Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Что происходит с Carlsberg Uzbekistan?

14.06.2012 01:35 msk, Максим Бейлис

Экономика Узбекистан
Что происходит с Carlsberg Uzbekistan?

13 июня 2012 года в СМИ появились сообщения о том, что крупное дочернее предприятие Carlsberg Group в Узбекистане - Carlsberg Uzbekistan - приостановило свою деятельность. «Фергана» проанализировала ситуацию и выяснила, что серьезные неприятности у компании Carlsberg Uzbekistan начались еще год назад, когда бизнесом и доходами компании заинтересовались «очень большие люди». В 2011 году основные средства Carlsberg Uzbekistan были подвергнуты обесценению — процедуре, применяемой в случае, когда у компании нет практически никаких перспектив на развитие. Обозреватель «Ферганы» Максим Бейлис предполагает, что компанию ждет - или уже настигла - печальная судьба большинства иностранных инвесторов, пришедших в Узбекистан.

* * *

The Carlsberg Group - четвертая в мире пивная олигополия, которая является владельцем брендов и пакетов акций пивоваренных компаний. Флагманский бренд этой группы – Carlsberg, одна из самых известных марок пива в мире. Наряду с Carlsberg, этой группе принадлежат крупнейшие в Европе бренды Baltika и Tuborg. Штаб-квартира The Carlsberg Group находится в Дании. В последние годы The Carlsberg Group проводит успешную стратегию по завоеванию одного из самых больших рынков пива в мире – России. Активная экспансия группы распространяется и на рынки стран СНГ.

В настоящее время The Carlsberg Group является конечным владельцем около 85% акций ОАО «Пивоваренная Компания «Балтика»» и в 2012 году собирается провести выкуп оставшейся части акций у миноритарных акционеров. Российской пивоваренной компанией «Балтика» The Carlsberg Group владеет через Baltic Beverages Holding (BBH), находящимся под ее полным контролем.

Именно через Baltic Beverages Holding (BBH) The Carlsberg Group начала входить на рынок Узбекистана. В 2006 году Baltic Beverages Holding (BBH) совместно с узбекской стороной создали СП Sarbast Plus, в котором доля BBH составила 74,8%, доля узбекской стороны – 24,9%. В июле 2007 года это предприятие запустило в Ташкенте пивоваренный завод стоимостью $54,9 млн.

Впоследствии The Carlsberg Group стала владельцем 100% капитала некогда совместного предприятия, а общий объем инвестиций в пивоваренный бизнес к 2010 году уже достиг $100 млн.

В 2008 году на этом пивоваренном заводе было налажено лицензионное производство популярной марки российского пива «Балтика». Впоследствии было также организовано производство известной и популярной марки пива Tuborg, затем - производство популярного кваса «Хлебный край».

Дела у датских пивоваров в Узбекистане шли в гору, продукция UZCarlsberg пользовалась большой популярностью. Менеджмент компании в лице ее генерального директора Евгения Шевченко (с 2008 года) и группы ответственных топ-менеджеров активно занялись тимбилдингом, организовывая всевозможные мероприятия, в число коих входил даже экологический субботник в Ботаническом саду.


Экологический субботник в Ботаническом саду. Июнь 2011 года

Столь привлекательное и быстрорастущее производство навещал даже посол Королевства Дания в Узбекистане, где ему и преподнесли кружку пива - национальной датской гордости.


На корпоративном сайте Carlsberg Uzbekistan появились восхищенные слова: «Carlsberg Group выбрал Узбекистан для инвестиций не случайно. За последние несколько лет в стране создан благоприятный инвестиционный климат, подкрепленный развитой законодательной базой, а высокий потенциал экономического развития Узбекистана делает для многих рынок страны привлекательным».

Видимо, это было написано исключительно в порыве искреннего душевного подъема, который возникает, впрочем, у любого иностранного инвестора, пришедшего в эту страну под гарантии исключительно монопольного положения его компании на рынке этой солнечной республики. Понятно, что в условиях отсутствия конвертации и монополии государства на внешнюю торговлю, в том числе и в лице компаний, принадлежащих высшим чиновникам, создать монопольный статус для отдельно взятой компании – проще простого. В этом случае, инвесторов охватывает настоящая эйфория, и они думают, что счастье исключительного положения по сравнению с другими будет длиться вечно. (О том, что на самом деле ждет инвесторов в Узбекистане, можно прочесть в статье Потеря времени, бизнеса и личной свободы, или Что ждет иностранных инвесторов в Узбекистане).

В 2011 году Carlsberg Uzbekistan стало лихорадить, компания приостанавливала отгрузку продукции потребителям, на завод зачастили проверки. Очевидно, бизнесом и доходами компании заинтересовались «очень большие люди», а использование силовых структур для давления на бизнес в Узбекистане – обычное, даже будничное дело.

Нам досконально неизвестно, что происходит сегодня на Carlsberg Uzbekistan, но мы опираемся на факты, полученные из открытых источников. Абсолютная непрозрачность деятельности любых иностранных компаний в Узбекистане, равно как и сокрытие значимых для общественности фактов, в конце концов, - вещь абсолютно бесполезная в условиях современного глобального информационного общества.

Вот некоторые невыясненные вопросы, относящиеся к тому, что именно сегодня происходит с Carlsberg в Узбекистане.

Очевидно, что корпоративный сайт – лицо компании. Почему этот сайт не обновляется? Последняя новость о вручении именных стипендий студентам ТХТИ в разделе «Пресс-центр» датирована 2 сентября 2011 года. Что, у компании, на бизнес которой серьезное влияние оказывают связи с общественностью, со 2 сентября 2011 года нет никаких новостей?

Кто сегодня руководит Carlsberg Uzbekistan? Согласно информации, размещенной на корпоративном сайте, генеральным директором Carlsberg Uzbekistan является Евгений Шевченко. В разделе «Менеджмент компании» приводится его краткая биография и прилагается фото. Однако, судя по информации, приведенной в разделе корпоративных новостей в ежедневном «Инвестиционном бюллетене Узбекистана» от 28 марта 2012 года, генеральным директором является совершенно другой человек. Там сказано следующее: «Carlsberg Uzbekistan получил сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Carlsberg Uzbekistan первая и на сегодняшний день пока единственная компания пивоваренная компания в Узбекистане, успешно внедрившая систему менеджмента качества и получившая международный сертификат ISO 9001:2008. По словам Генерального директора Carlsberg Uzbekistan Джона Гиллана, «Подтверждение того, что наша система менеджмента качества соответствует международным стандартам, является важной вехой в развитии нашего бизнеса в Узбекистане. Это доказывает нашу приверженность представлять посетителям продукцию высокого качества» .Carlsberg Uzbekistan – самый динамично развивающийся производитель пивной отрасли Узбекистана. В компании работает около 400 сотрудников. В портфель Компании входят следующие пивные бренды: Sarbast, Tuborg, «Балтика» и безалкогольный напиток – «Хлебный край». Вся продукция производится исключительно из натурального сырья и по классической технологии. Три года подряд торговые марки Carlsberg Uzbekistan удостаивались медалями и дипломами «Мастер качества» и были признаны победителями в номинации «Лучший продукт года». Carlsberg Uzbekistan является предприятием со 100% иностранными инвестициями и входит в состав Carlsberg Group». Если следовать этому сообщению, никакого Евгения Шевченко там и в помине нет. Если верить этой информации, то из нее следует, что у Carlsberg Uzbekistan все хорошо, и компания развивается и даже производит «безалкогольный напиток «Хлебный Край»», которого уже около года никто и в глаза не видел.

Вышеприведенная оптимистическая информация узбекского делового издания кое в чем противоречит опубликованной годовой отчетности The Carlsberg Group за 2011 год, выложенной в Интернете. В этой отчетности указано, что «гудвилл» (деловая репутация) и основные средства Carlsberg Uzbekistan были подвергнуты обесценению в 2011 году на 300 миллионов датских крон, что соответствует примерно $17,4 млн. В качестве причины такого обесценения указаны трудности на рынке, слабая (плохая) отчетность, то есть плохие показатели, и плохие прогнозы по прибыли.

Для несведущих в экономических тонкостях поясним, что обесценение производят, как правило, в том случае, когда руководство ожидает значительного снижения денежных поступлений от этих активов или вовсе их прекращения. Очевидно, штаб-квартира The Carlsberg Group в Дании не видит дальнейших перспектив развития бизнеса в Узбекистане. То есть в датском королевстве с мыслью об убытках и потерях уже смирились.

Ну и наконец – вопрос, связанный со стеклянной тарой - бутылками пива QIBRAY.


Бренд Sarbast принадлежит The Carlsberg Group, пиво под этим брендом производится на пивоваренном заводе Carlsberg Uzbekistan. Ну а марка QIBRAY – продукт конкурирующей компании, местного производителя ООО INTER-ROHAT. Как видно из фотографий, на этикетке написано QIBRAY, а на стекле бутылки видны буквы «Sarbast». Причем такие бутылки встречаются повсеместно, даже в родной для автора этих строк Бухаре. Дата выпуска этой бутылки – 11 мая 2012 года. Как говорил Козьма Прутков, «если на клетке слона написано буйвол – не верь глазам своим». Как бутылки, изготовленные для Carlsberg Uzbekistan, попали на пивоваренный завод компании ООО INTER-ROHAT?

Мы предполагаем, что The Carlsberg Group в самом ближайшем будущем пополнит длинный список инвесторов, разочаровавшихся в Узбекистане и покинувших его навсегда. Хотя надеемся, как обычно, на лучшее...

Редакция «Ферганы» просит представителей Carlsberg Uzbekistan прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Когда материал уже был подготовлен к печати, в СМИ со ссылкой на анонимный «источник в пивоваренном предприятии UzCarlsberg появились сообщения о том, что этодочернее предприятие Carlsberg Group приостановило свою деятельность в Узбекистане .

Максим Бейлис

Международное информационное агентство «Фергана»