Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Ислам Каримов стремится поддерживать баланс кланов, которые составляют элиту страны

06.09.2006 09:43 msk, Свобода

Узбекистан Анализ

«Каримов намерен удерживать политические кланы в кулаке». Так называется статья, опубликованная на днях на сайте Радио «Свобода». По мнению авторов публикации, устраняя политических конкурентов из числа представителей политических элит, лидер Узбекистана добровольно ввергает себя в изоляцию и рискует остаться в абсолютном одиночестве.

Перевод ИА «Фергана.Ру». Статья приводится в сокращении

Недавно политический пейзаж Узбекистана подвергся изменениям вследствие нескольких потрясений. Своими действиями президент Ислам Каримов стремится поддерживать баланс политических кланов, которые составляют элиту страны. Но отчуждение от власти видных людей, у которых может появиться желание свергнуть Каримова, представляет для деспотичного президента Узбекистана фактор риска.

Большинство наблюдателей едины во мнении, что в прошлом году Каримов имел возможность подорвать политическую и экономическую мощь некоторых из самых влиятельных кланов Узбекистана. Его безжалостная изворотливость в течение полутора десятилетий президентства также позволила ему держать потенциальных конкурентов в «расбалансированном» состоянии.

Джеймс Никсей, который возглавляет программу России и Евразии в лондонском аналитическом центре Chatham House, говорит, что властная хватка Каримова и частые правительственные перестановки препятствуют обретению другими высшими должностными лицам популярности в обществе. «Изменения в верхних эшелонах узбекской власти, которые мы могли видеть относительно недавно, указывают на то, что старый испытанный метод министерских перестановок, гарантирующий, что никто успеет обустроиться на одном месте так, чтобы успеть набрать политический вес, действительно, гарантирует существование режима Каримова пока он жив», — считает Джеймс Никсей.

Крэйг Мюррей, бывший посол Великобритании в Ташкенте и откровенный критик режима Каримова, говорит: «Есть люди, готовые насильно сместить Каримова — и достаточно признаков того, что в государственной службе безопасности, в вооруженных силах и в министерстве внутренних дел есть множество людей, которые могли бы успешно поддержать такое движение — но любые действия должны быть подготовлены очень и очень тщательно. Поскольку никто не хочет повторения Андижанских событий».

Одним из первых вызов [Каримову] бросил могущественный политический деятель и бывший наставник Каримова из их общего Самаркандского клана Исмоил Джурабеков. Но политическая карьера Джурабекова резко прервалась, когда он был уволен с поста президентского советника в 2004 году под предлогом обвинений в преступлениях.

Самаркандский клан перенес и другой политический удар, когда министр внутренних дел Зокир Алматов ушел в отставку в конце 2005 года якобы по причине плохого здоровья. Алматов был министром, который дольше всех занимал свой пост в правительстве, и поддержка полиции сделала его мощной фигурой.

Каримов назначил на место Алматова заместителя директора узбекской Службы национальной безопасности. Это перемещение было смелым политическим ударом, так как СНБ — конкурирующее с МВД учреждение — также является оплотом власти Ташкентского клана.

Каримов далее ослабил Ташкентский клан, вынудив министра обороны Кадыра Гулямова уйти в отставку в ноябре 2005 года. В мае власти судили его за закрытыми дверями и приговорили к условному тюремному сроку — по некоторым сведениям, по обвинению в мошенничестве, коррупции и злоупотреблении служебным положением.

Отставка Гулямова произошла вскоре после смещения его близкого родственника и бывшего лидера Ташкентского клана — Тимура Алимова — с поста советника президента.

Крейг Мюррей говорит, что число людей, которые имеют реальную власть в Узбекистане, становится все меньше: «Их было много, кого можно было бы назвать олигархами. Было несколько сотен очень богатых семей, которые действительно извлекали выгоду из системы. Этот круг все меньше и меньше, поскольку Каримов сужает его до размеров своей семьи».

«Есть также много людей, которых я называю «новыми неудачниками», — говорит Мюррей. — «Посмотрите на людей, которые были очень близки к Каримову несколько лет назад, многие из них теперь выброшены из системы, а их экономические интересы и активы отошли, в основном, к дочери президента Гульнаре Каримовой».

Баходир Мусаев, независимый социолог из Ташкента, говорит [имея в виду президента Узбекистана Ислама Каримова]: «Он фактически абсолютно одинок — никто не любит этого человека. И я думаю, что в случае ухудшения его здоровья его семья будет разорвана на части».