Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Джанпык-кала - средневековая крепость у подножия гор Каратау

23.05.2007 10:34 msk, Андрей Кудряшов (Ургенч)

История Узбекистан

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру
Крупнейший исследователь истории Хорезма С.П.Толстов, в 30-50-е годы прошлого века открывший для европейской науки десятки уникальных древних поселений в низовьях Амударьи, считал самым красивым и экзотичным археологическим памятником региона средневековую крепость Джанпык-кала у подножия гор Каратау. В его научных трудах описание удивительного уголка, где останки величественных сооружений минувших эпох сохранились в окружении первозданной природы, приобрело лирические интонации. Ученый, посланный советским правительством изучать масштабы культурного наследия одной из старейших цивилизаций Евразии, с восхищением писал о том, насколько живописно предстали перед ним в лучах закатного солнца величественные силуэты крепостных стен, неожиданно возвысившиеся над густыми кронами лесного массива - пойменных дебрей Бадай-Тугая.

Не менее привлекательно выглядит Джанпык-кала со стороны ближних отрогов хребта Султаниздаг - скалистого массива, растянувшегося на пятьдесят километров вдоль западных окраин пустыни Кызылкум на границе с оазисом Хорезма. Эти невысокие, очень старые горы, сложенные из вулканических пород и древнейших морских отложений, по-другому называются Каратау - черными горами - за необычно темный цвет их лавовых полей. Выжженная солнцем чернота каменных шлемов в предгорьях расцвечивается вкраплениями солончаков и охристой глины. Здесь издревле добывали редкие руды и полудрагоценные камни - гранат, серпентин, аметист, родонит, малахит и бирюзу, и встречается единственный в своем роде минерал - тебинит. В известняках до сих пор находят окаменевшие раковины исполинских моллюсков, зубы акул и кистеперых рыб, следы динозавров.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру

Почти лишенные растительности, плоскоголовые холмы, выглядят доисторическими и совершенно непригодными для жизни. Но ближе к речному берегу на одной из вершин вдруг обнаруживается острый шпиль высокой глиняной башни с явно рукотворными, хотя и осыпавшимися, очертаниями. Сторожевая башня, заметная с полотна автомагистрали Нукус-Турткуль, указывает направление к крепости, отделенной от берега Амударьи зеленой полосой заповедника Бадай-Тугай - царства водоплавающих птиц, фазанов, диких котов, шакалов и прибежища благородных бухарских оленей.

Крепость, стоящая прямо на границе пустынных предгорий и непроходимого тугайного леса, некогда замыкала стратегически важный проход между безводными горами и судоходной рекой, чей плодородный ил послужил основой для зарождения очагов земледельческой цивилизации за две тысячи лет до Рождества Христова. Первая оседлая культура возникла здесь на естественно орошаемых береговых землях, но развивалась в тесном контакте с охотничьими и кочевыми народами - сначала уральского корня, потом скифских племен саков и массагетов. В дальнейшем взаимоотношения между кочевниками и земледельцами были чрезвычайно сложными и динамичными. Они жестоко враждовали друг с другом, одновременно вели взаимно полезный обмен, и объединялись для совместного отпора завоевателям.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру

По данным археологов, старейшие остатки керамической посуды в окрестностях Джанпык-калы, можно датировать приблизительно IV веком до нашей эры, когда Хорезм уже освободился от власти персидской державы Ахменидов, и избежал завоеваний Александра Македонского. Это было время, когда на правом берегу Амударьи утвердилась самая устойчивая династия местных правителей из легендарного рода Афригов, сохранявшая относительную независимость от великих держав античности вплоть до раннего средневековья.

Сооружение сохранившихся до наших дней мощных крепостных стен Джанпык-калы датируется учеными IX-XIII веками нашей эры, когда на всю Среднюю Азию уже распространилась волна арабских завоеваний. Но для правобережного Хорезма это еще было время Афригов. Покоривший в 709 году раздробленные княжества Бухары и Согдианы Кутейба ибн Муслим, следуя своей излюбленной тактике, дождался когда и в Хорезме вспыхнет внутренняя распря, начатая в 712 году мятежным сыном правителя Хуррзадом, выступившим против старой аристократии с опорой на бедноту, зараженную сектантскими настроениями, почти так же, как это было в V веке, во времена Маздака в Сасанидском Иране. После первого похода Кутейбы народ снова восстал и убил правителя, и арабам пришлось вернуться, чтобы посадить на престол его верного сына - Аскаджамука II, признавшего вассальную зависимость от Халифата. Но лишь в конце VIII века его внук Шаушаффар принял исламское имя Абд Аллах. Когда на левом берегу Амударьи уже утвердилась династия арабских наместников Мамунидов, на правобережье, в древнем Кяте, до конца X века еще правили последние из Афригов.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру

Именно к этому периоду, по-видимому, относятся основные укрепления Джанпык-калы, в чьих массивных конических бастионах и двойных стенах легко узнается средневековая крепость. Но останки высоких стен внутренней цитадели, украшенные подобием античных колонн, сохраняют родство с архитектурой известных дворцовых и крепостных сооружений тысячелетней империи Афригов, предшествовавших крепости у подножия Каратау на пять-семь веков. Да и строительный материал в регионе за это время не изменился. Как и исполинские Аяз-кала и Топрак-кала в окрестностях древнего Кята (Каса), относительно небольшая крепость Джанпык сложена из пахсы - крупных блоков утрамбованной глины. Лишь основания стен и входные арки кое-где укреплены каменной кладкой из необтесанных валунов, но и то, возможно, не по причине смены строительных традиций, а потому, что в окрестных горах оказалось достаточно камня.

Ни о том, как пережила Джанпык-кала недолгую эпоху расцвета, наступившую с объединением двух берегов реки при потомках Мамуна ибн Мухаммеда в единое государство, ни о том, как существовала во времена опустошительных набегов Махмуда Газневи и непродолжительного вхождения Хорезма в государство Сельджуков, точных сведений нет. Ученые предполагают, что в этот период, а возможно и раньше, крепость охраняла не только проход между рекой и горами, но и защищала с суши оживленный речной порт, где находили гавань купеческие караваны. По свидетельствам средневековых историков, с X века хорезмийские купцы захватили в свои руки почти всю внешнюю торговлю в Центральной Азии, направляя караваны в Индию, Китай, Хазарию и Волжскую Булгарию, Киевскую Русь и даже Скандинавию. В то время русло реки располагалось иначе, и форма крепостных стен, сбегающих с возвышенности к бывшему берегу, могла охватывать пристань. При раскопках Джанпык-калы археологи обнаружили множество находок из разных стран средневекового мира - от Египта до Балтики. Караваны судов двигались по Амударье от Балха в северном Афганистане к Аральскому морю, откуда верблюды совершали переходы к Волге и Каспию.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру

В конце XI века в Хорезме пришла к власти династия Великих Хорезмшахов, основатель которой Кут бат-Дин Мухаммед I добился фактической независимости от Сельджукских султанов. Его потомок Ала ад-Дин Текеш отразил нашествие каракитаев и едва не захватил трон Багдадских халифов. Его сын Мухаммед II владел огромной империей, простиравшейся от Кашгара до Кавказа и Персидского залива. Но эту державу сокрушило нашествие орд Чингисхана. Однако позднейшие археологические находки в пределах стен Джанпык-калы датируются приблизительно сороковыми годами XIV века, что может свидетельствовать о том, что крепость и порт на берегу Амударьи не подверглись окончательному разрушению при монголах, но не пережили последующего периода, когда правители империи Темуридов соперничали за Хорезм с ханами Золотой орды. Возможно также, что Джанпык-кала была брошена и пришла в запустение, когда своенравная река отвела свое русло далеко от ее стен, породив сегодняшнее чудо природы - многокилометровую полосу пойменных дебрей Бадай-Тугай, чей заповедный статус в наши дни охраняет покой и тайны этого сказочного места.

Осенью 2007 года на руинах Джанпык-калы начнет работу экспедиция археологов из Австралии, собирающаяся прояснить новые детали истории крепости-порта у подножия черных гор Каратау.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру