Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

МВФ утверждает, что узбекские реформы пошли...

29.06.2002 00:00 msk, Автор не указан

МВФ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО УЗБЕКСКИЕ РЕФОРМЫ «ПОШЛИ», ОДНАКО НЕКОТОРЫЕ ЭКСПЕРТЫ В ЭТОМ СОМНЕВАЮТСЯ

Команда экспертов Международного валютного фонда, закончив оценку реализации программы реформ, объявила, что Узбекистан «существенно продвинулся» по пути экономических реформ, в частности в финансовом секторе. Однако некоторые экономические эксперты в Ташкенте сомневаются в том, что правительственные реформы будут реализованы на практике.

Задачей миссия экспертов МВФ была оценка реализации Программы мониторинга, осуществляемой под наблюдением сотрудников МВФ (SMP) и детально изложенной в Меморандуме по вопросам экономической и финансовой политики на период с 1 января по 30 июля 2002 г. Согласно меморандуму, узбекское правительство брало на себя обязательства по децентрализации экономики. В частности, Программа мониторинга предусматривала либерализацию доступа к иностранной валюте по счету текущих операций и унификацию обменных курсов.

В меморандуме, который был подписан в феврале, правительство обещало уже к июлю этого года добиться конвертируемости национальной валюты – сума. Для достижения этой цели правительство согласилось пойти на ряд мер, которые должны привести к ликвидации черного рынка валюты в Узбекистане.

«Мы надеемся, что осуществление мер, перечисленных в Программе мониторинга, продемонстрирует нашу приверженность делу реформ, – заявили вице-премьер Рустам Азимов и другие чиновники в направленном ими в феврале письме директору-распорядителю МВФ Хорсту Келеру. – Мы полностью сознаем важность строгого соблюдения духа реформ и будем неукоснительно выполнять все официальные распоряжения, резолюции и инструкции».

Со времени распада Советского Союза правительство Узбекистана сохраняет жесткий контроль над политической и экономической жизнью страны. В настоящее время существует несколько курсов обмена твердой валюты. По официальному курсу один доллар можно купить за 749 сумов. По официальному коммерческому (внебиржевому) курсу на приобретение одного доллара уйдет 990 сумов. Наконец, на черном рынке доллар стоит 1000-1050 сумов. Кроме того, государство контролирует лимиты разового обмена валюты физическими лицами. Обменные курсы разного уровня и ограниченный доступ к валюте приводит к расцвету черного рынка и препятствует притоку иностранных инвестиций.

Эксперты МВФ работали в Узбекистане с 12 по 25 июня. За несколько недель до их приезда узбекское руководство сумело достичь существенного прогресса в достижении некоторых целей, сформулированных в Программе мониторинга. Например, обменный курс доллара на черном рынке упал в июне с 1450 сумов за доллар до менее чем 1000 сумов. В государственных обменных пунктах в этот период предлагался значительно более низкий курс.

Местные эксперты утверждают, что падение курса объясняется проведенной правительством в мае либерализацией внебиржевого курса – мерой, призванной уменьшить чрезмерные денежные запасы и тем самым снизить активность черного рынка.

В мае правительство пошло также на упрощение обменных процедур. Были отменены требования о предъявлении гражданами необходимых для обмена документов. Разовый лимит покупки валюты был повышен до 1000 долларов в течение трех месяцев. Ранее граждане могли купить всего 400 долларов, при этом они должны были представить документы, подтверждающие намерение совершить поездку за рубеж, получить визу и доказать, что у них имеется причина, семейная или деловая, для зарубежной поездки.

Этих мер оказалось достаточно для совместного заявления команды экспертов МВФ, узбекского правительства и Центрального банка о том, что Ташкент выполняет требования, сформулированные в Программе мониторинга.

В настоящее время узбекское правительство не получает помощи от МВФ, не существует и программы сотрудничества с фондом после того, как МВФ закрыл свое представительство в апреле прошлого года, констатировав отсутствие прогресса в проведении Узбекистаном экономических реформ. Тем не менее узбекское правительство продолжает получать техническую помощь и консультации, предусмотренные Программой мониторинга.

Добиваясь осуществления Программы мониторинга, правительство намерено «принять экономическую программу, рассчитанную на период после середины 2002 г., которая могла бы быть поддержана финансовыми ресурсами МВФ… [и] и выделением финансовой помощи от других международных финансовых организаций», – заявил Азимов в своем письме Келеру.

Тем не менее некоторые узбекские экономические эксперты скептически оценивают ход реализации пунктов Программы мониторинга. Узбекский экономист, пожелавший остаться неназванным, отметил, что оценочная миссия экспертов МВФ первоначально планировалась на апрель. В тот момент узбекское правительство еще не начало реализацию Программы и обратилось к МВФ с просьбой об отсрочке оценки. Экономист заметил также, что были расширены и временные рамки Программы.

По условиям Программы, последняя оценка была запланирована на июль, однако теперь она перенесена на сентябрь. Отсрочка необходима для того, чтобы «позволить сотрудникам МВФ оценить глубину и необратимость реформ», – говорится в совместном заявлении, принятом в конце июня. Ожидается, что за этот период МВФ и узбекское руководство вступят в переговоры по экономической программе, которая будет подкреплена дальнейшим соглашением с МВФ.

Экономист выразил сомнение, что проводимая в настоящее время финансовая политика, нацеленная на сокращение разрыва между официальным обменным курсом и курсом черного рынка, принесет позитивные результаты. По словам эксперта, правительство не проводит более глубоких структурных реформ, предусмотренных Программой мониторинга, в том числе либерализации доступа к иностранной валюте не только для физических лиц, но и для предприятий. Кроме того, правительство не начало демонтажа командно-административной системы в сфере производства зерна и хлопчатника, влияющей на политику закупок и общий уровень цен.

По мнению экономиста, принимая во внимание, что многие области экономической жизни остались без изменений, «Программу мониторинга можно считать провалившейся», однако, сказал он, «по политическим причинам МВФ никогда об этом не скажет». Узбекистан превратился в важнейшего стратегического союзника США в войне с терроризмом. По мнению наблюдателей, международные финансовые институты не станут делать ничего, что бы могло оказать негативное влияние на активное участие Узбекистана в акциях антитеррористической коалиции.