Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Люди без паспорта

03.07.2002 00:00 msk, Виктор Агаев, Анна Саакян

Люди без паспорта

Европейские страны зазывают «хороших» иностранцев и закрывают границу для «плохих». Лагерь для беженцев. Недалеко от французского порта Кале скопились многие сотни переселенцев, прибывших сюда при содействии Красного креста.

«Речь не идет о том, чтобы превратить Европу в крепость. Мы не против иммигрантов, мы за то, чтобы потоки иностранцев, желающих переселиться в Европу, можно было контролировать. Мы лишь против тех, кто пытается нелегально проникнуть в Европу». Эту фразу Хосе Мариа Аснар - премьер-министр Испании, председательствующей в Евросоюзе первое полугодие 2002 года, - произнес десятки раз и во время подготовки Севильского саммита ЕС, и в ходе его работы. Европа обеспокоена наплывом нелегальных иммигрантов и полна решимости с ними бороться. Этот вопрос становится одним из главных во внешней политике Евросоюза. Накануне саммита сразу в нескольких европейских странах были приняты законы, затрудняющие иммиграцию. В Дании, Италии, Великобритании, Германии стало значительно сложнее получить статус беженца. Кроме того, теперь всякий желающий перебраться на постоянное жительство в эти страны обязан продемонстрировать знание соответствующего государственного языка. С 1 января 2003 года и в Австрии вводится обязательное изучение немецкого языка для иммигрантов, прибывших в страну после 1 января 1998 года. Эта мера коснется более 18 тысяч человек. Те, кто за четыре года пребывания в Австрии не изучит немецкий, будут высланы из страны. «Хозяин» саммита Аснар предложил ввести санкции против стран, не препятствующих незаконному выезду своих жителей в Европу. Но не все европейские страны с этой инициативой согласились. В итоговом документе саммита говорится только о создании единой европейской визы и общей консульской системы, а также европейской полиции и таможенной службы, которые будут действовать на внешних границах континента. Но с 1 июля председателем в Евросоюзе на полгода становится Дания, сторонница более жестких мер.

Как утверждают специалисты-демографы, Европа не может обойтись без иммигрантов - из-за низкой рождаемости численность коренного населения в развитых странах идет на убыль. Количество работающих сокращается, и вскоре их окажется слишком мало, чтобы прокормить пенсионеров, число которых, наоборот, увеличивается. По данным статистического комитета ЕС, для решения пенсионных проблем Европе до 2050 года нужно будет принять не менее 44 млн. переселенцев. Чтобы этот процесс не привел к усилению националистических настроений, правительства европейских государств пытаются как-то отрегулировать механизмы иммиграции. Пока не всегда успешно.

Заграница им поможет

Перед немецкими властями вырисовывается весьма нерадужная перспектива. Германия катастрофически стареет. Медицинские, пенсионный и другие социальные фонды испытывают дефицит средств. В ФРГ насчитывается 9 процентов безработных, однако, как утверждают эксперты, уже через пять лет собственный «запас» рабочей силы практически иссякнет. Чтобы система социальной защиты окончательно не обрушилась, примерно с 2010 года Германии придется в массовом порядке «завозить» рабочих из-за рубежа.

Христианская оппозиция в лице блока ХДС/ХСС протестует. В принципе правые понимают необходимость привлечения иностранцев, но не хотят открыто поддерживать эти меры в преддверии сентябрьских выборов. Партия надеется получить голоса тех немцев, которые настроены против приезжих, тем более новых.

Между тем Германии потребуется дополнительно привлечь сотни тысяч, а то и миллионы иммигрантов - при том что в ФРГ уже сейчас их проживает 8 миллионов (около 10 процентов населения). Результатом долгих дискуссий между правительством и оппозицией стал новый закон «О регулировании и ограничении притока иностранцев в Германию», подписанный президентом две недели назад. С одной стороны, он определяет условия въезда в страну иностранной рабочей силы, а с другой, формулирует принципы допуска в ФРГ иностранцев, подвергающихся опасности из-за политической нестабильности у себя на родине. Изначально правительство рассчитывало, что закон поможет привлечь в страну «полезных» иммигрантов и сдержать наплыв тех, кто ищет в Германии политического убежища. Однако за время подготовки документа оппозиция внесла в него столько разных поправок, что суть его оказалась фактически выхолощена.

На работу - по очкам

Несмотря на то, что Германия испытывает острую нехватку специалистов (около полутора миллионов вакансий), иностранцы лишь в исключительных случаях могут устроиться здесь на работу. Шаги, которые власть делает им навстречу, очень нерешительны. Так, желая привлечь из-за рубежа высококвалифицированных компьютерщиков, в ФРГ решили воспользоваться американским опытом и недавно ввели для них «зеленую карту» - разрешение на работу и проживание на льготных условиях. Однако на поверку оказалось, что немецкая карта предоставляет ее обладателю намного меньше прав, чем ее американский образец, да и получить ее довольно сложно. В результате желающих приехать оказалось гораздо меньше, чем рассчитывали политики и экономисты. Новый закон создает особый механизм набора рабочей силы за границей - систему очков, количество которых зависит от образования, возраста, состояния здоровья претендента и других факторов. Чем больше очков получает соискатель, тем больше у него шансов найти место. Но эту систему лишь планируется ввести в будущем.

Не делая сейчас особых послаблений тем, кто приезжает в ФРГ на работу, новый закон одновременно ужесточает правила предоставления политического убежища. Правда, повлиять на количество беженцев Германии вряд ли удастся: их число напрямую зависит от ситуации в других странах. Поэтому канцлер ФРГ социал-демократ Герхард Шредер и оказался в числе тех, кто на саммите Евросоюза в Севилье присоединился к испанскому премьер-министру Аснару и настаивал на введении экономических санкций против государств, которые не препятствуют своим гражданам бежать в Европу.

Право инакомыслящих на получение приюта в Германии записано в конституции ФРГ. В годы холодной войны это обязательство выполнить было нетрудно: диссидентов редко выпускали за пределы их стран. Но когда железный занавес рухнул, в ФРГ хлынул поток переселенцев из бывшего соцлагеря. Многие из этих людей даже не надеялись получить политическое убежище, они просто хотели немного подработать в то время, пока будет рассматриваться их просьба. Претендент получал денежное пособие, иногда работу и жил в условиях, какие дома ему даже не снились. В начале 1990-х годов были периоды, когда в ФРГ находилось более миллиона таких претендентов. Недовольство немцев порой выливалось в массовые беспорядки, особенно на территории Восточной Германии: там случались и избиения иммигрантов, и поджоги общежитий для иностранцев.

Власти, разумеется, пресекают массовые погромы, но вместе с тем не могут не разделять беспокойства рядовых граждан. По словам нынешнего президента ФРГ Йоханнеса Рау, он понимает немцев, которым не нравится, что в их доме половина квартир занята иностранцами. Национальная самобытность немцев находится под угрозой, поскольку доля иностранцев в Германии растет с поразительной быстротой: еще в 1996 году здесь насчитывалось лишь 2 процента жителей, не имеющих немецкого паспорта. Сейчас доходит до того, что в некоторых школах, даже столичных, на класс приходится всего по одному-два немца. Растет и число исламских религиозных учебных заведений, в которых преподают на арабском или турецком языке. Право на свободу вероисповедания гарантировано конституцией, поэтому работу этих школ не могут контролировать государственные инспекторы. Никто не знает, какое мировоззрение прививают там детям, однако есть основания предполагать, что оно расходится с теми ценностями, которые заложены в германской конституции. Естественно, все это тревожит немцев и подталкивает правительство к введению более жестких правил въезда для тех, кто хочет перебраться в Германию на постоянное жительство.

Закон строг, но пока не принят

Сейчас политическое убежище в Германии получают единицы. Список стран, гражданам которых оно может быть предоставлено, постоянно сокращается. Тысячи претендентов выдворяются за пределы ФРГ. Многие, правда, тут же вновь объявляются в Германии - на другой границе, под другим именем, чаще всего без паспортов, потому что людей, имеющих паспорт, отправляют прямиком на родину. Беспаспортные могут быть отправлены только туда, откуда въехали в Германию, а поскольку выяснение истины порой требует привлечения специалистов (см. Следите за языком), канитель может тянуться неделями. Сейчас в Германии находится на нелегальном положении до 250 тысяч иностранцев, с пребыванием которых правительство по каким-либо соображениям мирится, причем большинство из них прибыли в страну более пяти лет назад.

Чтобы исправить ситуацию, новый закон требует сократить время рассмотрения просьбы об убежище. Иностранцы, которым отказано в праве на пребывание, могут быть высланы, а тот, кто тянет время, отказываясь предоставить о себе необходимые сведения, лишается социального пособия. Несмотря на недостатки нового закона, канцлер Шредер заявляет, что он отвечает «экономическим интересам, конституционным, международно-правовым и гуманистическим обязательствам» Германии. Несовершенные нормы лучше, чем их отсутствие, считает правительство. Однако оппозиция, хотя и принимала участие в разработке закона, результатом явно не удовлетворена. Она доказывает, что теперь в Германию смогут ежегодно въезжать не менее полумиллиона человек, тогда как в последнее время прирост числа иностранцев составлял примерно 90 тысяч в год. ХДС/ХСС заявила, что документ был принят с нарушениями процедуры, и обратилась в Конституционный суд. До его заключения подписанный президентом закон работать не будет.

Кисельные берега Альбиона

Усовершенствовать свои иммиграционные законы решила и Великобритания. На данный момент здесь проживает около 5 млн. иммигрантов, получивших вид на жительство, что составляет примерно 8% населения. Основные страны, из которых бегут отчаявшиеся, - Афганистан, Ирак, Сомали, Шри-Ланка, Турция. В прошлом году на получение статуса беженца подали заявление более 70 тысяч человек. Лишь четверть из них добились цели, однако большинство, получив отказ, подают апелляцию и продолжают оставаться в стране. В 2001 году до берегов Альбиона в одиночку добрались шесть тысяч детей, не достигших 16-летнего возраста.

Еще недавно для того, чтобы официально запросить для себя статус беженца, в Великобритании (как, впрочем, в той же ФРГ) достаточно было заявить, что вы подвергались какому-либо преследованию на родине. Заявителей размещали в одном из специальных общежитий в Лондоне или его окрестностях и выдавали им документ, позволяющий оставаться в стране до окончательного решения дела, а также пособие, правда, довольно скромное - около 35 фунтов в неделю (примерно 50 долларов). Получив отказ, нелегалы имели право подать апелляцию, затем еще одну, и процесс этот мог тянуться годами.

Британия, как, впрочем, и другие государства Европейского Союза, ограничивает доступ на свою территорию для тех, кто приезжает из стран с нестабильной политической и экономической ситуацией. Виз на постоянное место жительства в британских посольствах тоже не получить. На этом наживаются контрабандисты, которые переправляют нелегалов с континента в Британию и берут за это немалые деньги. Подобное путешествие может стоить до 30 тысяч долларов, так что многие беженцы перед тем, как пуститься на поиски лучшей жизни, продают все свое имущество.

В 2001/2002 финансовом году на содержание иммигрантов и связанные с этим административные расходы британский бюджет выделял 403 млн. фунтов. Однако реально было израсходовано более миллиарда. Эта цифра заставила содрогнуться как чиновников, так и простых налогоплательщиков. К тому же за первый квартал нынешнего года количество заявлений от беженцев возросло на 8% по сравнению с последним кварталом 2001 года. Кабинет Тони Блэра решил вплотную заняться проблемой иммиграции.

Дело за лордами

В середине июня палата общин одобрила закон о гражданстве, иммиграции и политическом убежище. Согласно закону, который вступит в силу после одобрения в палате лордов, подавшие заявление на гражданство должны будут пройти экзамен на знание английского языка и британской законодательной системы, а также принести присягу на верность Великобритании. Предусмотрен ряд дополнительных мер и для пресечения фиктивных браков. Чтобы облегчить иммиграционную нагрузку на столицу, по всей стране построят несколько десятков новых общежитий для беженцев. Просителям убежища будут выдавать удостоверения личности с фотографией, отпечатками пальцев и другой необходимой информацией. Им также будет вменено в обязанность регулярно отмечаться в полиции.

Первоначальное рассмотрение дела о предоставлении статуса беженца не должно превышать двух месяцев. Если беженцы прибывают из так называемой безопасной страны, их могут выслать обратно уже в течение двух суток. Еще в 1999 году было принято решение, что оспаривать отказ можно только один раз. Теперь согласно проекту будет сокращен и перечень уважительных причин для апелляции, а в случаях явного обмана властей нелегалы вовсе могут лишиться этого права. Более того, подавать апелляцию можно будет, только вернувшись на родину либо в страну, через которую беженец прибыл в Великобританию.

Проникнуть на Альбион можно либо по морю, либо через туннель под Ла-Маншем. Еженедельно по этому туннелю - на поездах или пешком - пытаются пересечь Ла-Манш около тысячи человек. Прежде чем предпринять это путешествие, они собираются в лагере для беженцев неподалеку от французского порта Кале. Конфликт вокруг лагеря не удается разрешить уже много лет. Великобритания не раз обвиняла французские пограничные власти в злостном бездействии: Кале буквально кишит желающими незаконно попасть через пролив в британский порт Дувр. Недостаточные меры безопасности как в самом лагере, так и в порту Кале приводят к серьезным нарушениям в движении поездов в туннеле. В марте этого года грузовое сообщение между Кале и британским Дувром было прервано на два дня: около 200 беженцев атаковали поезда, отправляющиеся с континента. Британская железнодорожная компания EWS подала на французские власти в суд, требуя возмещения убытков, превысивших 10 млн. фунтов за полгода. Франция согласилась закрыть лагерь, но определенной даты не назвала.

Пока вопрос решается, Британия принимает собственные меры: проект нового закона увеличивает с 10 до 14 лет срок тюремного заключения для контрабандистов, переправляющих беженцев в Великобританию. Такой же максимальный срок установлен и для тех, кто нанимает на работу нелегалов (раньше для них было предусмотрено шестимесячное заключение). Согласно правилам претенденту на получение убежища запрещено работать первые шесть месяцев его пребывания в стране. Однако, по некоторым данным, в Великобритании нелегально работают около полумиллиона беженцев. Получить места им удается в основном при отелях, ресторанах и кафе, на стройках и в сельском хозяйстве.

Правительственные программы по найму рабочих за рубежом не предоставляют иммигрантам право на постоянное место жительства, а предлагают лишь временные контракты. Великобритания действительно нуждается в рабочей силе. Особенно остро ощущается нехватка медсестер, учителей и полицейских. Но политики не могут не учитывать общественного мнения. Около 44% британцев считают, что иммиграция принесла их стране больше вреда, чем пользы. Однако и без нее им тоже не прожить. Согласно прогнозам через 50 лет возраст каждого четвертого британца превысит 65 лет, тогда и население страны, и ее экономика будут прирастать в основном за счет иностранцев. Для тех, кто едет в Великобританию заниматься честным бизнесом, двери открыты. Ведь, к примеру, и популярные сети британских магазинов (Marks and Spencer и Burton), и крупнейшая чартерная авиакомпания EasyJet Airline были в свое время основаны иммигрантами, получившими британское подданство.

Виктор Агаев, Берлин; Анна Саакян, Лондон

Фрагмент фото: Michel Spingler/AP