Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Честь мундира важнее смерти на допросе?

Узбекистан: Честь мундира важнее смерти на допросе?

Трагическая история, произошедшая в июне этого года в Намангане (Узбекистан), поражает, прежде всего, абсолютным нежеланием правоохранительных и надзорных органов вмешиваться в ситуацию, хотя речь идет об убийстве. Как рассказала мать убитого молодого человека, ее сын был забит до смерти сотрудниками милиции - и для силовиков «честь мундира» оказалась важнее доказательств, важнее материнского горя и сиротства двух маленьких детей, оставшихся без единственного кормильца.

Все попытки отчаявшейся матери восстановить справедливость и наказать виновных оказались тщетными - никто из ответственных лиц не захотел признать своей вины и своего участия в жестокой расправе над беззащитным парнем. Более того – даже омбудсмен, к которому несчастная женщина обратилась с жалобой, специально приехав в столицу, категорически отказался выслушать ее и не посчитал нужным хотя бы взглянуть на документы по делу.

Ташкентским журналистам эта история тоже не показалась заслуживающей внимания.

«Мой сын трагически погиб в 28 лет, обстоятельства его гибели до сих пор не ясны, он снится мне каждую ночь, - рассказывает сквозь рыдания Рахима-хожи Карабаева из кишлака Олтинкуль Мингбулакского района Наманганской области, мать замученного в местном РОВД Музаффара Каримова. - С момента смерти прошло уже несколько месяцев, и мне пришлось на старости лет осваивать писательское ремесло и писать во все инстанции, чтобы получать бессмысленные ответы».

По словам собеседницы «Ферганы», из последних сил она пытается объективно разобраться в произошедшем с помощью документов и очевидцев. Как так случилось, что вежливый и благожелательный парень, гордость села, отличавшийся трудолюбием и умением ладить с людьми, оказался жертвой жестокого линчевания не уличных бандитов, а людей в погонах, чье призвание – защищать мир и покой граждан?

Как случилось, что молодой энергичный парень, с детских лет занимавшийся спортом, после окончания юридического колледжа сознательно выбравший службу в пограничных войсках и вернувшийся с хорошими характеристиками, собиравшийся поступить на службу в одну из силовых структур (уже прошел собеседование, медосмотр и пр.), в одночасье стал жертвой этой системы?!

В ожидании приглашения на желанную службу Музаффар освоил несколько строительных специальностей, и его часто приглашали подработать то на одной стройке, то на другой.

Подстава ценою в жизнь

Одна такая «шабашка» в знойный день 12 июня стала для него последней. Музаффар работал у бывшего сотрудника милиции Рахима Кулдашева, а тот обвинил его в краже сотового телефона и сдал в Мингбулакское РОВД. По словам свидетелей, в задержании участвовали сын Кулдашева Бабур, племянник Ильхом Хайдаров и знакомый Кулдашева - следователь отделения милиции Екубжон Пулатов.

Что произошло в РОВД, неизвестно. Но через полтора часа Музаффара Каримова в бессознательном состоянии доставили на карете «Скорой помощи» в реанимационное отделение ЦРБ с диагнозом «черепно-мозговая травма». Операция не дала результатов, состояние оставалось крайне тяжелым, и Музаффара доставили в Наманганский областной филиал Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи (РНЦЭМП), где он через несколько дней скончался, так и не придя в сознание…

«Но в момент разборки с Кулдашевым сын был абсолютно здоров, он на своих ногах вошел в РОВД, а уже примерно через полтора часа его вынесли оттуда на носилках, - продолжает сквозь рыдания Рахима-хожи Карабаева. - Медики в один голос утверждают, что он был в грязной и мокрой одежде, песок был даже в волосах, но явных телесных повреждений не было. Да и в ходе последующей экспертизы странные детали заметили далеко не все».

Все односельчане знают, что Кулдашев за несколько трудодней задолжал рабочим более полмиллиона сумов, и когда Музаффар стал возмущаться, отдал ему в качестве залога свой нерабочий мобильник, а затем хладнокровно обвинил Каримова в краже. Все было подстроено - лишь бы не платить за выполненную работу. Это подтверждает и напарник Каримова – Мухаммад Эркебаев, который также пострадал от мошеннических действий бывшего милиционера:

«Мы работали в новом коттедже Рахима Кулдашева. Он должен был заплатить нам за работу 520 тысяч сумов (примерно $200), но все тянул с обещанием расплатиться, а затем просто воспользовался своими старыми связями в органах, чтобы обвинить трудягу-парня в воровстве, чтобы не платить долг. Никто из товарищей Музаффара не верит, чтобы он мог позариться на чужое», - говорит Эркебаев.

Между тем, даже среди местных милиционеров есть те, кто осторожно советует «обратить внимание» на личность самого Кулдашева.

Бывший следователь, офицер милиции, этот человек хорошо известен в своих кругах чрезмерной алчностью и жестокостью: он не пользуется авторитетом среди односельчан. Кулдашев вынужден был уйти из органов после того, как оказался на скамье подсудимых по обвинению в разбазаривании государственного имущества (статья 176 УК РУз), но тогда он отделался легким испугом.

Конечно, «никакого криминала»

К сожалению, в Узбекистане так уж заведено: как только в уголовном деле фигурируют нечистоплотные представители силовых органов, перед экспертами так называемых «комиссий» встает задача: любыми доступными средствами «обелить» истязателей и убийц в погонах. В противном случае могут «полететь» многие должностные головы, да и отчетность, где в каждом абзаце гордо возвышается фраза «мы – против пыток!», должна быть соответствующей. Словом, выносить сор из избы – не в правилах наших блюстителей.

Вот и согласно заключению Мингбулакской районной прокуратуры, «каких-либо признаков криминала в данном случае не выявлено». В аналогичном документе следственного управления областного УВД также утверждается, что сотрудники РОВД «не допускали каких-либо незаконных действий в отношении пострадавшего», и «смерть наступила в результате острого нарушения кровообращения мозга, инсультной гематомы левого полушария головного мозга, в качестве последствий наступила опухоль мозга, острая сердечно-сосудистая и легочная недостаточность».

Старание, достойное пера неопытного фантаста: ведущие врачи и судмедэксперты (документы имеются) провели экспертизу и изложили причины смерти аж на 27 страницах, подробно остановившись и на обстоятельствах задержания Музаффара Каримова и доставки его в РОВД по поводу того самого злосчастного телефона!

По их словам, ему якобы плохо стало (с чего бы вдруг? - ред.) в здании РОВД, и когда он потерял сознание, то был доставлен в центральную районную больницу. На 2-й странице указано, что врачам предстоит выявить причину смерти, наличие закрытой черепно-мозговой травмы и признаков кровоизлияния, нарушения кровообращения головного мозга (откуда такая прогнозная осведомленность?).

В изобилии медицинских терминов неспециалисту разобраться сложно. Однако учтенные медиками на последней странице телесные повреждения (ссадина и синяк на нижней губе от контакта с каким-то тупым тяжелым предметом, шрамы на ноге, тыльной стороне ладони, пролежни, следы от инъекций) ни в совокупности, ни по отдельности не могут стать причиной гибели и относятся к травмам легкой степени тяжести.

В заключительной части документа говорится, что «не установлено наличие ЗЧМТ (закрытая черепно-мозговая травма – прим. авт.), тяжелого повреждения головного мозга, а также внутреннего кровоизлияния», хотя в тексте эти формулировки встречаются часто.

Привлекает внимание еще одна странность. На странице 14 почему-то на русском языке (в целом текст на узбекском) приводится описание ликворосодержащей системы головного мозга (стилистика и орфография сохранены):

«Боковые желудочки деформированы, в полости отмечен субстрат плотностью +80 ед. Н. В третьем и четвертом желудочках отмечается патологический субстрат плотностью в среднем +75,0 ед.Н. Срединные структуры смещены вправо до 0,3 см. Полушария головного мозга - слева в теменной доле - отмечается патологическая зона гиперденсивной плотностью до +80 ед.Н. Плотность вещества головного мозга диффузно понижена…

В ходе компьютерной томографии обнаружена инсультная гематома верхней части головного мозга, отмечено смещение структур мозга. Диагноз: острое нарушение кровообращения головного мозга геморрагического типа». О причинах смертельных травм при этом – ни слова…

Независимые эксперты, видя в заключении слова о «смещении структур мозга», делают выводы о получении сильного удара в голову, а переход на русский язык сделан специально из расчета, что несчастная мать и ее родственники им не владеют.

Поскользнулся, упал…

Со слов матери, причинно-следственная связь между страшным диагнозом в экспертном заключении о смерти ее сына и попыткой связать его с наличием огромного синяка на лбу в виде полумесяца, обнаруживает себя лишь в одном коротком предложении, отмеченном явно вынужденно.

«Но в вышеупомянутом итоговом заключении врачей, где они подробно описали все легкие повреждения и мелкие царапины, ничего про этот синяк не сказано», - недоумевает Рахима-хожи Карабаева.

Зато, по ее утверждениям, в подробностях приводятся объяснения ее невестки - Насибы, которая видела в руках Музаффара тот самый злосчастный телефон и слышала, как он собирался пойти потребовать заработанные деньги, а также помощника дежурного по РОВД рядового Н.Ахмаджанова, который вызвал «Скорую помощь».

«Он описал все таким образом, что создается впечатление, будто «неизвестный» – мой сын - свалился во двор РОВД не иначе как с луны, и тут потерял сознание, - говорит убитая горем женщина. - И первыми возле него оказались и якобы пытались «оказать первую помощь» «ангелы-спасители» в лице того самого следователя Пулатова, начальника следственного отдела Абдурахимова и оперативного сотрудника райотдела милиции Шафката Исарова.

Вне всякого сомнения, начальник РОВД Санжар Абдуллаев также был в курсе происшедшего, он защитил своих подчиненных и спас «честь мундира». Но разве эти палачи могут носить форму органов внутренних дел Республики Узбекистан?!.

Мне, матери, трудно снова и снова пересматривать видеозапись судебно-медицинской экспертизы тела моего сына, но надо. Ясно, что такие повреждения мозга могут наступить от тяжелого удара по голове тупым тяжелым предметом, иных насильственных действий или неудачного падения. Судя по всему, костоломы явно перестарались, а медикам пришлось размазывать правду на 27 страницах, чтобы заменить опасный диагноз «ЧМТ» на относительно безобидный, вроде «поскользнулся, упал…». Однако шила в мешке не утаишь…» - говорит Рахима-хожи Карабаева.

Подкованным каблуком в голову

Невозможно описать ту боль, которую каждый раз испытывает мать убитого парня, просматривая жуткое видео, где явно можно увидеть огромную шишку и синяк на лбу в виде полумесяца с рогами вниз, несколько неучтенных синяков на теле.

Желая точно установить их происхождение, пожилой женщине пришлось самостоятельно осваивать даже интернет, изучать фотографии повреждений от ударов резиновыми дубинками РП-76, консультироваться со спортсменами и отставными милиционерами.

По их мнению, «блюстители закона», применяя пытки и избиения, стараются не бить по уязвимым участкам тела (лицу, голове), чтобы не оставлять следов, и часто используют «инновационные методы» в виде ударов мокрым полотенцем, жгутом, могут с силой швырнуть допрашиваемого об стену, отопительный радиатор и проч.

Специалисты подтвердили, что удар в данном случае, похоже, нанесен ногой, вернее, подкованным каблуком. Если нанести удар по голове стоящего человека, то такие роковые последствия исключены. «Тут все гораздо хуже: моего сына повалили на землю и били ногами. Кто именно нанес смертельный удар каблуком в лоб лежащему человеку, когда голова у него была как бы зафиксирована, – неизвестно. Но мне ясно одно: при избиении мой сын не оказал сопротивления, хотя он профессионально занимался каратэ и даже однажды был чемпионом Ферганской долины. Он был законопослушным гражданином и боялся, что самозащиту примут за сопротивление властям», - заключает безутешная собеседница.

Единственное, о чем хотела бы попросить Рахима-хожи Карабаева руководство МВД, - чтобы виновные в жестоком убийстве ее сына, по сей день находящиеся на своих должностях и спокойно живущие на земле, понесли справедливое и суровое наказание.

Убитая горем женщина все еще верит, что в стране, которая заявляет о построении правового государства, где идут реформы в судебно-правовой системе, ликвидирована высшая мера наказания (смертная казнь), не должно быть иначе:

«Согласно закону, к пожизненному заключению у нас могут приговорить только за убийство с отягчающими обстоятельствами и терроризм. И даже если бы мой сын и на самом деле украл тот неработающий телефон, то он явно не заслуживал смерти», - говорит мать.

Соб.инф.

Международное информационное агентство «Фергана»