Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Турция: Иск генпрокурора к правящей партии способствует росту ее популярности

18.03.2008 13:42 msk, Бахтияр Шахназаров (Измир, Турция)

Религия Турция

Над вставшей, казалось бы, на стабильный путь развития Турцией опять начали сгущаться тучи. 14 марта генеральный прокурор страны Абдуррахман Ялчинкая направил в Конституционный суд иск о закрытии правящей Партии справедливости и развития (ПСР). По мнению генпрокурора, целью ПСР является сначала внедрение в управление страной принципов умеренного ислама, а затем - построение государства, основанного на законах шариата. А.Ялчинкая особо подчеркивает, что республика оказалась перед великой опасностью.

Основной причиной для обращения генпрокурора в Конституционный суд стало принятие в феврале 2008 года парламентом Турции правительственного законопроекта об отмене запрета на ношение в турецких вузах мусульманского платка - хиджаба.

Стоит отметить, что важную роль в принятии этих изменений в Конституцию страны сыграла также находящаяся в оппозиции Партия националистического движения (ПНД), семьдесят депутатов которой поддержали конституционные поправки. В свою очередь, турецкие «антиклерикалы» во главе с оппозиционной Республиканской народной партией (РНП) увидели в принятии таких изменений отказ от устоев лаицизма (движения, основное требование которого заключается в устранении влияния религии на общественную жизнь. - Прим. ред.) и стремление к формированию религиозного государства. Принятию закона предшествовали митинги сторонников светского государства во многих городах страны.


Карикатура из газеты «Миллиет».

Среди «персон нон-грата» - премьер и президент

Текст иска генпрокурора занял сто шестьдесят две страницы, на которых генпрокурор приводит список из семидесяти одного члена партии, в отношении которых требует применения запрета на политическую деятельность сроком на пять лет. В списке значатся депутаты парламента и члены правительства, мэры различных городов и районов, а также другие влиятельные персоны. Возглавляют перечень премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, бывший председатель парламента Бюлент Арынч и президент страны Абдулла Гюль.

Всем включенным в список членам ПСР инкриминируется выражение мнений, которые противоречат принципам светского государства (лаицизма). Таких изречений у премьер-министра генпрокурор насчитал шестьдесят одно, у бывшего председателя парламента - шестнадцать, а у президента страны – десять, причем Гюль озвучил их в то время, когда находился на посту министра иностранных дел. Угрозу лаицизму генпрокурор увидел даже в термине «религиозный президент», который употребляется в отношении главы государства, читающего пять раз в день намаз и соблюдающего религиозные обряды.

В настоящее время в производстве в Конституционном суде находится иск о закрытии прокурдской Партии демократического общества (ПДО). Ей инкриминируются такие обвинения, как разжигание межнациональной розни, действия против территориального единства страны, а также сочувствие запрещенной организации «Рабочая партия Курдистана», с 1984 года проводящей против Турции террористические действия, в результате которых погибли почти сорок тысяч человек.
Большинство политических организаций Турции выступает против закрытия партий. Последний громкий скандал с иском о закрытии политической организации произошел в мае 1997 году, спустя восемь месяцев он привел к закрытию партии «Рефах», которая также находилась у власти в коалиционном правительстве с Партией верного пути.
В своем иске генпрокурор приводит отрывки из речей и высказываний Реджепа Эрдогана. К примеру, такие: «Некоторые воспринимают лаицизм как религию. Если лаицизм является религией, то человек не может быть одновременно и мусульманином» (2001 год); «Представьте себе, что хиджаб является политической символикой. Вы будете винить и тех, кто надел его как политический символ? Вы запретите символы и атрибуты? В какой точке мира вы знаете о существовании такого рода запрета, когда речь идет о свободах человека?» (январь 2008 года, Мадрид); «Если все это вы говорите для того, чтобы убрать религиозных людей из политики, то наш народ не простит вас» (из выступления на тему религиозного экстремизма); «Если бы я был сторонником создания напряжения, то на площадях мог бы собрать в десять раз больше народа [чем противники]. В течение пяти лет мы не издали ни звука о проблеме хиджаба, все терпели» (2008 год); «Мы являемся верующими мусульманами. В Коране говорится, что, находясь в общественных местах, женщина должна закрывать голову. Из-за [проблемы] ношения хиджаба мои дочери не смогли учиться в [университетах] Турции» (2005 года).

Напомним, как «Фергана.Ру» писала ранее, ношение хиджаба в университетах Турции было запрещено статьей Закона «О комитете по высшему образованию». В результате тысячи девушек вынуждены были обучаться за рубежом, в странах, где ношение мусульманского платка не воспрещается. Что касается девушек в хиджабах, которые обучаются в Турции, одни входили на территорию университетов в париках, другие - снимали платки у входа в вуз.

Кроме того, в иске генпрокурора говорится, что основатели ПСР в прошлом были связаны с теми из партий, которые были закрыты по приведенным выше причинам. По утверждению генпрокурора, в случае невозможности построения шариатского государства его сторонники могут объявить джихад - священную войну.

Один из трех

По иску генпрокурора Конституционный суд может принять один из трех вариантов решения. Первый заключается в закрытии ПСР, второй - в урезании партии финансовой помощи от государства, а третий вариант – в отказе в удовлетворении иска.

Для того чтобы принять решение о закрытии партии, потребуется согласие семи из одиннадцати членов Конституционного суда. 17 марта текст иска был роздан всем его членам, которые сначала изучат его соответствие требованиям закона. Затем в течение одного месяца ПСР будет предоставлена возможность привести доводы в свою защиту. Ответ партии поступит в генпрокуратуру, которая определится со своей точкой зрения. Затем представитель Конституционного суда, собрав все документы, подготовит соответствующий доклад, который будет зачитан на заседании членов вышеназванного судебного органа.

В понедельник, 17 марта, кабинет министров Турции собрался на свое экстренное заседание, в ходе которого были определены уполномоченные для выступлений по поводу закрытия правящей партии перед средствами массовой информации. Другим членам кабинета беседовать с представителями СМИ на эту тему категорически запрещено.

Напомним, что в плане закрытия политических партий Турция является своеобразным «могильником» – на протяжении истории страны были закрыты тридцать партий. Так что не исключено, что горящая лампочка, которая является символом ПСР, может погаснуть. Между тем, 22 июля 2007 года эта партия на всеобщих выборах в парламент набрала сорок семь процентов голосов избирателей и занимает триста сорок кресел в 550-местном Великом национальном собрании (парламенте Турции).

Скандал способствовал росту популярности ПСР

Иск о закрытии ПСР вызвал широкий отклик во всем мире. Комментаторы почти единодушны во мнении, что закрытие политических партий является недемократичным. Самый оригинальный взгляд на тему высказал министр иностранных дел Швейцарии: «Во всем мире прокуроры совершают чудные поступки, однако [то, что произошло в Турции] является чудным в астрономических масштабах. Люди не могут быть лишены права занимать общественные посты только из-за своей религиозности, это противоречит правам человека». В самой Турции превалирует мнение о том, что должны наказываться конкретные лица, а не партии. Некоторые видят в иске генпрокурора «руку внешних сил».

Выступая 15 марта в городе Сиирте перед молодежным крылом ПСР, Реджеп Эрдоган резко высказался против иска генпрокурора. Отметив, что партия стала правящей, получив на выборах голоса шестнадцати с половиной миллионов избирателей, премьер-министр страны выразил возмущение: «Как же можно не заметить волю стольких людей? Разве демократия является такой дешевой?». Он также процитировал аят (стих) из Корана, заявив, вероятно, имея в виду генпрокуратуру: «У них есть уши, но они не слышат, у них есть глаза, но они не видят, у них есть языки, но не могут говорить правду».

Как заявляют в ПСР, иск, возбужденный в отношении партии, лишь способствует увеличению числа ее сторонников. Судя по всему, это соответствует действительности. Так, 17 марта частный телеканал «SHOW-TV» в вечернем выпуске новостей провел SMS-опрос телезрителей, предложив им ответить, за какую партию они проголосовали бы, если бы выборы состоялись сегодня. По итогам опроса, правящая Партия справедливости и развития получила семьдесят процентов голосов телезрителей, оппозиционная Республиканская народная партия – восемнадцать, Партия националистического движения – шесть, а Партия демократического общества – четыре процента.

Деловые круги Турции также выступают против закрытия партий. Они обеспокоены тем, что иск генпрокурора может отрицательно повлиять на экономическое развитие страны. 17 марта курсы доллара США и евро в стране существенно повысились, а показатели биржи упали сразу на семь процентов. Впрочем, все это, в большей степени, произошло на фоне общемировой тенденции экономического спада.

Каким бы ни был исход дела о подаче иска против правящей партии, он может иметь для Турции серьезные политические последствия.