Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Застрял. В Алматинском аэропорту четвертый месяц живет палестинец

Застрял. В Алматинском аэропорту четвертый месяц живет палестинец

В транзитной зоне аэропорта Алма-Аты (Казахстан) четвертый месяц живет Мухаммед Аль-Бахиш - палестинский беженец, родившийся в Ираке и работавший в Дубае. История эта началась, когда Мухаммед влюбился в казахстанскую девушку Олесю. Молодые люди решили пожениться, Мохаммед приехал к невесте, молодые люди начали собирать документы - и угодили в западню сначала казахстанской, а потом и международной бюрократической машины.

5 июля на ВВС вышел репортаж Палестинец в аэропорту Алматы: жизнь в транзитной зоне. Корреспонденту ВВС Райхон Димитрие удалось разыскать Мухаммеда в аэропорту и поговорить с ним. О беде, в которую попал 26-летний палестинец, Райхон рассказала «Фергане».

- Расскажите подробней, кто такой Мухаммед Аль-Бахиш?

- Ему 26 лет. Мухаммед родился в Ираке, в семье палестинских беженцев. По его словам, он сирота, у него ни братьев, ни сестер. Мать умерла, когда Мухаммеду было 16 лет, а отца убили, как он сказал, «из-за того, что он палестинец». В дальнейшие подробности его биографии я не вникала.

До знакомства со своей будущей женой, Олесей Грещенко, он пять лет жил и работал в Арабских Эмиратах, в Дубае. Там же они и познакомились.


Мухаммед Аль-Бахиш. Фото Райхон Димитрие

- Почему он не может выйти из транзитной зоны?

- Первый раз Мухаммед прилетел в Казахстан в сентябре 2012 года по туристической визе, с намерением жениться на Олесе. Они начали оформлять документы для ЗАГСа и для вида на жительство для Мухаммеда, но каждый месяц ему нужно было выезжать из Казахстана, чтобы обновить визу, - и он летал в Дубай и обратно. Все длилось очень долго, Олеся рассказывала, какое бесконечное количество справок от них требовали. Однажды в миграционной службе ей сказали: у нас своих террористов хватает, кого ты привезла, уезжайте, откуда он приехал, и там женитесь.

В репортаже ВВС приводится фрагмент письменного ответа посольства Палестины на запрос о положении Мухаммеда: «Мухаммед Аль-Бахиш родился в Ираке и имеет статус беженца. Он не имеет палестинского паспорта, и поэтому Израиль не разрешает ему вернуться в Палестину. Как известно, в мире около 6 миллионов палестинских беженцев, и Израиль пока не желает решать данную проблему». С каким паспортом М.Аль-Бахиш жил и работал в Дубае и приезжал в Казахстан, остается невыясненным.
Наконец, ему дали визу на три месяца, - но он в это время умудрился потерять паспорт. Миграционная служба выдала бумагу, что паспорт утерян, потом снова начался поиск очередных справок… После документ чудом вернулся - женщина, нашедшая паспорт, увидела объявление в «Фейсбуке» - но казахстанская виза Мухаммеда к этому времени уже истекла. И кто-то посоветовал им слетать в безвизовую Турцию и оттуда снова вернуться в Казахстан, - но Мухаммеда в Стамбул не впустили: оказалось, что ему виза все-таки нужна.

Мухаммеда депортировали обратно в Алма-Ату. Но поскольку казахстанской визы у него не было, то его снова отправили в Стамбул. И так четыре раза гоняли, как футбольный мяч, пока, в конце концов, над ним не сжалились и не оставили его в транзитной зоне алматинского аэропорта. Видимо, какую-то помощь в этом вопросе оказало УВКБ ООН, а у Мухаммеда, как стало ясно из ответа палестинского посольства в Казахстане, - статус беженца. Но в Казахстане все решения о беженцах принимает миграционная служба, и ему в этом статусе отказали.

Как мне рассказала Олеся, ее не допускали ни на одно заседание комиссий, где решался вопрос Мухаммеда, чтобы она смогла объяснить сложившуюся ситуацию. Непонятно, почему ему не дали разрешение находиться в стране в качестве лица, ищущего убежища, пока он будет обжаловать отказ.

- Сколько времени Мухаммед живет в транзитной зоне?

- Интервью я брала 28 июня, и он сказал, что находится в аэропорту уже три месяца и 12 дней, т.е. с марта 2012 года. В мае они с Олесей решили рассказать свою историю журналистам, о них написали и казахстанские СМИ, и российская «Лента.Ру», но этот сюжет был преподнесен как история любви. После этих интервью ситуация только ухудшилась, и Мухаммед с Олесей наотрез отказывались со мной общаться. Я очень долго добивалась встречи с ними, пытаясь объяснить, что хочу понять, в чем именно дело: ведь это не просто любовная история, тут запутанная бюрократическая ситуация, в которую попали два человека.


В комнате, где живет Мухаммед Аль-Бахиш. На столе - журнал «Окно в мир». Фото Райхон Димитрие

Он уже четвертый месяц живет в комнатушке без окон два на три метра, ест то, что предоставляет Air Astana, выходить на улицу может только на взлетное поле - но там ведь тоже нет чистого воздуха и постоянный шум от взлетающих и садящихся самолетов, и это каждый раз ему напоминает, что он не свободен. Мухаммед говорит, что мечтает жить как нормальный человек, он скучает по солнцу, по воздуху. Он не преступник, но оказался в тяжелейшей ситуации, и уже не верит, что кто-то сможет ему помочь.


В комнате Мухаммеда Аль-Бахиша. Фото Райхон Димитрие

У нее тоже все плохо. Олеся ждет ребенка, и сейчас ей пришлось бросить работу. Раз в неделю она приезжает к нему в аэропорт, поддерживает, привозит чистую одежду. Ее пропускают. Но у них очень серьезные проблемы, и материальные, и психологические.

- Но он не может до конца жизни жить в аэропорту? Что говорят люди, которые занимаются его делом? Может, Мухаммеду вернуться в Палестину?

- В Палестину Мухаммед тоже не может выехать, потому что в его паспорте не хватает каких-то печатей израильского государства, а без них его паспорт недействителен. В Казахстане есть представительство Палестинской автономии, но я так поняла, что они не в состоянии оказать ему какую-либо правовую помощь.

Со слов специалистов из УВКБ ООН, которые занимаются делом Мухаммеда, его сегодня могут признать человеком без гражданства, и в таком случае страной происхождения на данный момент считается Казахстан. Но Казахстан его не принял, и теперь специалисты ищут государство, которое бы согласилось его принять - и, возможно, его невесту тоже.

Мария Яновская

Международное информационное агентство «Фергана»