верховного Суда Узбекистана начался судебный процесс над бывшим министром обороны, бывшим Государственном советником президента Республики Узбекистан Кадыром Гулямовым. Пока известно лишь то, что К.Гулямову предъявлены обвинения по восьми позициям. Некоторые из них связаны с военной базой сил антитеррористической коалиции в Ханабаде. Другие имеют отношение к уже рассмотренным в 2003-2005 годах делам некоторых бывших сотрудников министерства обороны. Ранее все эти офицеры уже были осуждены, а дела их в настоящее время закрыты.

Напомним, министр обороны Узбекистана Кадыр Гулямов был снят с должности в ноябре 2005 года. Одновременно указом Ислама Каримова он был назначен на пост советника президента Республики Узбекистан.

По сведениям ИА «Фергана.Ру», непосредственным поводом для последующего вскоре увольнения госсоветника с работы и возбуждения против него уголовного дела стало письмо Кадыру Гулямову от министра обороны США Рамсфельда. Направленное в адрес К.Гулямова спустя несколько дней после его отставки с поста министра, письмо заокеанского коллеги сыграло с узбекским чиновником злую шутку.

Послание было традиционным знаком внимания и не содержало ничего, что выходило бы за рамки дипломатического этикета. Высокопоставленный американский чиновник благодарил Кадыра Гафуровича за сотрудничество в военно-технической сфере, высоко оценивая личный вклад узбекского министра в борьбу с терроризмом и дело укрепления отношений между США и Узбекистаном.

Далее в своем тексте Доналд Рамсфелд выражал уверенность, что, несмотря на «временные трудности», возникшие между администрацией Дж. Буша и руководством Узбекистана, «взаимовыгодные и перспективные контакты на личном уровне были бы желательны и впредь».

По иронии судьбы письмо не попало в руки Кадыра Гулямова, а легло на стол новому главе военного ведомства республики Руслану Мирзаеву. Выходец из спецслужб, до недавнего времени занимавший должность секретаря Совета национальной безопасности, естественно, тут же доложил об этом президенту Узбекистана. Уже через сорок минут после телефонного разговора офицер фельдъегерской связи доставил письмо в приемную главы государства.

Для того, чтобы четче уяснить причинно-следственную связь последовавших затем событий, необходимо сказать несколько слов о том, как сегодня Ислам Каримов относится к любым знакам внимания, оказанным его подчиненным со стороны представителей администрации США. Относится крайне негативно, не скрывая мгновенно возникающего раздражения.

После подавления вооруженного восстания в Андижане и откровенно негативной реакции на действия правительственных сил со стороны Соединенных Штатов, президенту республики не дает покоя мысль о стремлении американской администрации физически устранить его как национального лидера. Причем, невзирая на легитимность или неправомерность используемых для этого средств.

Так ли это на самом деле или нет, точно сегодня никто не скажет. По крайней мере, публично. Единственное, что можно утверждать со всей определенностью, - Ислам Каримов не самый удобный для Запада политик и, наверное, отнюдь не самый желательный. Однако сказанное вовсе не означает, что он совсем нежелательный.

Нет, тот же Запад прекрасно помнит, с каким рвением президент Узбекистана внедрял интересы США в своей стране. Как насильственно вытеснял русский язык, российское оборудование и технику, освобождая просторы республики для американских и европейских инвестиций.

Это сейчас И. Каримов заявляет о непригодности на золотодобывающих рудниках американских «Катерпиллеров» и преимуществах «БелАЗов». Но пятнадцать лет назад все было с точностью до наоборот.

Ситуация в Узбекистане сегодня диаметрально противоположна той, что была еще каких-нибудь три-четыре года назад. Америка для Узбекистана теперь - враг номер один, а американская демократия – это мерзость, насильственно внедряемая предприимчивыми и безнравственными янки по всему миру.

В газетах Узбекистана регулярно появляются статьи, с помощью которых власть пытается внушить населению мысль о намерениях США сделать Узбекистан своим сырьевым придатком, а власть республики полностью подотчетной и подконтрольной Вашингтону.

В этих условиях даже легкий намек Доналда Рамсфелда на гипотетическую вероятность сотрудничества с опальным министром обороны Узбекистана в ином, более значимом качестве, уже насторожил Ислама Каримова.

Узбекский президент всегда отличался особой коварностью и дальновидностью, убирая с политической сцены любого, кто даже теоретически мог претендовать на высший государственный пост. На этот раз, видимо, неожиданно для самого себя Ислам Каримов увидел в физике Кадыре Гулямове непредусмотренного ранее конкурента.

Чисто протокольное письмо было воспринято Исламом Каримовым как свидетельство особо дружественных связей Кадыра Гулямова с американскими властями. Правда, некоторые наблюдатели подчеркивают, что если бы эти дружественные и тайные связи имелись на самом деле, то вряд ли Рамсфелд озвучивал бы их в официальном послании. Если только, конечно, американцы не сделали это преднамеренно, чтобы создать отставленному министру обороны дополнительные проблемы.