Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Уголовное дело на Наталью Бушуеву знаменует собой новый этап давления на немногих остающихся в Узбекистане независимых журналистов

26.03.2007 11:32 msk, Фергана.Ру

Свобода слова
Уголовное дело на Наталью Бушуеву знаменует собой новый этап давления на немногих остающихся в Узбекистане независимых журналистов

Фергана.Ру  23 марта прокуратура города Ташкента возбудила уголовное дело в отношении корреспондентки радиостанции «Немецкая волна» Натальи Бушуевой по 184-й статье УК Республики Узбекистан - сокрытие доходов и неуплата налогов. Официальная версия открытия уголовного дела против журналистки, изложенная рядом проправительственных сайтов, такова:

«Наталья в течение своей 5-летней журналистской деятельности на радиостанции «Немецкая волна» ни разу не предоставляла местным налоговым органам декларацию о финансовых доходах, получаемых от зарубежной организаций. Более того, она представлялась корреспондентом радиостанции «Немецкая волна» не имея соответствующей аккредитации при МИД Узбекистана, что также является нарушением местного законодательства.

Министерство иностранных дел республики неоднократно обращалось в посольство ФРГ в Ташкенте и к руководству телерадиокорпорации «Дойче велле», но по известным только им причинам, ответов не последовало. Хотя в западных странах неуплата налогов и сокрытие дополнительных источников доходов считается серьезным преступлением, к тому же, уголовно наказуемым. Несмотря на это, руководство «Немецкой волны» к этому относится сугубо безразлично.

Таким образом, в рамках возбужденного уголовного дела будет вноситься ясность в финансовую деятельность так называемой журналистки, а также выявляться причины, по которым она позволила себе систематически нарушать налоговое законодательство Республики».

В то же время, по словам самой Натальи Бушуевой, представители самих налоговых органов ни разу ее не вызывали и обо всех своих «преступлениях» впервые она услышала во время недавнего вызова в прокуратуру, где ей объявили, что она не выплатила государству примерно три миллиона сумов (2,5 тысячи долларов).

Вызывает интерес и упомянутое в сообщениях нарушение законодательства в связи с работой без аккредитации, поскольку это первое обвинение, предъявленное журналисту с момента опубликования этих правил в феврале 2006 года.

Напомним, что согласно правительственному постановлению «Основные правила, регулирующие профессиональную деятельность корреспондентов средств массовой информации иностранных государств на территории Республики Узбекистан» иностранным корреспондентам запрещалась профессиональная деятельность без аккредитации при узбекистанском МИДе. Иными словами узбекистанцев лишили права работать на иностранные СМИ, не имеющие подобной аккредитации. В настоящее время этим правом обладают лишь полтора-два десятка иностранных журналистов, большинство из которых представляют сверхлояльные узбекскому правительству российские СМИ.

Показательно, что прокуратуру совершенно не волнует, что постановление о запрете гражданам республики работать без аккредитации в МИДе противоречит не только всем республиканским законам о СМИ, но и Конституции – основному закону страны, не говоря о заключенных Узбекистаном международных договорах, касающихся деятельности СМИ.

Можно не сомневаться, что возбуждение уголовного дела против Натальи Бушуевой – стопроцентный политический заказ, укладывающийся в общие рамки кампании преследований журналистов и правозащитников. Деятельность Натальи, одной из немногих, кто осмеливался делать честные и открытые репортажи о происходящем в республике, в последнее время вызывала особенное раздражение властей. Она постоянно ощущала на себе давление «сверху», иногда принимающее самые отвратительные формы. Год назад какие-то люди в течение одной ночи обклеили двухмиллионную столицу объявлениями о продаже квартиры и оказании сексуальных услуг с указанием домашнего телефона Натальи, после чего на ее квартиру обрушился шквал телефонных звонков. Возбуждение уголовного дела в ее отношении знаменует собой начало нового этапа давления на еще остающихся в стране немногих западных и независимых журналистов.