Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Виолончелист Йо-Йо Ма рассказывает о фестивале "Шелковый путь"

16.07.2002 00:00 msk, ГосДеп. США

Еще не отзвучали песни в исполнении сибирских мастеров

горлового пения, не опустили смычки китайские скрипачи,

еще раздавали горячую итальянскую пасту и еще не

рассеялся аромат иранских лепешек, еще не сняли

огромные шатры и еще не разошлась толпа с главного

бульвара Вашингтона. Йо-Йо Ма сказал: "Фестиваль

никогда не кончается".

Известный виолончелист и один из организаторов

фестиваля "Шелковый путь", проходившего в Вашингтоне

с 26 июня по 7 июля, охарактеризовал это мероприятие

как "необычайно хорошую возможность" обмена

культурными ценностями между странами региона, через

который проходил знаменитый Великий шелковый путь. В

заключительные дни фестиваля, отметил он, на

представлениях и выставках побывало около 800 000

посетителей. Это рекордное число за последние 36 лет с

тех пор, как Смитсоновский институт стал проводить

фестивали народного искусства.

В интервью с корреспондентом "Вашингтонского файла"

Лорой Браун Ма рассказал о том, как он видит фестиваль,

идея которого частично была подсказана его посещениями

стран региона Шелкового пути. "В странах Шелкового пути

проживает более половины населения земного шара.

Поэтому мы не можем не стремиться узнать о наших

соседях, которые живут далеко от нас и тех, которые

живут рядом с нами в Соединенных Штатах".

Ма добавил, что культурные связи, устанавливаемые в

ходе фестиваля, приобретают особое значение в свете

политической напряженности в мире. "Культурный

локомотив необходим для установления хорошего

диалога. После событий 11 сентября я с еще большей

страстью отдаю себя работе с тем, чтобы этот

"культурный локомотив" работал без перебоев".

Ниже приводится запись интервью Йо-Йо Ма

"Вашингтонскому файлу":

ВОПРОС: Каково ваше видение фестиваля "Шелкового

пути" и как родилась у вас эта идея?

ОТВЕТ: Я музыкант и в течение последних 25 лет

беспрерывно путешествую. Посещая Турцию, Китай,

Иорданию, Японию, видишь богатейшие сокровища и

понимаешь, что вещи, всем нам знакомые, происходят из

совершенно разных мест. Всемирная сокровищница

культуры включает в себя элементы культуры

большинства стран, будь то в области дизайна или в мире

идей, религии и философии, математики, науки или

текстильного производства.

Что касается моих собственных культурных корней, я

родился во Франции. Мои родители - китайцы. Поэтому я

рос в обстановке смешения различных культур. Будучи

музыкантом, я глубоко осознал, что суть моей профессии

в установлении контакта с людьми на эмоциональном

уровне. Путешествуя, я все время чувствую себя гостем в

том или ином сообществе людей. Это чувство не покидает

меня на сцене и вне ее. Самое главное - чтобы аудитория

тебе поверила. Один из самых лучших способов

установить взаимное доверие - это узнать, что важно для

другого. В свою очередь другой должен знать, что важно

для тебя.

ВОПРОС: Наверное, эта идея и подсказала девиз

фестиваля: "Связь культур, рост доверия"?

ОТВЕТ: Совершенно верно. В наших городах и других

населенных пунктах мы все более видим отражение

самых разных культур. Именно поэтому мы должны особо

подчеркивать наши связи друг с другом в прошлом и

настоящем. Этот фестиваль также во многом поможет

изучению и укреплению традиций.

ВОПРОС: Не могли бы вы в двух словах сформулировать,

в чем состоит культурное и историческое значение

Шелкового пути"?

ОТВЕТ: По существу это был Интернет древнего мира. Вы

можете проследить, как происходил обмен предметами,

продуктами, идеями на пространстве от Средиземного

моря до Тихого океана. За последние 2500 лет произошло

огромное количество таких заимствований.

ВОПРОС: Четыре года назад вы осуществили проект

"Шелковый путь". Вы проехали по всему миру, исполняя

музыкальные произведения из всех стран Шелкового пути.

Вы давно интересуетесь этим регионом?

ОТВЕТ: В странах Шелкового пути проживает более

половины населения земного шара. Мы не можем не

знать, кто наши дальние соседи, а также кто является

теперь нашими соседями здесь в Соединенных Штатах.

Основная идея проекта "Шелковый путь" - это понять

наше настоящее, обращаясь к прошлому и изучая

историю всех этих связей.

Чем больше мы знаем о том, что особенно дорого нашим

соседям и чем больше они знают о том, что дорого нам,

тем успешнее будет наш диалог. Если собираются вместе

люди из разных мест, то и разговор идет по иному, в этом

большие возможности творческого взаимодействия.

В этом и состоит суть проекта: изучение этого творческого

потенциала в прошлом и настоящем. Мы собрали

великолепную коллекцию произведений современности и

далекого прошлого, созданных в странах Шелкового пути.

И когда мы рассказываем об этом в аудитории и на

семинаре или на концертах, возникает удивительное

ощущение. Мы непрерывно узнаем что-то новое, а узнав,

стремимся поделиться им с максимально большим числом

людей.

ВОПРОС: В какой степени фестиваль способствовал

взаимообогащению культур стран Шелкового пути?

ОТВЕТ: Пока идея остается абстрактной, всегда трудно

предсказать, каков будет уровень интереса. Но мы

искренне надеялись, что интерес будет. Фестиваль

посетило рекордное число людей за все время его

существования - 800 000 - и это несмотря на страшную

жару. Эта цифра и явный интерес могут дать вам

представление о том, какие здесь устанавливаются связи.

Было представлено 24 страны и 400 участников из

региона Шелкового пути. Интерес общественности очень

высок. Людям это очень нравится.

ВОПРОС: А знаете ли вы, какова реакция самих

исполнителей?

ОТВЕТ: Исполнители работали с полной отдачей. Наше

дело организовать, а остальное уже зависит от

участников. Участников выбирали за их талант и

щедрость, и оба эти качества проявились сполна. Вечером

все мы встречаемся и обмениваемся впечатлениями.

Артисты работают вместе. Каждый день они вносят что-то

новое, потому что они разговаривают и все время

спрашивают друг друга: "А как ты делаешь вот это?", или:

"А давай еще попробуем вот так". И каждый каким-то

образом узнает больше о своих соседях. Этот фестиваль

открыл невероятные возможности.

Мы все глубоко тронуты тем уровнем эмоционального

контакта, который будет продолжаться. Говорят, что

фестиваль никогда не кончается, потому что даже если

его срок подходит к концу, люди уезжают к себе на родину

с яркими впечатлениями, оставляя новых друзей,

устанавливая новые контакты, узнав много нового. Я

думаю, это взаимное обогащение во многом способствует

развитию различных традиций.

ВОПРОС: Какую роль сыграл тот факт, что этот фестиваль

проводился в Вашингтоне, в Соединенных Штатах?

ОТВЕТ: Соединенные Штаты - самая мощная из когда-

либо существовавших стран. Кроме того, это страна

демократическая. Если страна хочет быть силой добра,

наши граждане должны хорошо знать окружающий мир.

Само наше общество, наши города и языки, на которых мы

говорим, отражают весь мир. Значит, чтобы понять нашу

собственную страну и весь мир, мы должны все это знать.

ВОПРОС: Учитывая политическую напряженность в мире,

в том числе и в странах Шелкового пути, какое значение

имеют культурные связи, возникшие в ходе фестиваля?

ОТВЕТ: Существуют политические локомотивы,

экономические и культурные. Самое лучшее, если все они

работают одновременно на благо всех. Временами эти

локомотивы начинают давать сбои. Локомотив культуры

имеет свои особенности, но для того, чтобы по-

настоящему понять друг друга, хороший диалог

необходим. После событий 11 сентября я с еще большей

страстностью отдаю себя своему делу, цель которого - не

дать культурному локомотиву остановиться.

(Распространено Офисом международных

информационных программ Государственного

департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov)