Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Десять лет за клофелин: Узбекская пенсионерка может сесть в тюрьму из-за таблеток

Десять лет за клофелин: Узбекская пенсионерка может сесть в тюрьму из-за таблеток

Если б только могла знать пожилая жительница Ташкента Татьяна Степановна Джураева, страдающая гипертонической болезнью, чем для нее обернется помощь родной сестры Ольги, приславшей полгода назад из Симферополя четыре упаковки таблеток клофелина (клонидина) для понижения артериального давления, она забросала бы родственницу телеграммами, чтобы та забыла о своих благих намерениях и не осложняла невольно и без того нелегкую жизнь старшей сестры.

Однако случилось то, что случилось. Почтовое отправление из приморских краев благополучно добралось до узбекской таможни. Но не далее – Татьяна Степановна узнала о прибытии небольшой посылочки на ее адрес от местных милиционеров, сама она до нее даже не дотронулась. И была искренне удивлена, когда те заявили, что теперь у нее «могут возникнуть проблемы с законом».

«Тете Тане инкриминируется контрабанда сильнодействующих психотропных препаратов, суд приговорил ее к десяти годам тюремного срока», – едва сдерживая слезы, сообщил «Фергане» на анонимных условиях источник в Ташкенте.

Он рассказал, что Татьяна Степановна живет в Мирзо-Улугбекском районе столицы Узбекистана, уже много лет страдает артериальной гипертензией, еле ходит. Она вынуждена принимать клофелин в таблетках, которые выписывает ее лечащий врач. Сегодня это единственное лекарство, которое помогает ей приводить в норму высокое артериальное давление, остальные средства уже не помогают. Вместе с мужем Сабитом, узбеком по национальности, Татьяна Степановна вырастила четверых детей. К сожалению, после двух инсультов Сабит-ака стал инвалидом: он практически парализован и почти ослеп. Надо ли говорить о том, каково приходится пожилой больной женщине. А тут еще новые проблемы…

«После этой злосчастной посылки тетю Таню замучили вызовами в милицию, затаскали по судам, - продолжает собеседник «Ферганы». – Ее дело рассматривалось 24 апреля в Мирзо-Улугбекском районном суде по уголовным делам. Прокурор потребовала лишить ее свободы сроком на… тринадцать с половиной лет - как злостную «контрабандистку». Окончательный приговор – десять лет. Причем изначально и судья, и один из молодых прокуроров (фамилий их я не помню – решение суда сейчас находится у адвоката, который готовит апелляционную жалобу), сжалившись над ни в чем не повинной простой домохозяйкой, были готовы отпустить ее с миром. Но прокурор настояла-таки на «преступных умыслах» пенсионерки, которая в действительности далека от знания «правил транспортировки запрещенных лекарственных препаратов». А ведь, отправляя посылку в Ташкент, досмотровые органы Симферополя уже дали свое добро на получение ее адресатом! Неужели несчастная женщина должна стать заложницей неверной интерпретации узбекских законов, когда некоторые юристы упорно не желают видеть разницу между контрабандой и «спасительным кругом»?!»

Но, несмотря на слезные мольбы Татьяны Степановны и представленные ее лечащим врачом медицинские документы – заключения и вполне законные рецепты на право приобретения гипотензивного препарата (клофелин), - суд постановил признать ее виновной.

Когда 28 апреля рыдающая пенсионерка позвонила в Симферополь и сообщила своей сестре ужасную новость о десятилетнем тюремном сроке, говорят, пришлось долго «откачивать» уже Ольгу…

Между тем, адвокат, готовящий документы для пересмотра этого казусного дела апелляционной коллегией, уверен: ни один из пунктов обвинения пожилой женщины в контрабанде психотропных средств под случай Джураевой не подходит.

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в последнее время наблюдается тенденция исключения клофелина из практики: современная медицина склонна считать, что за спадом (пусть даже эффективным) артериального давления зачастую может последовать его резкое повышение. Но самая главная причина «нелюбви» к этому препарату, по утверждениям специалистов, – его криминальная составляющая. В мировой криминалистике известно множество преступлений с использованием клофелина, который, к примеру, девицы легкого поведения подсыпают в алкогольный напиток с целью обобрать до нитки богатых клиентов. Нередко из-за передозировки подмешанного в спиртное лекарства люди погибали.
Тем временем от внезапно обрушившихся на ее голову несчастий «контрабандистка» Татьяна Степановна почти слегла. По словам собеседника «Ферганы», высокое давление ее теперь и вовсе не покидает. Врачи объясняют это просто: привыкший за длительное время к эффективно действующему клофелину организм на другие гипотензивные препараты не реагирует. В Узбекистане его практически не найти, поскольку клофелин, как и десятки наименований других эффективных психотропных и обезболивающих медицинских средств, - находится в реестре запрещенных лекарств, провоз и транспортировка которых регулируются «Положением о порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на территории Республики Узбекистан» от 17.04.2008 года.

На практике немало случаев, когда из-за незнания об этом положении или по наивности граждане, чаще иностранные, оказываются обвиненными в уголовном преступлении соответствующего ряда. К примеру, в мае 2012 года в аэропорту Самарканда при личном досмотре багажа была задержана 73-летняя пенсионерка из России Тамара Талашманова - из-за обнаруженного в ее ручной клади упаковки лекарственного препарата «Феназепам». Женщину обвинили в провозе… наркотиков и сняли с рейса. Тщетно Талашманова старалась вызвать сострадание у узбекских таможенников рассказом о внезапно скончавшейся в Свердловской области дочери - на похороны она так и не успела. Благо, автоматически попавшую под уголовную статью пенсионерку все же не посадили за решетку, а определили в так называемую крохотную «гостиницу» барачного типа, откуда она ходила на допросы следователей, как на работу. И только благодаря вмешательству различных российских организаций, в том числе и посольства России в Узбекистане, правоохранительные органы Узбекистана вернули Талашмановой паспорт, судебное заседание отменили, а уголовное дело в ее отношении было прекращено.

В ситуации Татьяны Джураевой на российские власти надеяться не приходится (она - гражданка Узбекистана), остается лишь верить в разум и порядочность представителей апелляционной инстанции.

Международное информационное агентство «Фергана»