Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

ООН: Результаты слушаний доклада о соблюдении прав человека в Узбекистане

25.12.2008 21:55 msk, «Фергана.Ру»

Права человека Узбекистан
ООН: Результаты слушаний доклада о соблюдении прав человека в Узбекистане

Фото с веб-сайта Islam.Ru

Стала известна реакция стран-членов ООН на доклад о соблюдении прав человека в Узбекистане, который рассматривался на сессии Универсального Периодического Обзора ООН 11 декабря 2008 года.

Отчет узбекской делегации рассматривало 55 стран, но лишь 33 государства дали рекомендации. Остальные, в том числе, Россия, Индия и Индонезия, отмолчались, хотя даже Нигерия и Бахрейн, не говоря уж о Чехии, Великобритании или Канаде, нашли что сказать. Узбекская делегация приняла поздравления международного сообщества «с достижениями» в области соблюдения прав человека и согласилась учесть только те общие рекомендации, выполнение которых не потребует ни кардинальных, ни косметических изменений политики.

Интересно посмотреть, как выглядит окончательный вариант доклада после обсуждений и высказывания претензий международного сообщества. О некоторых мерах, которые были рекомендованы Узбекистану, теперь говорится, что они «уже выполнены» либо «выполняются», причем не классифицируется, какие именно относятся к уже выполненным, а какие – только к выполняемым.

Среди этих мер – прекратить пытки и следовать рекомендациям Комитета против пыток, установить национальные институты по защите прав человека, предоставить равные права женщинам, защищать права и предоставлять равные возможности всем гражданам страны, включая детей и инвалидов; отказаться от использования детского труда; защищать фундаментальные права и свободы граждан, включая свободу слова и выражения и прекратить преследование правозащитников и журналистов. Всего двадцать семь пунктов.

Однако были и такие пункты, с которыми узбекская делегация категорически не согласилась. Так, Ташкент не признал, что в Узбекистане ограничивается деятельность неправительственных организаций, не откликнулся на призывы освободить политических заключенных и «религиозников» (примечательно, что Норвегия исключила этот пункт из итогового списка своих замечаний), отказался освободить Солиджона Абдурахманова и Агзама Тургунова (Великобритания в последний момент сняла этот пункт). Узбекистан отказался проводить независимое расследование Андижанских событий (в итоговом документе Швеция отказалась от требования расследования, хотя другие шесть стран оставили это требование) и отверг предложения независимого мониторинга использования детского труда.

Таким образом, очевидно, что ожидать от Узбекистана никаких уступок по этим вопросам не следует. А значит, становится сомнительной возможность диалога с Узбекистаном по правам человека.

Нужно отметить, что вопрос об использовании детского труда в Узбекистане подняли целых 13 стран: этот вопрос занимает третье место по частоте упоминания, а значит, и международного беспокойства (на первом месте – сотрудничество с международными организациями, на втором – пытки). Пункт о запрете детского труда сняла в окончательном варианте только Чехия, но, несмотря на это, Чехия остается лидером с точки зрения конкретных рекомендаций, данных Узбекистану на сессии.

Все это обсуждение было не битвой за права человека, потому что если Узбекистан жестко заявлял, что он не принимает те или иные рекомендации, то и сделать особо ничего было нельзя. Это было мероприятие «по сохранению лица» и международных организаций, и Узбекистана, и потому свелось оно к дипломатическим сражениям за правильные – или наиболее обтекаемые – формулировки. Так, Узбекистаном было принято общее предложение Нидерландов о мониторинге применения детского труда, потому что не обозначалось, кто должен осуществлять этот мониторинг – может, и узбекские правительственные организации. Кроме того, Нидерланды обтекаемо предложили сотрудничество с международными организациями, не уточнив, с какими именно, - и узбекскую делегацию также устроила такая формулировка. Потому что есть довольно много международных организаций, терпимо относящихся к узбекской внутренней политике.

Шесть стран высказались за проведение независимого расследования андижанских событий, а значит, рано предполагать, что международное сообщество устало от андижанской проблемы и хочет как можно быстрей забыть прошлое и начать сотрудничество с Узбекистаном «с чистого листа».

Интересно посмотреть, какие страны дали наибольшее количество значимых предложений и поправок. Самое большое число предложений – восемь - дала Чехия, которая с 1 января 2009 года будет шесть месяцев председательствовать в Евросоюзе. Канада – на втором месте (семь предложений). Чили, Франция, Ирландия, Испания и Швейцария - по шесть. Бразилия, Венгрия, Мексика и Великобритания дали по пять предложений, Австрия, Япония, Польша, Словакия – по четыре. Дания, Корея, Нидерланды, Норвегия, Словения и Украина – по три, Германия, Италия, Нигерия, ЮАР и Швеция (возглавит ЕС после Чехии) – по два, а Алжир, Аргентина, Бахрейн, Бельгия, Финляндия, Латвия и Оман сделали по одному замечанию.

Россия же решила не искать тонких формулировок и прямо отметила прогресс, «достигнутый Узбекистаном на пути демократического обновления страны, усиления влияния парламента, политических партий и институтов гражданского общества на принятие важнейших государственных решений, либерализации и гуманизации судебно-правовой системы, широкой образовательной и информационно-просветительской работы в области прав человека».

* * *

Продажа жилых домов:цены на дома в Праге, Чехия. Подробнее на сайте karlovy-vary.ru