Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Чиназе возрождается уникальный православный храм

21.05.2010 13:01 msk, Павел Кравец

Религия Узбекистан

Развал СССР, вызвавший тотальный исход русскоязычного населения из бывших советских республик, отразился на всех сферах жизни независимых постсоветских государств, в том числе и на сфере религиозной. Не стал исключением и Узбекистан, откуда уехало много православных, однако жизнь некоторых церковных приходов в стране, как ни странно, не затихает и даже постепенно возрождается.

Ярким примером тому служит немногочисленный приход в поселке Янги Чиназ (Новый Чиназ, его также называют «русским»), находящийся в шестидесяти километрах юго-западнее Ташкента, в стороне от райцентра – города Чиназ.


Православный храм в Чиназе. Фото ИА «Фергана.Ру»

В настоящее время в Янги Чиназе усилиями самих прихожан и при помощи всех желающих идет восстановление уникального, построенного в 1893 году по проекту архитектора Алексея Бенуа и частично разрушенного большевиками в 1930-е годы православного храма во имя преподобного Александра, игумена Куштского.

По благословению Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира автор этих строк посетил чиназский приход, где встретился с настоятелем храма, преподавателем Ташкентской Духовной Семинарии иереем Марком Мазитовым.

Храм в Янги Чиназе расположен на улице Дустлик («дружба», бывшая Школьная улица), недалеко от центральной дороги, пересекающей поселок. Мне посчастливилось, что мой приезд совпал с воскресной службой в храме и крещением, которое не часто здесь случается. Крестили мужчину средних лет, собирающегося на заработки в Россию. По окончании таинства батюшка поведал об истории прихода, о его чаяниях и нуждах.

Отец Марк рассказал, что, живя в Ташкенте, преподает в семинарии и ездит в Новый Чиназ по выходным дням на службы. В настоящее время он изучает архивы, восстанавливая историю храма и православия в этих краях, которая начинается с поселения казачьих общин, обосновавшихся на берегах рек Сырдарья и Чирчик в 1860-х годах.


Православный храм в Чиназе. Фото ИА «Фергана.Ру»

Занимавшийся освоением Средней Азии Великий князь Константин Романов привлекал казаков к строительным работам по возведению мостов и плотин, действующих и поныне. На плодородных среднеазиатских землях Великий князь впервые посадил привезенный из Америки хлопок, создавая с помощью христиан-казаков мелиоративные сооружения. Американский хлопок успешно прижился под благодатным солнцем, дело пошло на лад, поселенцы стали строить церкви.

Записки дипломата

Совершивший путешествие из Ташкента в Бухару через Чиназ в составе русской миссии, снаряженной туркестанским генерал-губернатором Константином Петровичем фон Кауфманом в мае 1870 года, русский генерал, дипломат, военный востоковед Лев Феофилович Костенко издал весьма любопытные записки, в том числе описывающие жизнь нового русского поселения: «…Проходя нагорным берегом Чирчика, чиназо-ташкентская дорога пролегает по местности, не отличающейся большою населенностью и культурою. Деревни и деревушки густою сетью раскинулись на левом берегу Чирчика, между этою рекою и Ангреном. Легкость проведения арыков (оросительных канав) делает всю эту страну, носящую название Зачирчикского края, весьма плодородною, производящею в изобилии пшеницу и рис и слывущею за житницу Ташкента и всей Сыр-Дарьинской области.


План храма в Чиназе. Фото ИА «Фергана.Ру»

Укрепление Чиназ, или, как его официально называют, «Новый Чиназ», лежит на правом берегу Чирчика, при слиянии его с Сыром. При сооружении этого укрепления имелось в виду, с одной стороны, держать в своих руках переправу через многоводную и главную реку средней Азии, а с другой, устроив здесь порт или, по крайней мере, пристань для пароходов аральской флотилии, извлечь возможно большую пользу от пароходства на этой реке. Местоположение укрепления в высшей степени безотрадное: кругом расстилается открытая равнина, обнаженная от всякой растительности, беспощадно пропекаемая летним солнцем и не защищенная от холодных зимних ветров. Печальному виду местоположения отвечает вполне унылый вид построек – сереньких, низеньких, как бы придавленных.

Новый Чиназ состоит из двух частей: укрепления, занимающего угол, образуемый слиянием Чирчика с Сыром, и слободки, прислонившейся к Сыр-Дарье и отделенной от укрепления эспланадою сажен в 200 ширины. Укрепление состоит из длинной стены туземного способа постройки, с зубцами. Стена, вследствие чрезмерной рыхлости грунта, несмотря на недавнее сооружение, уже осыпается; кроме того, протяжение ее далеко несоразмерно с численностью гарнизона. Гарнизон укрепления составляет один из туркестанских линейных баталионов, размещенный в казармах, лучшее украшение которых - садики, разведенные между постройками.

В слободке садиков нет, так как она населена русским промысловым людом, по большей части кабачниками (здесь что ни дом, то кабак), следовательно, не имеющими времени заниматься таким делом, как разведение садов.

Сколько-нибудь больших капиталов в Чиназе не имеется: здешнее население – мелкие торгаши, стремящиеся эксплуатировать и своих, и туземцев. Чтобы умерить подобную эксплуатацию, местное управление устроило здесь ряд лавочек для туземцев. Хотя эти лавочки и составляют главную улицу слободки, но оне стоят по большей части пустыми и наполняются лишь раз в неделю, в базарный день (по понедельникам), когда наезжают сюда туземные купцы из соседних деревень (особенно из Старого Чиназа) и из аулов, с мелким товаром, который и продается как русским солдатам, так и кочевникам-киргизам, приходящим из-за Сыр-Дарьи.


Священник Марк Мазитов. Фото ИА «Фергана.Ру»

Главнейшие продукты торга: клевер (который покупают казачьи сотни, расположенные в Чиназе), мука, крупа, кошмы (войлоки) и другие предметы, существенно необходимые...

Значение Нового Чиназа, бесспорно, должно увеличиться в настоящее время, с учреждением почтового тракта из Ташкента в Самарканд…»

Спасительный ковчег

Первой «временной церковью» Чиназа в честь святого благоверного князя Александра Невского был шатер «из кокандской маты» (мата – материал для набивных тканей, употребляемых в Коканде в качестве подкладок в верней одежде, – прим. авт.), простоявший с 1868 по 1871 год. Затем общиной был приобретен и переоборудован под храм частный дом, оказавшийся очень непрочным.

Вот что в 1873 году писал по этому поводу благочинный протоиерей Андрей Малов: «Дом, в котором помещается Чиназская Александро-Невская церковь, построен на солонцовой разрушительной местности. Посему северо-западный угол дома отвалился, северная сторона дома осела и угрожает падением. Поставленные внутри церкви в два ряда столбы для поддержки земляной крыши при падении могут покривиться и пасть вместе со стенами. Кроме сего, они производят тесноту в церкви и безобразие и лишают церковь подобающей храму Божию красоты. Все это говорит о постоянной надобности построить в Чиназе храм новый, приличный и на лучшем месте. Но крайняя бедность православных жителей лишает права даже мыслить о том, чтобы они собственными силами построили в нем храм». Попытки отца Андрея получить субсидию из казны или собрать достаточно частных пожертвований на храм в Чиназе успеха не имели.


Храм в Чиназе. Фото ИА «Фергана.Ру»

В 1883 году храмовое здание пришло в окончательную негодность, церковное имущество из него было передано в Джизакский приход. На целых десять лет чиназские православные остались без дома молитвы и были вынуждены ездить для посещения богослужений в Джизак или Ташкент. Но в 1893 году нашелся щедрый благотворитель – ташкентский купец 2-й гильдии А.В.Степанов. Его дар чиназской общине был сделан «в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи при железнодорожном крушении». Новый храм был выстроен в Чиназе на новом месте по проекту знаменитого архитектора А.Бенуа и освящен Преосвященным Епископом Ташкентским и Туркестанским Григорием (Полетаевым).

На проекте храма в Чиназе, подготовленном Бенуа, Преосвященный Епископ Ташкентский и Туркестанский Неофит написал: «Бог благословит Степанова по сему проекту выстроить Чиназскую церковь». Следует отметить, что православных храмов во имя преподобного Александра Куштского больше нигде нет, и в этом его уникальность.

- Работая в архиве, я порой обнаруживаю любопытные документы, связанные со строительством храма, - рассказывает отец Марк. – Были случаи, когда строители отходили от проекта, но проверяющая комиссия заставляла их все переделывать, строить «выверено и основательно», поэтому сооружение получилось очень прочным.

После октябрьского переворота 1917 года в Чиназе начались ожесточенные столкновения между различными политическими группировками. Во времена безвластья самым страшным в этих краях, по словам потомков поселенцев, был террор со стороны басмачей, нещадно убивавших русских казаков и других жителей, отказывавшихся сотрудничать с представителями вооруженных группировок и подчиняться им. Здание храма было единственным местом спасения, поскольку преследователи боялись в него заходить.

- Храм был спасительным ковчегом для местных православных жителей, - рассказывает отец Марк. – Во время набегов в храме закрывались все окна и двери.


Фасад храма. Фото ИА «Фергана.Ру»

Шло время, и в 1934 году постановлением новой советской власти приход был закрыт, а здание самого храма – шедевр русского церковного зодчества – было варварски переделано богоборцами под свои «нужды». Они снесли высокий шатер, увенчанный куполом и крестом, находящуюся в притворе звонницу с тремя колоколами, а также верхнюю часть стен храма, заложили оконные проемы кирпичом. Но изуродованный, обрезанный сверху храм даже в таком плачевном состоянии сегодня резко выделяется своей архитектурой на фоне окружающих его построек.

- По бокам здания на стенах были уникальные барельефные кресты, - рассказывает настоятель храма. – Они продержались до шестидесятых годов прошлого века, но после письменных жалоб, что, мол, «здесь кинотеатр, молодежь ходит, а тут, понимаете, кресты православные», их взяли и просто сбили… Мы же намереваемся эти кресты постепенно восстановить.

Возрождение

Не имеющие своего дома молитвы верующие Чиназа, разделенного на две самостоятельные административно-территориальные единицы – город Чиназ («узбекский» Чиназ) и поселок Янги Чиназ (Новый, «русский», Чиназ), на протяжении десятков лет были вынуждены посещать другие храмы.

В различные годы, включая и годы независимости Узбекистана, здание храма использовалось как школа, клуб, кинотеатр, дискотека. И только лишь в 1997 году началось возрождение православных традиций в Чиназском районе. На состоявшемся собрании русской общины было решено возобновить церковную жизнь, благо, здание храма местные власти передали приходу в пользование. Тогда уполномоченные жителями поселка Янги Чиназ Татьяна Ивановна Чернышова с дочерьми обратились к Архиепископу (ныне – Митрополиту) Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру с просьбой о восстановлении в поселке православной церкви.


Храм в Чиназе. Фото ИА «Фергана.Ру»

Но прошло еще почти десять лет, прежде чем храм вновь открылся для верующих. По благословению Владыки 1 июля 2007 года настоятелем вновь открывшегося прихода стал иеромонах Нектарий (Блинов).

Было решено начать сбор документов на регистрацию храма в органах юстиции и просить руководство местных властей о помощи в воссоздании былого благолепия храма. С этого момента началась деятельность по возрождению церковной жизни в регионе. Здание храма и небольшая территория вокруг были переданы местными властями на баланс Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Иеромонах Нектарий приезжал из Ташкента вместе с певчим-пономарем, служил молебны, панихиды, исполнял другие таинства и обряды Церкви. Силами прихожан несколько раз были проведены субботники, на которых внутри храма было убрано много мусора, стены храма вычищены от старых обоев и надписей. Нынешний настоятель храма, преподаватель Ташкентской Духовной Семинарии иерей Марк Мазитов был назначен 25 сентября 2008 года указом Правящего Архиерея.

В настоящее время приход собирает средства на восстановление храма в его былом виде. За долгую историю существования храм не только был частично разрушен, но и «врос» более чем на метр в землю. Планируется убрать напластования «культурных» слоев вокруг здания, соорудить ливневую канализацию для отвода дождевой воды, провести газ, воду, проложить новую электропроводку, соорудить сток для обычной воды и отдельный сток – для освященной.

- Храм стоит на пустыре, и раньше рядом с ним прямо за алтарем находилась огромная мусорная свалка, паслись бараны, - рассказывает отец Марк. – На освященном месте такого не должно быть, поэтому прошлым летом мы собрались и вывезли несколько грузовиков мусора, а затем силами прихожан соорудили вокруг храма добротный решетчатый и кирпичный забор.


Поселок. Фото ИА «Фергана.Ру»

Внутри здания тоже проделана значительная работа: перед прошлогодней Пасхой была демонтирована перегородка в проеме притвора храма (раньше за перегородкой находилась будка киномеханика), открыт главный вход в храм через притвор, освобождены от кирпича некоторые оконные проемы и все более-менее приведено в подобающий вид.

30 ноября 2008 года, спустя более семидесяти лет со дня закрытия храма богоборцами впервые была отслужена Божественная Литургия. И с этого времени началась уже литургическая жизнь прихода. Тогда же, кроме воскресных, начали совершаться и субботние службы и молебны. Перед престольным праздником в июне 2009 года Епархия подарила приходу иконостас. В 2009 году были открыты детская, молодежная и взрослая группы «в рамках внебогослужебных собеседований с прихожанами».

- После службы мы собираемся за общим столом и начинаем говорить о вере, о жизни, - продолжает священник. – Делимся своими впечатлениями, ведем такой душевный семейный разговор. Проводим внебогослужебные собеседования с детьми. Они поют в хоре, а потом остаются за общим столом, где мы кормим их, показываем фильмы по православной тематике. Матушка ведет беседы с детьми, делится секретами кулинарии, учит домоводству и так далее. 20 ноября 2009 года на целевое пожертвование прихожан, уехавших в Москву, в поселке для нас был приобретен дом с земельным участком и постройками. Работая в Духовной семинарии, я, в основном, живу в Ташкенте, приходится много ездить, но с недавних пор благодаря дому мы можем чаще оставаться и больше времени отдавать жизни чиназского прихода.

В 2009 году впервые в новейшей истории храма в апреле была совершена ночная пасхальная служба, а 22 июня также впервые была проведена праздничная престольная служба, куда было приглашено епархиальное духовенство, включая бывшего настоятеля. Вокруг храма состоялся крестный ход и положенное по традиции праздничное застолье.


Богослужение на первый престольный праздник в 2009 году. Крестный ход. Фото ИА «Фергана.Ру»

Тогда у нас собралось много народу, впрочем, как и на последующие праздники, – не менее ста человек, и не только местные жители, но и из самого Чиназа, поселка Алмазар, с Третьей фермы и из других населенных пунктов Чиназского района, гости из Сырдарьи, Ташкента, Бекабада, все наши знакомые и друзья, приехавшие поздравить нас. Состоялся большой праздник, и местные жители были удивлены, что русские могут так собираться, если захотят, то же касается и больших «субботников». В этом году перед Пасхой в храме был сделан ремонт, стены внутри покрашены в белоснежный цвет, в чем нам также помогали друзья из Ташкента. Мы провели ночную пасхальную службу, а 13 апреля на Радоницу – пасхальное поминовение усопших.

Впервые за много лет на Радоницу настоятель храма с помощниками отслужил общие панихиды на трех православных кладбищах Чиназского района – в городе Чиназ, поселках Янги Чиназ и Алмазар. Также по просьбам верующих там были совершены краткие заупокойные литии на могилах усопших православных христиан. А на кладбище поселка Янги Чиназ была совершена панихида у памятника павшим воинам царской армии.


Памятник павшим воинам в Чиназе. Фото ИА «Фергана.Ру»

На ближайшее будущее в храме намечено провести необходимые коммуникации, заменить старые шаткие деревянные полы на утепленные каменные. По новому проекту в полу будут проложены отопительные пластиковые трубы, питающиеся от небольшого водогрейного котла, работающего на газе. По словам настоятеля, в холодном храме было очень тяжело вести службу две зимы подряд. Планируется также поднять уровень алтаря, заменить столетние деревянные двери на трех входах, установить новые стеклопакеты на все окна.

- Храм обретает новую жизнь, и нам нужна любая помощь, – говорит отец Марк. – Конечно же, нам нужно все: и транспорт, и стройматериалы, и многое другое. Предстоит установка шатра, купола и креста. Рядом с храмом мы хотим построить комплексное здание, посередине которого на первом этаже будет располагаться водосвятный источник – Иордань, на втором – служебные помещения, где мы будем собираться, трапезничать и где расположатся приходские службы. В будущем наши дети также будут собираться уже здесь. Новое здание будет увенчано колокольней. Но пока у нас еще нет даже проекта, на разработку которого нужны немалые деньги. Понятно, что все это очень дорого, потребует больших вложений, и мы такой объем строительства сами не осилим, поэтому повсюду ищем средства на реставрацию здания храма и другие строительные работы.

Мы просим всех, кто имеет возможность и кому небезразлична судьба храма, оказать посильную благотворительную помощь в его возрождении. Пока, к сожалению, у нашего храма нет своего расчетного счета. Нами открыт временный счет в системе «Яндекс-деньги», и все, кто желает, могут присылать пожертвования на счет № 41001586096665, через системы переводов и платежей CONTACT, Вестерн Юнион, Юнистрим, Анелик, Город. Мы примем любую помощь для восстановления храма, и обеспечим отчет о потраченных средствах по первому требованию на сайте нашего прихода.

- Международный Фонд Андрея Первозванного неоднократно оказывал существенную помощь Ташкентской и Среднеазиатской Епархии. Так, год назад Фондом были подарены тринадцать колоколов для звонницы кафедрального Свято-Успенского собора в Ташкенте, не обращались ли и вы за материальной поддержкой на восстановление храма?


Богослужение на первый престольный праздник в 2009 году. Фото ИА «Фергана.Ру»

- Мы уже обращались к ним через Владыку Владимира, но пока у Фонда на очереди другие крупные проекты. Надеюсь, что в будущем Фонд Андрея Первозванного сможет содействовать восстановлению нашего храма, являющегося архитектурным и историческим памятником.

- Помогают ли приходу местные власти?

- Хоким (глава администрации) района обещал всяческую посильную помощь и сказал, что со своей стороны будет искать спонсоров. Слава Богу, местные власти идут нам навстречу и помогают, чем могут. Русский культурный центр в Чиназе, возглавляемый Любовью Васильевной Гришиной, также поддерживает нас и помогает во всем. Мы не можем друг без друга и как «предводители» русской диаспоры оказываем друг другу помощь, например, совместно проводим различные мероприятия, участвуем в епархиальных мероприятиях, одним из которых был ежегодный Пасхальный конкурс. Сегодня Русская Церковь и русская культура взаимодействуют и всячески стараются помогать друг другу, помогать тем людям, которые здесь живут.

- Насколько сегодня интенсивен отток русскоязычного населения из Чиназа и его окрестностей?

- Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, люди, как и в прежние годы, уезжают. В основном, это молодежь, подающаяся за рубеж. Многие там как-то устраиваются, потом забирают свои семьи. Но осталось много тех, кто не собирается уезжать, у кого здесь имеется работа, бизнес, или же кому просто некуда ехать. Раньше здесь было очень много русских, поэтому поселок и назывался «русским» Чиназом, а сейчас получается, что русских больше в «узбекском» Чиназе, нежели в нашем поселке. Я никого не пытаюсь удерживать и уговаривать, поскольку каждый решает сам. И когда ко мне приходят, я всех благословляю на поездки в Казахстан, Россию, Украину, Молдавию и другие страны. Мы никого не держим, но скорбим, теряя наших прихожан… И все же думаю, что, Бог даст, все образуется, и приход будет расти и развиваться.


Богослужение на первый престольный праздник в 2009 году. Фото ИА «Фергана.Ру»

В Чиназском районе русскоязычного населения осталось около трех с половиной - четырех тысяч человек. И несмотря на то, что большинство уехало, на трех «русских» кладбищах, находящихся в районе, на Родительские субботы еще можно увидеть много русских, а также крещеных татар и корейцев. В стране действуют протестантские корейские общины. Небольшая часть корейцев посещают православные и католические храмы. Обычно корейские захоронения представлены отдельными картами на кладбищах смешанного типа.

Я обратил внимание, что в храме во время службы были, в основном, пожилые женщины, на что батюшка сказал, что сегодня православный женский день, а так обычно бывает и молодежь, правда, многие разъехались на заработки. По воскресным дням собирается от пятнадцати до сорока человек, а на большие праздники, такие как Рождество, Крещение – до ста и более.

Воскресная служба
Воскресная служба

- В приходе ведется работа с молодежью, по субботним вечерам мы проводим собеседования: собираемся, разговариваем, обсуждаем проблемы, которые стараемся решить, показываем фильмы, записи церковных передач, например, «Церковь и мир» с Владыкой Илларионом (Алфеевым), у которого бывают очень интересные передачи на канале «Вести 24», - рассказывает настоятель храма. – Показываем фильмы нашей епархии, а также просто хорошие игровые картины. Сейчас мы смотрим сериал «Спас под березами» о жизни одного прихода, снятый светскими кинодеятелями, с участием знаменитых российских актеров. Этот 12-серийный фильм, действительно, весьма интересный и жизненный, и его периодически показывают по разным телеканалам.

Говоря о просветительской работе, отец Марк отметил, что, поскольку возможности их прихода ограничены, требуется материальная поддержка для создания новых просветительских проектов. Но несмотря на финансовые затруднения, в приходе ведется планомерная работа, как с людьми, так и по восстановлению храма.

На вопрос, есть ли в округе другие конфессии, батюшка сказал, что в поселке Алмазар имеется корейская пресвитерианская община, чей дом молитвы строится уже лет десять. В районе живут и баптисты, у которых нет своего молитвенного дома. Их почти не осталось: одни уехали, другие обратились в православие. Был еще один пожилой свидетель Иеговы, который приходил и дискутировал с батюшкой, но он недавно умер.

У настоятеля имеются контакты с имамом местной мечети Хамзой, с которым, по мнению священника, «нужно и в дальнейшем налаживать сотрудничество в области нравственности».


Ремонт в храме. Фото ИА «Фергана.Ру»

- Мы должны объединяться с представителями мусульманского духовенства и выступать единым фронтом против всеобъемлющего нравственного релятивизма, распущенности, - говорит отец Марк. – Ведь порой человек мечется и не знает, куда ему идти, и пускается во все тяжкие. Слава Богу, у нас нет того засилья рекламы, как в России, и здесь стараются удержать народ от искушений, хотя и в нашем обществе существует пьянство, курение и прочие пороки, и мы должны с ними бороться, вместе выступая за здоровую нравственность и мораль. Несмотря на разные религиозные полюса, мы можем сотрудничать с мусульманами на уровне решения каких-то нравственных задач. При этом не перебегая друг другу дорогу, избегая прозелитизма, мирно сосуществуя. Коренное население ходит в мечеть, православные – в церковь. У нас с имамом Хамзой хорошие отношения, мы с ним часто видимся, обмениваемся информацией. С местными властями мы тоже решаем церковные и общественно полезные задачи по поводу кладбищ, насущных проблем русской диаспоры и прочего.

Слава Богу, нас здесь уважают, и мы будем дальше развивать нашу церковь. У нас в районе много православных верующих, но в храм ходят немногие, поэтому мы стараемся работать с ними, приобщать к церкви, ведь самое главное – это возрождение душ человеческих, без которых не будет возрождения храма. Мы стараемся и будем стараться идти этим путем.

Памятник павшим воинам

Батюшка пользуется авторитетом среди коренного населения: узбеков, казахов и таджиков. Встречая священника в облачении, с ним уважительно здороваются и взрослые, и дети, и даже самые маленькие, знающие, может быть, пару слов по-русски. Выйдя из храма, мы наткнулись на стайку детишек, которые, завидев нас, стали здороваться наперебой.

Когда мы распрощались с отцом Марком, одна из пожилых прихожанок вызвалась проводить меня до кладбища, где стоит обелиск в память о павших царских воинах. Пока шли через поселок по бывшей Школьной улице, женщина рассказала, что раньше, еще при Союзе, в районе работало несколько относительно крупных предприятий, карьер и автобаза при нем, так что население, в основном, было занято. Постепенно некоторые предприятия захирели и закрылись, правда, есть несколько новых частных предприятий, но, в основном, народ работает «кто, где может», и многие ездят на заработки в Ташкент.


Памятник павшим воинам в Чиназе. Фото ИА «Фергана.Ру»

- Раньше на этой улице, в основном, жили русские, которых осталось пять семей, есть одна корейская, несколько казахских, остальные – узбекские, - говорит собеседница. – Все знают друг друга, соседи живут дружно. Большинство оставшихся русских – пенсионеры, а молодежь почти вся разъехалась. Правда, народу в поселке меньше не стало – приезжают другие люди, покупают дома. Между прочим, жилье у нас здесь не дешевое. Рядом со мной сосед продал дом за двадцать две тысячи долларов. У кого есть деньги, покупают маленькие домики и строят на их месте новые большие дома.

Улицу Дустлик пересекает широкая, разделенная по центру бордюром автотрасса, ведущая в сторону Ташкента, по которой на большой скорости проносятся легковые автомобили. Переждав, мы проскочили дорогу и оказались в части поселка, где раньше жили турки-месхетинцы, бежавшие отсюда после печально известных «ферганских событий» конца восьмидесятых годов прошлого века.

- Они тогда спешно продавали свои дома, и лишь немногие из них остались, - добавила женщина. И тут мимо нас проехали на велосипеде два сероглазых и курчавых парня – потомки тех, кто не уехал и остался в поселке.

Тем временем мы подошли к старому кладбищу, за проволочной изгородью которого раскинулось широкое поле. Здешней достопримечательностью является возвышающийся над оградами многочисленных могил обелиск из жженого кирпича, построенный в конце XIX века над братской могилой павших воинов царской армии. По словам моей собеседницы, это было одно из первых захоронений кладбища.

Некоторые могилки заброшены, поскольку потомки тех, кто здесь похоронен, разъехались, и за могилами некому ухаживать. Они постепенно зарастают сорняками, некрашеные ограды ржавеют…


Заброшенная могила. Фото ИА «Фергана.Ру»

Уходя, мы закрыли створки решетчатых кладбищенских ворот, обвязав их проволокой. Вокруг стояла необыкновенная тишина. Заходящее солнце окрашивало высокие облака и верхушки деревьев в розовый цвет. В прозрачном воздухе роилась мошкара. Ниже по улице перед воротами дома, неспешно беседуя, сидели на длинном бревне седобородые старики. Они добродушно кивнули нам, поздоровавшись по-русски.

Перейдя трассу, мы попрощались с новой знакомой. Я поймал ехавшую в Ташкент «маршрутку», и меньше чем через час был у метро Сабира Рахимова, где окунулся в привычную суету и гул большого города…

Павел Кравец