Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Дом не достроен, но дважды продан. Где деньги?

Узбекистан: Дом не достроен, но дважды продан. Где деньги?

Как ни печально, рэкетом в Узбекистане уже никого не удивишь. Но иногда встречаются такие случаи, что диву даешься. Людей оставляют без жилья и без денег, и им неоткуда ждать помощи. Об одной из таких историй обмана – в материале корреспондента «Ферганы».

Пропал дом

В апреле 2008 года строительная фирма ИП ООО «Torsvik MNM» («Торсвик»), входящая в состав международной компании «TORSVIK CONSTRUCTION ASIA», в лице генерального директора Милорада Дублевича (гражданина Сербии), заключает с 32 инвесторами-вкладчиками договор на долевое участие последних в строительстве жилого 8-этажного дома в Яккасарайском районе Ташкента. Дом должен быть построен на пересечении улиц Абдуллы Каххара и Кечик Бешагач - по Малой кольцевой, рядом с роддомом №8.

Общая стоимость трех- и четырехкомнатных квартир (примерно от 80 до 100 кв.метров каждая), учитывая последующую доплату, востребованную от потенциальных владельцев якобы из-за удорожания стройматериалов и энергоносителей, по состоянию на август 2009 года, составила 2 миллиарда 464 миллиона 805 тысяч сумов (примерно $821.602 по сегодняшнему «черному» курсу). Так или иначе, но необходимый объем средств компании-застройщику был перечислен людьми в указанно-сжатые сроки – лишь бы ускорить темпы строительства.

Судя по условиям дополнительного соглашения, новый жилой объект «Торсвик» должен был сдать уже к декабрю 2009 года, и кредиторы нисколько не сомневались в том, что предстоящие новогодние праздники будут отмечать в новых комфортабельных квартирах.

Однако неожиданно сдача объекта затягивается, люди продолжают вносить деньги, но вскоре строительство дома и вовсе было законсервировано.

– С трудом связавшись с неким Баходыром, который назвался представителем «Торсвика», мы стали требовать от него объяснений, - рассказывает дрожащим голосом Инга И. (здесь и далее имена изменены – ред.), одна из обманутых долевых вкладчиков. - Баходыр никаких подробностей не рассказывал, но сообщил, что случившийся форс-мажор якобы связан с разгоревшимся судебным конфликтом между «Toрсвиком» и «Лукойлом», в котором участвуют заинтересованные и влиятельные фигуры, имен которых у нас всуе не называют. Но мы-то почему должны страдать?

Дальше пошли слухи. Вкладчики пересказывали друг другу, что вроде бы «Лукойл» судится с «Торсвиком» за какие-то деньги, но подробностей никто узнать не мог: в «Торсвике» на связь не выходили, суды тоже никакой информации не предоставляли.

Ссылаясь на свой разговор с Баходыром, Инга утверждает, что суд первой инстанции, рассматривавший претензии «Торсвика» к «Лукойлу», выиграл «Торсвик». Однако «Лукойл» подал апелляцию в Ташгорхозсуд, и в марте 2013 года суд решает дело уже в пользу «Лукойла», и «Торсвик» оказывается должником. В пользу «Лукойла» у «Торсвика» конфисковывают недостроенный жилой дом. Тот самый, что строился на заемные средства дольщиков.

Милорад Дублевич
Генеральный директор «TORSVIK CONSTRUCTION ASIA» Милорад Дублевич. Фото с веб-сайта компании
На руках у вкладчиков - договора о купле-продаже квартир и квитанции об оплате строящегося жилья. Поэтому у людей возникает множество вопросов. Например, как можно было решать проблему между двумя крупными фирмами за счет недвижимости, построенной на деньги простых вкладчиков? Почему имя судьи и его решение остаются тайной за семью печатями? Как можно квалифицировать действия этого судьи, а также судебного исполнителя Одила Палвонова, которые своей подписью лишили средств и имущества более трех десятков семей, а некоторых оставили еще и с огромными долгами?

На все претензии возмущенных пайщиков Одил Палвонов отвечал – мол, можете сами найти и наказать «Torsvik MNM». Учитывая, что два последних года представительство компании переезжало с места на место и было неуловимо для вкладчиков, совет более чем странный.

Невидимая стройка в центре Ташкента

В Яккасарайском районном хокимияте (администрации), где за короткий срок сменилось уже три хокима, возмущенным вкладчикам поспешили объявить, что они «никакого отношения к недостроенному объекту не имеют».

Дескать, их функции в этом вопросе ограничиваются лишь разрешением на строительство на основании сопутствующих документов, а после сдачи жилого дома в эксплуатацию – закреплением его на своем балансе. А почему не было должного контроля за ходом строительства – «не заметили», мало ли других, более важных дел у хокимията…

Странное объяснение. Столичный мэр Рахмонбек Усманов вместе со своим первым замом по коммунальным делам Холматовым часто любит устраивать показательные «контрольные рейды» по ташкентским улицам и махаллям (компактным жилым узбекским кварталам), и рейды эти плачевно заканчиваются для частных «самостроев» или гаражей. И чтобы зоркий взор городского главы за шесть долгих лет «не приметил» в центре Ташкента заброшенный недострой с кучами строительного мусора вокруг?

«Хозяин» города, по словам осведомленных источников, приходит в ярость, если на обследуемой территории вдруг видит хоть один дом, чья крыша по цвету отличается от соседних, и тут же заставляет перекрашивать. А тут – целый остов «лысого» дома в центре района, и ничего!

Отняли квартиры за чужие долги

О том, что строившееся на долевые вложения 32 вкладчиков жилье стало предметом судебных распрей между двумя компаниями-гигантами, люди узнали совершенно случайно, когда наиболее активная часть инвесторов стала заинтересованно следить за неисполнением пунктов договора. Нужно ли говорить, что о судах никто вкладчиков не извещал…

Судебные заседания по отчуждению у «Торсвика» имущества проходили в Ташгорхозсуде в закрытом режиме, без присутствия вкладчиков. Не было на них и гендиректора строительного предприятия Дублевича (говорят, его уже нет в Узбекистане). Но это не помешало судье, имя которого до сих пор не разглашается, принять не совсем понятное решение - отобрать полностью оплаченные квадратные метры у узбекских граждан в счет покрытия… чужих долгов!

В настоящее время представитель «Торсвика», который сначала разговаривал с вкладчиками, ведет себя, мягко говоря, странно – избегает встреч, не отвечает на звонки. Мы знаем как минимум одного человека, которому он перепродал квартиру, которая ранее была оформлена на другого вкладчика.

Любопытно, что ни один из многочисленных телефонов, указанных на официальном сайте «Торсвика», сегодня не отвечает.

Суд «за» и суд «против»

Большинство пайщиков не стало добиваться обжалования судебного решения – побоялись сильных мира сего, которые, по слухам, стояли за всей этой некрасивой историей с «Лукойлом» и «Торсвиком».

«Фергане» известно лишь о четырех из 32 вкладчиках, которые рискнули обратиться в суды для защиты своих прав. В январе 2013 года Мирзо-Улугбекский межрайонный суд по гражданским делам принял иск двоих вкладчиков против «Торсвика». Истцы утверждали, что деньги за квартиры давно выплачены, а квартиры строительная фирма так и не сдала. Суд признал правоту истцов и решил, что «Торсвик МНМ» должен вернуть деньги.

Еще ранее, в 2012 году, такое же решение, которое обязало «Торсвик» вернуть деньги истцам, приняли Шайхантохурский райсуд и Яккасарайский межрайонный суд по обращениям двоих  вкладчиков.

Почему решение суда так тщательно прячут – непонятно. Но чиновники Минюста, выслушав доводы пострадавшей стороны, ответили людям цинично просто: «Значит, у судьи было множество причин, чтобы принять такое решение».

Дом пошел с молотка

Недостроенное здание, выставленное на торги 14 января текущего года (в ущерб имущественным интересам будущих владельцев), было приобретено ООО «Avesta Technology», входящим в состав известной в республике компании «Avenue Park» (сеть гостиниц и развлекательно-досуговых центров) за 2 миллиарда 80 миллионов сумов ($693.333).

Обратите внимание: речь идет о новостройке, которую еще 5 лет назад оценили в 2 миллиарда 464 миллиона 805 тысяч сумов. Почему дом упал в цене? Где отражение инфляции, роста стоимости строительных материалов, энергии и проч.?


На переднем плане - «украденный» дом, строившийся на деньги долевых вкладчиков; на заднем плане - один из двух жилых домов, построенных «Ипотека-Банком».

Когда возмущенная группа вкладчиков обратилась в офис «Avesta Technology», их принял некий представитель по имени Георгий, который пообещал «по их проблеме» переговорить с директором компании Мехди Тагировым. Однако через три дня людям ответили отказом в категоричной форме: мол, делайте что хотите – мы выиграли здание на честных торгах.

Продаются по второму кругу

Рядом с этим спорным недостроем на улице Кечик Бешагач красуются еще два однотипных 8-этажных жилых дома, достроенные и сданные в эксплуатацию «Ипотека-Банком» (в данном случае банк выступил гарантом при строительстве, а желающие оформляли через него кредиты на покупку квартир). К строительству этих домов «Торсвик» тоже имел отношение.

Как поясняют обманутые долевые вкладчики «аукционного» объекта, жильцам этих – соседних – домов повезло больше, банк достраивал их за свои средства, заключив трехсторонние договора.

«Побывав на новоселье у своей знакомой в одной из этих ипотечных квартир, мы с мужем тоже загорелись идеей приобрести здесь жилье, - признается несостоявшаяся владелица недвижимости из Ташкента Халида Н. – Деньги на покупку трехкомнатной квартиры собирали, что называется, всем родственным миром. И когда в июле прошлого года я вдруг случайно наткнулась на объявление на Torg.uz о продаже подходящих нам квадратных метров в «почти готовой» восьмиэтажке, сразу же позвонила по указанному телефону. Откуда было мне знать тогда, что свои наличные миллионы я собственноручно буду вручать неизвестно кому, кто представился сотрудником «Торсвика»?! Это я потом узнала, что «моя» квартира, оказывается, продавалась уже по второму кругу…»

Халида – обычная сотрудница госучреждения, и слишком поздно поняла, что попала в руки мошенников. Баходыр, который убеждал ее, что является представителем «Торсвика», долгое время успокаивал ее обещаниями «уладить дело» с квартирой. Хотя прекрасно знал: к тому времени недостроенная восьмиэтажка по решению суда уже была конфискована и «приговорена» к продаже через аукцион. Вскоре предприимчивый делец перестал отвечать на звонки, а теперь его номер и вовсе недоступен.

В милиции, куда обратилась пострадавшая от мошенничества женщина, ей посоветовали «написать коллективную жалобу», и только тогда, возможно, ее примут.

Но желающих ввязываться в это бесперспективное разбирательство среди товарищей по несчастью не оказалось, и она теперь не знает, как будет отдавать почти стомиллионный долг, висящий над семьей, и с трудом справляется с гнетущими мыслями о суициде.

* * *

P.S. Когда материал готовился к печати, поступило сообщение, что 17-го июня должен был состояться суд по еще одному делу с участием «Торсвика». Три квартиры из двух уже достроенных ипотечных домов оказались замешанными в скандале - сначала их продавцом выступал «Торсвик», а следом - «Ипотека-Банк», которому строительная компания не предоставила никаких документов о предварительной совершенной сделке.

В итоге адвокатские фирмы, выкупившие через банк квартиры в собственность, подали на него в суд. Сколько здесь таких квартир - сказать сегодня никто не берется, ситуация запущена донельзя.

Запланированное на 17 июня судебное заседание не состоялось – в связи с неявкой на процесс главного участника, представителя «Torsvik MNM».

Соб.инф.

Международное информационное агентство «Фергана»