Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Репортаж из столицы Таджикистана: в Душанбе постоянно ощущаешь жажду

22.08.2002 00:00 msk, Ярослав Рощупкин

В таджикской столице, где и к вечеру под листвой и у арыков не меньше тридцати по Цельсию, а под палящим солнцем бывает и под пятьдесят, постоянно ощущаешь жажду. Вода здесь действительно на вес золота, и не только в сельской местности, для полива. А в городе система водоснабжения и канализации во многих домах просто не действует. Ибо всю городскую инфраструктуру обслуживали в основном русскоязычные специалисты. Но большинство из них, по крайней мере те, кто мог, уехали в Россию...

Вертикальный кишлак. Так сегодня называют центральные жилые районы столицы сами же жители Душанбе. В пришедших в упадок панельных или недостроенных домах, где электричество - редкость, спать, конечно. можно, но постоянно проживать, особенно многодетным семьям, - сложно. Жители обветшавших многоэтажек вынуждены готовить пищу во дворах. Тут и колонка с водой, от которой не отходят черные от загара ребятишки, и тон-дыр для выпечки традиционных лепешек. А заодно и своего рода клуб, где люди обмениваются новостями, обсуждают последние события.

Да, воды в столице не хватает, она подается утром и вечером в течение двух часов, но и то выше второго этажа обычно не поступает. Водопроводная система изношена и давно не реконструировалась. А горячая вода вообще бывает только два зимних месяца. Но зимой и весной дождей было мало. К тому же на некогда знаменитой Нурекской ГЭС работают только два машинных зала из шести: если включить остальные, в случае поломки изношенное оборудование будет нечем ремонтировать.

А главное, некому. Ведь до распада Союза и "парада суверенитетов" в том же Душанбе до 40 процентов населения составляли "лица славянской национальности". С начала гражданской войны, разразившейся в южной республике с обретением в начале девяностых годов независимости, многие правдами и неправдами стремились уехать, в первую очередь высококвалифицированные специалисты. В частности, покинули благоустроенный поселок семь с половиной тысяч русскоязычных строителей Рогунской ГЭС, составлявших 90 процентов ее людского потенциала. Да и что им оставалось делать, если, вкушая плоды "парада суверенитетов", со стройки растащили все, что только можно было унести.

В итоге незавершенная плотина обрушилась, и местные власти, стремясь закончить эту гигантскую "незавершенку", пытаются найти иностранных инвесторов. А сумма требуется огромная - миллиард долларов. Но потенциальные иностранные инвесторы пока больше присматриваются: вкладывать кровные в восстановление Рогунской ГЭС и в разоренную гражданской войной экономику республики не очень-то спешат. Хотя американские, западноевропейские, китайские и японские компании, а также бизнесмены из Ирана, Турции и других исламских стран уже открыли в Душанбе свои представительства - в ожидании лучших времен.

Правда, представители Всемирного банка обещали выделить республике в нынешнем и будущем году инвестиций на 430 миллионов долларов. Но их хватит только на то, чтобы восстановить и реформировать систему образования, здравоохранения, связи и транспортной инфраструктуры. На то, чтобы поднять разрушенную в годы гражданской войны промышленность, запоминающую о себе остовами фабричных корпусов, нужны более крупные финансовые влияния. А в сельском хозяйстве? Мы видели, что на полях, как и тысячи лет назад, под жарким солнцем все делается вручную. Труд тяжкий, а прокормиться очень трудно. У сотен тысяч людей весь дневной рацион составляют лепешка и вода.

Но помимо жажды физической, из-за жары, есть жажда и иного рода - после разрушительной гражданской войны, длившейся семь долгих лет, люди жаждут спокойствия и лучшей жизни. Об этом нам говорили государственные служащие и простые люди, на это же уповал священник местной православной церкви отец Виссарион, не уехавший в Россию, а оставшийся со своею паствой в Душанбе. Ведь уехать и сейчас хотели бы многие из русскоязычных.

Но вот где взять такие деньги на переезд и на взятки местным коррумпированным чиновникам - таможенным, железнодорожным и т.п.? Православный приход отца Виссариона остается, пожалуй, единственным утешением и моральной поддержкой таким людям. Там они слышат не только слово Божье, но иногда могут получить кое-что из продуктов из 201-й российской миротворческой дивизии и по линии гуманитарной помощи.

Да, республика стала независимым государством. В сентябре прошлого года она отметила 10-летие независимости. Это отражено в величественном монументе, на сооружение которого государственная казна затратила 8,5 миллиона долларов. Но разрушительные последствия гражданской войны, оцениваемые в 7 миллиардов долларов, до сих пор дают о себе знать. Серьезным факторов, сказывающимся на внутренней ситуации в Таджикистане, остается сложная ситуация в соседнем Афганистане. Еще совсем недавно бои между талибами и силами Северного альянса велись близ таджикско-афганской границы.

Из-за этого десятки тысяч людей вынуждены были покинуть родные места и всеми правдами и неправдами прорываться в соседний Таджикистан (обычаи, уклад жизни и языки таджиков и афганских народностей очень близки). Это еще больше осложняет ситуацию в не очень-то богатой стране.

Наиболее распространенный способ миграции в Россию как для таджиков, так и для афганских беженцев - добраться поездом из Душанбе в Астрахань. Далее кто-то остается в этом городе, зарабатывая на жизнь на стройках (таджикам платят гораздо меньше, да и жилья не дают), кто-то занимается попрошайничеством, а другие устремляются в центральную часть страны, пополняя армию мигрантов. Многие из них вольно или невольно оказываются в сетях криминала, а точнее наркомафии, которая упорно продолжает попытки использовать таджикско-афганскую границу и территорию Таджикистана в качестве транзита для наркомаршрутов в Россию и далее в Европу.

Учитывая серьезнейшую социально-политическую угрозу, которую представляет собой преступный бизнес наркодельцов, трудно переоценить роль российских пограничников как сдерживающего фактора на пути распространения дурманящего зелья. Ведь после начала военных действий США против террористов, засевших в Афганистане, попытки направить поток наркозелья через таджикско-афганскую границу не уменьшились, а, наоборот, участились. Ибо сейчас главари международных террористических группировок отрезаны от других финансовых потоков.

Пребывание российских пограничников и мотострелков на древней земле Таджикистана - это и серьезный фактор внутренней социальной стабилизации. Многие таджики имеют работу в качестве гражданских служащих в частях российских МО и ФПС. Так что возможность прокормить семью, работая у российских военных, в той или иной мере сдерживает рост миграции, хотя и не решает проблему.

А молодые парни охотно идут служить в подразделения и части Пограничной группы ПС России в Республике Таджикистан. В частности, было объявлено, что нынешней осенью 500 таджикских юношей вольются в ряды российских пограничников. Без их помощи, подчеркнул президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, горной республике пока не обойтись.

Душанбе - Москва.