13 Декабрь 2017


Новости Центральной Азии

Vox populi: «Не надо ждать революции в Узбекистане!»

Сгустятся ли над республикой грозовые тучи революции? На фото: памятник Амиру Тимуру и гостиница «Узбекистан» в центре Ташкента

Очередной автор из Узбекистана, решивший высказаться по вопросу о вероятности «бархатной революции», заостряет свое внимание на геополитике. По его мнению, любые искусственные перемены в Узбекистане сегодня — не в интересах ни одной «великой державы». Не создают условий для революции и «внутренние» особенности страны: менталитет народа, длительная «селекция» во власти и отсутствие реальных оппозиционных лидеров. Что касается заявившего о своих президентских амбициях Баходира Чориева, у него есть реальный шанс добиться своей цели только при одном условии – если его поддержат США, а они вряд ли всерьез заинтересуются его персоной этого оппозиционера, несмотря на все его усилия, считает автор предлагаемой вниманию читателей «Ферганы» статьи.

* * *

Я вынужден подписаться только своим именем без упоминания фамилии и прочих своих исходных данных, чтобы не подвергать ненужному риску своих родственников в Узбекистане. Подобная предосторожность будет явно нелишней с учетом особой атмосферы в этой республике. Не будучи оппозиционером и не претендуя на президентское кресло, тем не менее, я отдаю себе отчет в том, что мои слова могут быть превратно истолкованы представителями правящей элиты Узбекистана со всеми вытекающими отсюда нехорошими последствиями для меня и моих родных.

Итак, я, Умиджан, хочу представить вашему вниманию свои мысли на тему возможности революции в отдельно взятом Узбекистане.

Я очень долго работал над этой статьей, примерно полгода. Причиной такой неспешности была как моя загруженность на работе, так и боязнь дать неверные трактовки. Приходилось постоянно анализировать поступающую информацию, читать между строк и делать выводы, которые иногда парадоксальным образом противоречили друг другу.

И это неудивительно с учетом того, что события на планете происходят с калейдоскопической быстротой, благодаря WikiLeaks и Сноудену обнажаются политические «подводные камни», о которых никто ранее даже не догадывался, и порой развязка запутанной ситуации происходит в совершенно неожиданном для всех ключе.

На данный момент все мои размышления на тему возможности какой-либо революции в Узбекистане позволяют мне прийти к однозначному выводу: в обозримом будущем никакой революции ждать не стоит!

Прогноз мой состоятелен процентов на девяносто пять. Пять процентов я отвожу на возможность разного рода непредвиденных форс-мажорных обстоятельств, о природе которых мы все даже и помыслить не можем.

Итак, почему я пришел к такому выводу?

Прогнозирование развития внутриполитической ситуации в отдельно взятой стране - дело чрезвычайно трудное и неблагодарное. Для надежного прогноза приходится решать уравнения со многими неизвестными, учитывать десятки, если не сотни, объективных и субъективных факторов и параметров, соотносить их с общемировыми тенденциями и событиями.

Ни один даже самый мощный компьютер не способен пока обобщить эти данные и выдать более-менее верный прогноз. Но человеческий мозг работает на иных принципах, нежели самый навороченный компьютер. Мозг наш умеет мыслить парадоксально и интуитивно, и зачастую только человек может решить задачу, которую компьютер не способен решить в принципе.

Я исходил из следующих соображений. Их ровно семь.

1. Надо учитывать особый менталитет узбекского народа. Узбеки, как нация, всегда демонстрировали отсутствие воинственности, агрессивности (как по отношению к собственной власти, так и к соседним народам) и глубокую аполитичность. Это нация землепашцев, ремесленников и торговцев, для которых худой мир всегда был лучше доброй ссоры.

Умные люди говорят, что если хочешь понять менталитет какого-либо народа, изучи его фольклор. Если пробежаться по узбекским сказкам и преданиям, можно заметить, что положительный герой никогда не плетет заговоры против правителя и не занимается физическим уничтожением представителей власти, какими бы бесчеловечными они ни были. Если положительный герой сказки и возносится на вершину власти, то исключительно за счет собственного трудолюбия, своих талантов или удачного стечения обстоятельств.

Положительный герой узбекских сказок не драчлив, не проявляет излишней агрессии, а если и хочет проучить зарвавшегося правителя или его приспешников, то действует открыто или, в крайнем случае, хитростью. Умение обвести врага вокруг пальца и выставить его всем на посмешище – это даже приветствуется и входит в перечень добродетелей.

Также в узбекской песенной традиции вы не найдете ни одной бравурной военной песни, как ни странно. Может быть, таковые и существуют в природе, но я ни разу не слышал узбекской боевой песни. У русских, англичан, немцев и прочих народов полно таких песен, а у узбеков их нет!

О чем это говорит? О том, что узбеки в массе своей народ очень мирный и войну (в любом виде) они считают не самым удачным и приемлемым выходом из ситуации.

С тех пор, как в начале 16 века тюркские племена пришли на земли нынешнего Узбекистана и положили начало узбекскому этносу, узбеки ни разу не сталкивались с необходимостью защищаться от внешнего врага, который бы ставил перед собой задачу полного уничтожения узбекского народа.

В течение пяти прошедших столетий не было в истории узбеков каких-либо массовых нашествий иноземных захватчиков и геноцида – что бы там ни насочиняли каримовские борзописцы из Министерства Правды!

Да, в истории узбеков имели место народные восстания и мелкие междоусобные войны между ханствами, однако речь никогда не шла о выживании узбекского народа.

Таким образом, в подобной исторической атмосфере за пять столетий у узбеков сформировался особый менталитет, мирный по сути своей и не приемлющий силового свержения действующей власти.

Я очень часто слышал от наших стариков сакраментальную мудрость: «Власть – от Аллаха! Идти против власти, данной нам Аллахом – это смертный грех!!! Плохого правителя Аллах сам накажет рано или поздно, а наше дело подчиняться этой власти».

Это, пожалуй, и есть основное объяснение запредельной терпеливости узбеков. Как бы власть их не кошмарила и обкрадывала, узбеки всегда будут уповать на Аллаха и ждать, пока Всевышний не сочтет нужным наказать зарвавшегося руководителя.

Можно сказать, что Исламу Каримову просто повезло оказаться правителем такого мирного и терпеливого народа.

Узбеки будут до самого конца терпеть лишения, приспосабливаться к трудностям, стиснув зубы, искать и находить новые источники заработка, но даже мысленно они не позволят себе решиться на насильственное свержение действующей власти. К тому же надо учесть, что узбеки всегда мало интересовались политикой, считая это не совсем богоугодным и правильным занятием. Врожденная аполитичность узбеков – это тоже их особенность.

Такова данность, и с этим надо смириться.

2. В нынешнем Узбекистане попросту нет пассионарных личностей (людей, которые способны повести за собой толпу и вершить Историю). С момента прихода к власти Ислам Каримов систематично выявлял и уничтожал таких людей, видя в них угрозу собственному спокойствию. Кого-то уничтожил физически, кого-то всерьез и надолго засадил в тюрьму, остальных вынудил покинуть пределы Узбекистана без надежды на скорое возвращение.

Выкорчевав всю потенциальную оппозицию внутри страны, Каримов обеспечил себе долгожданный покой, но с точки зрения будущего развития страны подобная стерилизация вышла боком. Ведь пассионарная личность не обязательно будет вершить революцию и свергать власть. Покойный Стив Джобс из Apple тоже был пассионарием. Но он не готовил путчей и не планировал государственный переворот в США. Однако с точки зрения Ислама Каримова даже такие люди, как Стив Джобс, представляют несомненную опасность.

Так что пока в Узбекистане нет ни одного человека, способного увлечь за собой людей.

3. В Узбекистане нет как таковой революционной ситуации, как ни парадоксально.

Если верить Ульянову-Ленину, есть три главных признака революционной ситуации:

1) невозможность господствующего класса сохранять в неизменном виде свое господство: должна сложиться ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому;

2) резкое обострение выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов;

3) значительное повышение активности масс, их готовность к самостоятельному революционному творчеству.

Ни один из этих трех признаков в современном Узбекистане пока не наблюдается. Сами посудите:

1) Господствующий класс сохраняет свое господство и даже упрочивает его, а низы, в силу свойственного узбекам менталитета, еще долго будут соглашаться жить в таких условиях.

2) Резкого обострения нужды и бедствий тоже не наблюдается, ухудшение жизни происходит в медленном («размазанном») темпе, что дает узбекистанцам возможность приспособиться к этим изменениям. Говорят, что человек к хорошему привыкает быстро. Но узбеки доказали, что и к плохому тоже можно быстро привыкнуть!

3) О повышении активности масс тоже говорить не приходится. Самая активная часть узбекского народа находится за пределами Узбекистана и больше озабочена зарабатыванием денег для своих семей, нежели разработкой и претворением в жизнь планов по свержению каримовского режима. Остальные более-менее активные люди встроены в существующую властную систему и поэтому не горят желанием свергать ее или что-то в ней менять.

4. Узбекистан в силу своего геополитического положения входит в сферу интересов сразу трех ведущих игроков на мировой арене - США, России и Китая. Сейчас ни одна из этих сторон не заинтересована в том, чтобы Узбекистан стал вассалом какой-либо одной державы. Их устраивает ситуация, когда Узбекистан является формально ничейной буферной территорией, причем каримовская система власти даже может считаться наиболее оптимальной: светская по характеру власть в стране, единолично управляемой авторитарным правителем, с которым всегда можно договориться.

То есть, менять в корне власть в Узбекистане ни у России, ни у США, ни у Китая никаких резонов пока нет.

Не секрет, что применительно к таким мелким тоталитарным квазинезависимым государствам, как Узбекистан, ведущие мировые державы еще со времен Карибского кризиса 1962 года договорились применять один весьма простой принцип: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы Третья мировая война из-за него не случилась».

Менять Каримова на кого-то другого смысла пока никто не видит. Действительно, какой резон смещать Ислама Абдуганиевича с трона? За два десятка лет мировые державы хорошо изучили его противоречивую натуру вдоль и поперек, и поэтому знают, чего от него можно ожидать в той или иной ситуации.

Все остальные претенденты на узбекский трон (Азимов, Мирзияев, Гугуша, Чориев и прочие) – темные лошадки, толком не показавшие себя в деле. Так зачем рисковать, если есть проверенный Каримов?

Россия, США и Китай пока не будут торопиться со сменой власти в Узбекистане, и даже если у какой-либо стороны такая мысль и возникнет, то ее обязательно обсудят в узком тройственном кругу.

Все понимают, что Каримов есть Царь и Бог только в пределах своей песочницы под названием Узбекистан. Он не является серьезным игроком даже на региональном уровне! Как бы Каримов не пыжился, но даже более бедным Таджикистану и Кыргызстану он не может диктовать свои условия, не говоря уже о Казахстане и Туркменистане.

Но для блезиру Каримова признали руководителем суверенного государства, выделили место в ООН и оказывают подобающие президенту почести. Однако все это не более чем хитрая игра ведущих держав. У Узбекистана ровно столько суверенитета, сколько ему сочли отмерить США и Россия – и ни граммом больше!

У США, России и Китая (в меньшей пока степени) есть мощные рычаги воздействия на Каримова - и это главная гарантия того, что Ислам Абдуганиевич будет придерживаться той линии поведения, которая выгодна этим странам.

Так что Каримов может преспокойно сидеть на троне и дальше, считая свою несменяемость исключительно своей заслугой. Хотя мы все понимаем, что это далеко не так. Если понадобится, сменят Каримова в два счета! Но пока России, США и Китаю выгодно, чтобы у руля власти в Узбекистане был именно он.

5. Если в Узбекистане невозможна революция снизу, может ли случиться революция сверху?

Вопрос, конечно, интересный, но - вполне риторический.

В руководстве Узбекистана пока нет личностей, способных на такое. И не будет!

Каримов, как опытный восточный политик, с первого дня своего президентства проводил планомерную селекцию своего окружения, и в итоге окружил себя людьми особого сорта, в принципе не способными на инакомыслие и путч. Там неплохо работает система всеобщего доносительства, когда никто не знает, кто друг, а кто враг. Когда вокруг сплошное лицемерие, когда все друг другу «заклятые друзья» (даже в пределах одного клана), поди пойми, на кого можно положиться, а на кого ни в коем случае нельзя.

Единственной силой, которая в состоянии что-то предпринять, является СНБ (Служба национальной безопасности) - тайная полиция. Но надо понимать, что эта элитарная спецслужба не надстройка, а скорее базис, становой хребет политической системы Узбекистана. Именно поэтому ждать от СНБ попыток изменить существующую систему не стоит.

Про армию, МВД и прокуратуру я вообще промолчу! В Узбекистане нет армии как таковой. Она наряду с МВД и прокуратурой давным-давно превратилась в придаток СНБ и нацелена на выполнение полицейских задач.

Министерство обороны де-факто - одно из подразделений СНБ, министр обороны реальной политической силы не имеет и о нем вообще мало кто знает внутри Узбекистана.

Офицерский корпус максимально деполитизирован, к тому же, находясь на особом привилегированном положении и получая регулярную и весьма приличную по меркам Узбекистана зарплату, тоже не горит желанием устраивать путчи.

А про солдат и сержантский состав и говорить нечего. Эти молодые люди и так считают большой удачей сам факт своего пребывания в армии и безмерно благодарны Каримову за такое счастье.

Революцию сверху можно было бы ожидать от представителей законодательной власти. Но только не в Узбекистане! Проблема в том, что среди депутатского корпуса Олий Мажлиса (парламента) вообще нет ни одной харизматичной личности. Да и откуда таковой взяться в донельзя стерилизованной каримовской политической системе?

Таким образом, приходится констатировать, что во всей вертикали власти в Узбекистане остались одни лишь серые посредственности, конъюнктурщики и приспособленцы. Такие люди не совершают революций - они тихо сидят в сторонке и выжидают, чтобы, в случае чего, наперегонки побежать навстречу новому хозяину с заверениями в верноподданичестве.

6. Регион хоть и считается неспокойным, но в ближайшем будущем серьезных боевых действий там ждать не приходится. Во-первых, Россия и Китай приложат все усилия, чтобы не допустить в этом регионе новой войны. Китай особенно заинтересован в том, чтобы тут все было тихо-мирно – ведь в противном случае смута грозит перекинуться и в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Такая перспектива китайскому руководству явно не по душе.

Во-вторых, окружение Узбекистана не демонстрирует враждебных к нему намерений. Даже неспокойный Афганистан нельзя считать угрозой безопасности Узбекистана, поскольку северные районы ИРА населены отнюдь не воинственными пуштунами с их «Талибаном».

К тому же Каримов окружил весь периметр границы с сопредельными странами колючей проволокой и минными полями, превратив Узбекистан в этакий большой концлагерь, вход и выход из которого усиленно контролируется. Не будем также забывать, что многочисленные вооруженные блокпосты контролируют все основные внутренние дороги.

Таким образом, Каримов сумел максимально обезопасить свою вотчину от экспорта «цветных» революций (в случае возникновения таковых в сопредельных странах), а также сделал все возможное, чтобы смута из одного региона Узбекистана не смогла перекинуться в соседний.

7. Любая революция требует так называемого «пушечного мяса», в роли которого выступает главным образом молодежь в возрасте от 17 до 22 лет. Молодая поросль в силу своей не до конца сформировавшейся психики готова идти на баррикады и грудью бросаться на амбразуры.

Однако применительно к Узбекистану приходится констатировать, что именно эта взрывоопасная категория населения максимально нейтрализована Каримовым. Молодые люди победнее вынуждены покидать родину в поисках заработка, те, что побогаче, либо тоже за границей, но уже в качестве студентов, либо учатся в Узбекистане, но в силу своего происхождения и причастности к элите не горят желанием идти на баррикады и свергать правящий режим. Они ведь не идиоты, чтобы рубить сук, на котором сидят.

Получается, что Каримов и тут в выигрыше – потенциальное «пушечное мясо» революции выдавлено за пределы Узбекистана и больше озабочено проблемами зарабатывания денег и выживания на чужбине, нежели борьбой с каримовским режимом.

***

Вот такие семь основных доказательных тезисов получились у меня в результате раздумий на данную тему. Я не настаиваю на том, что мои доказательства есть истина в последней инстанции. Это было бы глупо с моей стороны. Но я попытался максимально трезво взглянуть на ситуацию и сделать соответствующие выводы.

Это всего лишь частное мнение человека, который родился и вырос в Узбекистане, считает себя частью узбекского народа и небезразличен к тому, что творится на его малой родине.

Мне искренне хочется увидеть позитивные изменения в Узбекистане, стать свидетелем возрождения узбекского народа. Хочется, чтобы Каримов и его приспешники ответили за все свои злодеяния.

Во время каждого приезда в Узбекистан мне обидно и горько наблюдать, как моя любимая страна год за годом медленно, но верно погружается в пучину средневекового бытия. Вдвойне обидно, что официальная пропаганда старается не замечать этих негативных тенденций, вдалбливая населению мысль, что по сравнению с советскими временами узбеки стали жить богаче и веселее. Ложью пропитано все, и у меня закрадывается мысль, что в этом царстве абсурда уже перестали отличать ложь от правды, вернее, даже прекратили попытки разобраться, где правда, а где ложь.

Может быть, в этом и состоит главная функция официальной пропаганды? Чем больше мешанины в головах людей, тем легче ими управлять?

***

В заключение выскажу свое мнение о Баходире Чориеве. Проанализировав его действия, я составил кое-какое представление о его личности и подоплеке его поступков. Вижу, что это человек прагматичный, даже слишком. Он поставил перед собой задачу-максимум – стать руководителем Узбекистана. Понимает, что эта задача, в общем-то, реальная и вполне выполнимая, если строго действовать по намеченному плану.

Чориев также понимает, что у него впервые в жизни появился реальный шанс, поскольку он оказался в нужном месте в нужный час.

Дело в том, что у Ислама Каримова есть своя ахиллесова пята – возраст. Ему уже 75 лет, дряхлеет на глазах, неумолимая старость подтачивает силы, и одному Богу известно, сколько узбекскому президенту отмерено дней. Состояние здоровья Каримова - тайна за семью печатями, никто не знает истинного положения дел, из-за чего наблюдается определенная нервозность как внутри узбекистанской правящей элиты, так и за пределами республики. Активизировались те, кто может претендовать на трон в случае внезапной кончины Ислама Абдуганиевича. На фоне всех потенциальных претендентов фигура Чориева выглядит не такой уж и безнадежной! Особенно, если ему удастся заручиться полноценной поддержкой Вашингтонского обкома.

Именно с этой целью Чориев предпринимает все свои шаги – чтобы в США обратили на него внимание и поняли, что он как раз тот человек, который им нужен.

Как ни крути, но у Чориева, как потенциального претендента на президентское кресло, есть много плюсов:

1) Он не связан с каримовским режимом, никогда не работал во властных структурах Узбекистана, то есть - не запятнал себя сотрудничеством с правящим режимом.

2) Он и его семья сильно пострадали от каримовского режима.

3) Человек светский, образованный, с деловой хваткой, способен довести начатое до конца.

4) Точно не исламский фанатик, не намерен строить в Узбекистане теократический режим, и в этом плане выгодно отличается от Мухаммада Салиха.

5) Он, (по крайней мере, на словах) проповедует либеральные ценности и демонстрирует свою приверженность демократии.

6) Он не замешан в скандалах, подобно Гугуше (имеется в виду дочь президента Гульнара Каримова, взявшая псевдоним Googoosha. – Прим. ред.) и прочим претендентам на трон.

Баходир Чориев посылает американской политической элите однозначный мессидж: «Я тот единственный, кто вам нужен! Я долгое время живу в США, я светский человек и бизнесмен, я приверженец либеральных западных ценностей, я не приемлю идей радикального ислама и верен демократии западного образца. Если вы поможете мне оказаться у власти в Узбекистане, я стану проводником американских интересов в Средней Азии!»

Спрашивается, для чего Чориев так старается? И вот тут открываются интересные подробности.

Дело в том, что в США давным-давно создан особый денежный фонд для продвижения демократии и американских интересов по всему миру. Говорят, что к созданию этого фонда приложил руку сам Джордж Сорос, а деньги поступают как из государственного бюджета США, так и от частных персон, и размеры фонда исчисляются сотнями миллионов долларов! Именно из этого фонда выделяются средства на «цветные» революции по всему миру и прочие мероприятия по так называемому «продвижению демократии».

Чориев понимает, что если ему удастся убедить Вашингтонский обком в своей незаменимости и полезности, ему будут выделены большие (ну очень большие!) деньги на революцию.

Или вы все наивно полагали, что Чориев собирался сотворить бархатную революцию в Узбекистане на свои кровные деньги? Он что, идиот? Нет, конечно же. Да и нет у него такой суммы, ведь организация любой революции – дело чрезвычайно затратное.

В наши дни революция - это своеобразный бизнес-проект, в который надо сначала инвестировать сумму со многими нулями, чтобы в дальнейшем пожинать дивиденды (если дело выгорит, конечно же). Основная масса этих денег всегда идет на банальный подкуп правящей элиты и руководителей силовых структур. «Мул, груженый золотом, способен взять любую крепость!» - эта древняя мудрость не потеряла актуальности и в наши дни.

Обращая ваше особое внимание на прагматизм Чориева, напомню, что он принес в жертву своим амбициям родного отца!

Давайте зададим себе один простой вопрос: неужели Баходир Чориев, на своей шкуре испытавший беспредел узбекистанских силовиков, наивно полагал, что в случае обнародования им своих президентских амбиций Каримов и его опричники оставят без внимания такую наглость с его стороны? Неужели он не понимал, что под удар мгновенно попадут его родственники, оставшиеся в Узбекистане, и в первую очередь - его престарелый отец?

Полагаю, что прекрасно понимал. Так почему же он не озаботился тем, чтобы предварительно вывезти отца и других ближайших своих родственников хотя бы в Киргизию или Таджикистан? Это ведь не проблема в донельзя коррумпированном Узбекистане: заплати энную сумму в долларах нужным людям, и они сделают все, что тебе нужно! Любой каприз за ваши деньги, как говорится.

Тем не менее, Баходир Чориев намеренно подставил под репрессии своих родных.

Почему он так поступил? Разгадка проста до безобразия - Чориеву для более твердых позиций в переговорах с Вашингтонским обкомом были необходимы «железобетонные» доказательства антидемократической и тоталитарной сути каримовского режима.

Не спорю, в США прекрасно осведомлены обо всех злодеяниях каримовской шайки, на самого Каримова и его приближенных уже давно заведено и пополняется пухлое досье, но Чориев понял, что лично ему нужен самый козырной козырь!

И таким козырем стал его родной отец, которого родной сын отправил на заклание.

Узбекские силовики клюнули на наживку Баходира Чориева. Да и не могли не клюнуть, потому что в МВД, СНБ и прокуратуре Узбекистана уже не осталось трезвомыслящих интеллектуалов, способных «раскусить» провокацию.

В наши дни узбеккие силовики просто тупо выполняют команду «Фас!», считая, что думать должен кто-то наверху, а их дело - исполнять приказы. Только вот «наверху» тоже стало некому думать – Каримову некогда, а его ближайшему окружению незачем!

Именно поэтому они в угоду своему хозяину сфабриковали уголовное дело против Чориева-старшего - и оказали в итоге Исламу Каримову медвежью услугу. Как говорят по такому поводу в России: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет».

Сейчас любой промах и ошибка каримовского режима льют воду на мельницу Баходира Чориева.

Каждый скандал, в котором замешана Гульнара Каримова, – еще одно очко в копилку Баходира Чориева!

Каждый противозаконный шаг Ислама Каримова и его приспешников - это тоже дополнительные очки для Чориева!

Впрочем, недавние высказывания оппозиционера о русском языке тоже не что иное, как банальный пиар, имеющий два вполне логичных объяснения. Во-первых, это попытка набрать очки в глазах Вашингтонского обкома. Чориев таким образом хочет предстать перед американцами в образе человека, который будет максимально дистанцироваться от России в случае своего президентства и станет проводником американских интересов в регионе. Во-вторых, Чориев понимает, что единственно реальная сила, на которую он может опереться внутри Узбекистана на первых порах, – это молодежь (то самое «пушечное мясо» революции). За время мустакиллика (независимости) выросло целое поколение, не владеющее русским языком и отличающееся националистическими взглядами (спасибо Каримову!).

Таким образом, своей антироссийской риторикой Чориев пытается одним выстрелом убить сразу двух зайцев: повысить авторитет в глазах американской элиты и заручиться поддержкой узбекской молодежи.

Лично я считаю, что Чориев, как человек прагматичный и неглупый, на самом деле далеко не националист. Не думаю, что он «имеет зуб» на Россию и русских. Все-таки он родился и вырос в СССР, образование получил тоже в советские времена. Не удивлюсь, если у него до сих пор много друзей среди русскоязычных.

Давайте не забывать, что его обокрали и вышвырнули из Узбекистана свои же соплеменники, его отца посадили в тюрьму тоже свои же земляки, так что резона быть махровым националистом у Чориева нет!

Если даже представить гипотетически, что Чориев сумеет добиться своего и при помощи США окажется в кресле президента Узбекистана, он точно не станет узбекистанским Михаилом Саакашвили – ведь Чориев далеко не дурак: он прагматик и бизнесмен, и поэтому отчетливо понимает, что за антироссийскую риторику и политику его постигнет скорая и заслуженная кара.

Если Россия закроет свои границы для узбекских гастарбайтеров и товаров, то дышащей на ладан экономике Узбекистана придет кирдык, а Чориев будет вынужден спасаться бегством, пока его не разорвали на куски те, кто еще вчера носил его на руках и называл спасителем нации!

Китай же приложит все усилия к тому, чтобы у его границ не появился еще один проамериканский режим. Китайцы скорее согласятся на существование в Узбекистане пророссийского режима!

Таким образом, ждать от Чориева в случае его прихода к власти каких-либо антироссийских выпадов не стоит.

Теперь давайте оценим реальные шансы Чориева на президентство.

Согласятся ли США спонсировать его устремления? Будет ли совершена под эгидой Штатов революция (бархатная или не совсем бархатная) в Узбекистане в ближайшие год-два?

Я более чем уверен, что революция в Узбекистане маловероятна, и не только по вышеперечисленным семи причинам. Есть у меня и другие соображения относительно невозможности смены власти в Узбекистане в результате «бархатной» революции и прихода Баходира Чориева во власть.

Во-первых, у США сейчас слишком уязвимые позиции в международной политике. На днях они опростоволосились с Сирией, не знают, как с наименьшими потерями для бюджета и репутации «разрулить» ситуацию с Ираком и Афганистаном, а также с Северной Кореей и Ираном. Американцам сейчас точно не до Узбекистана, если смотреть правде в глаза.

Во-вторых, победа ни одной так называемой «цветной революции» еще не привела к желаемым Америкой результатам. США убедились, что зачастую на их деньги воцаряется режим, еще более антидемократичный и тоталитарный, чем был до этого, и это сильно бьет по репутации самих Штатов. Про банальное воровство выделенных на «цветные» революции и поддержку демократии денежных средств можно и не заикаться. Воруют, еще как воруют!

В-третьих, Россия и Китай пусть и с запозданием, но извлекли уроки из событий новейшей истории, и смогли разработать методы если не противодействия «цветным революциям», то хотя бы научились «обнулять» их эффект.

В-четвертых, Россия и Китай попросту не позволят США установить в Узбекистане свой марионеточный режим во главе с Баходиром Чориевым! Способов противодействия много, не буду их все перечислять, скажу лишь, что у России достаточно рычагов влияния на ситуацию в Узбекистане (их даже больше, чем у США и Китая вместе взятых).

* * *

Вот таков итог моих собственных размышлений на тему ближайшего будущего Узбекистана.

Что ожидает республику в отдаленном будущем – этого пока не знает никто, кроме Всевышнего! Ситуация в мире стремительно меняется, и случается, что страны, о которых прежде мало кто знал и которые всегда были как бы на отшибе мировой политики, вдруг оказываются в центре всеобщего внимания.

Поживем – посмотрим. Но пока Узбекистан будет медленно плыть по течению мировой истории под руководством своего бессменного и вечного президента Ислама Абдуганиевича Каримова.

А мне, подобно ночному сторожу из киносказки «Волшебная лампа Аладдина», так и хочется напоследок прокричать: «В Узбекистане все спокойно. Спите спокойно, жители Узбекистана! И вы тоже, Ислам Абдуганиевич».

* * *

ОТ РЕДАКЦИИ: К сожалению, на призыв обсудить данную тему откликнулись только простые читатели «Ферганы». Мы еще раз предлагаем высказаться и самим оппозиционерам, о которых идет речь в статьях. Пожалуйста, присылайте свои мнения на почту главного редактора Даниила Кислова dan@kislov.ru

Умиджан




  • РЕКЛАМА