Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Синий камень надежды

11.11.2014 12:38 msk, Алексей Василивецкий

Экономика Казахстан Кыргызстан Законы Общество
Кыргызстан: Синий камень надежды

Месторождение Бозымчак – место, где недропользователям и жителям района все же удается находить общий язык

Киргизской деревни Кок-Таш на границе с Узбекистаном могло уже не существовать вовсе. Или же она бы находилась сейчас в стадии умирания. Однако же у нее появился новый шанс на жизнь. И подарили его горняки. Появлению которых, однако, в этой местности первоначально мало кто обрадовался.

Село находится не просто на границе. От основной территории Ала-Букинского района Кыргызстана оно отрезано горой. Дорога, по которой возможно было бы попасть в райцентр, раньше отсутствовала – жителям приходилось ехать на осликах через горы. Зато рядом был узбекский Чуст (город в Наманганской области), и говорят, что население Кок-Таша даже национальную кыргызстанскую валюту сом увидело только через шесть-семь лет после перехода на нее всей страны – ведь снабжение товарами шло через Узбекистан. Но в 2010 году, после революционных событий в Киргизии, граница была закрыта соседями. Жители села внезапно ощутили себя как будто на острове. Электричесто по-прежнему подавалось из Узбекистана – но всего на час-полтора в день. Отрезанность от «большой земли», отсутствие света, работы, перспектив – казалось, Кок-Таш обречен. Но вышло иначе.

«Кок-Таш» в переводе с киргизского означает «синий камень». И это не случайно. Именно камни с сине-зеленым отливом подарят окрестным селам новую жизнь. На территории Кок-Ташского айыльного округа началась разработка месторождения меди, окислы которой и придают породе столь необычный цвет. Месторождение называется Бозымчак.


Фото © «Фергана.Ру»

Компания «Казахмыс голд Кыргызстан» занимается проектом с 2007 года. Она, как не трудно догадаться, является дочерним предприятием казахстанской корпорации Казахмыс, и, добавим, первым ее зарубежным проектом. 31 октября 2014 года в Группе Казахмыс произошла реорганизация, в результате которой образовались две независимые компании – публичная компания KAZ Minerals PLC и частная Корпорация Казахмыс. Рудник Бозымчак остался в публичной компании KAZ Minerals PLC.

Добыча меди с попутным извлечением золота на Бозымчаке для казахстанцев представляла большой интерес. Однако же в неспокойном Кыргызстане, пережившем за пять лет две революции, большое влияние на производственные планы могли оказать политические риски. И не столько на уровне официального Бишкека (который был бы только рад появлению в стране нового крупного налогоплательщика), но на уровне так называемых местных сообществ.

Практически у всех недропользователей на территории Кыргызстана в последние годы возникают проблемы с местным населением. «Казахмыс голд Кыргызстан» тоже не стал исключением. Сам факт появления в закрытом прежде для посторонних и очень ограниченном мирке горного села новых людей и новых отношений был для местных жителей большим стрессом. Они боялись перемен. Почему «на нашей земле» какие-то пришлые люди собираются работать и зарабатывать?

Компания столкнулась с тем, что машины «Казахмыса» могли закидать камнями, что с рабочими, которых привозили подрядчики, в любой момент могла начаться драка. А главным «оружием» местных становилось перекрытие дорог, ведущих к стройплощадке на месте будущего рудника. Машины могли стоять по много часов – толпа не желала их пропускать, требуя переговоров с руководством компании.


Фото © «Фергана.Ру»

Генеральный директор «Казахмыс голд» Ильяс Тулекеев вспоминает, как трудно шли первые переговоры. Причем не только с руководством и жителями Кок-Ташского айыльного округа, на территории которого расположен Бозымчак, но и другого округа – Кок-Серекского, который с будущим рудником связывало только одно: дорога, проходящая через село. Ильяс Тулекеев сразу предложил руководству айыльных округов подписать меморандумы о сотрудничестве, в которых были бы прописаны все обязательства компании. От сельской власти требовалось не так уж много – просто не мешать, вовремя согласовывать необходимые документы по строительству объектов, включая дорогу, не допускать противоправных действий со стороны местного сообщества. Но эта трасса чуть не стала камнем преткновения.

Сперва «Казахмыс» предлагал строить дорогу в объезд села Кок-Серек. Но тогда у местных исчез бы рычаг давления на компанию. Поэтому от них потребовали, чтобы дорога прошла непосредственно через село. После этого был поставлен вопрос о том, что грузовики «Казахмыса» поднимают пыль, и жителям прилегающих к дороге домов это очень неудобно. Правда, проведенный компанией мониторинг говорит о том, что из общего количества транспорта в день только 10-12 машин принадлежат компании, остальные - местным жителям.

Пришлось нанимать сельчан на «пылеподавление» – несколько раз в день летом они должны опрыскивать дорогу водой. Впрочем, теперь уже в Кок-Сереке поднимают вопрос о том, чтобы «Казахмыс голд» построил новую объездную трассу – на которую, впрочем, у казахских горняков уже нет сметных средств.

Кстати, «казахскими» их можно назвать лишь условно, поскольку материнская компания принадлежит Казахстану. Реально большинство работников на Бозымчаке – не просто кыргызстанцы (95% от общего числа работников), но именно жители Джалал-Абадской области, на территории которой действует предприятие. Если быть точным, то жители Джалал-Абадской области составляют на сегодняшний момент 58% персонала, причем из них половина, в свою очередь – жители Кок-Серекского и Кок-Ташского айыльных округов. Предпочтение местным кадрам было одним из условий меморандумов, заключенных по инициативе генерального директора компании Ильяса Тулекеева. Что создает для компании определенные сложности – на любую вакансию они сперва ищут кандидатов по Ала-Букинскому району, затем по Джалал-Абадской области, и только не найдя в этих местах, могут принимать сотрудников из других регионов Кыргызстана.


Фото © «Фергана.Ру»

Но, например, специалистов, обладающих профессией обогатителя, во всем Кыргызстане совсем не много. Да даже и с водителями есть серьезные проблемы, потому что водить большегрузный «БелАЗ» и легковушку – очень большая разница. «Недавно у нас устраивался конкурс для отбора водителей на автобусы, которые должны возить рабочих с вахты и на вахту. Пришло два десятка кандидатов, отобрать мы смогли троих, кто смог ответить на несложные вопросы, вроде того, как часто нужно менять масло, что делать в аварийных ситуациях и так далее», - рассказывают в компании.

Между тем, для сельских жителей 30-40 тысяч сомов за двухнедельную вахту на «БелАЗе» (не забудем и бесплатное трехразовое высококалорийное питание для работников) – это очень серьезные деньги. А сейчас в двух прилегающих к месторождению айыльных округах почти в каждой семье хоть кто-то да работает на Бозымчаке. И эти деньги есть, куда тратить: сейчас жители сел активно обзаводятся бытовой техникой, которая раньше была им просто не нужна за неимением электричества. Но «Казахмыс» построил ЛЭП, решив параллельно проблему энергонезависимости от Узбекистана сразу нескольких районов Джалал-Абадской области.

На месторождении построена фабрика-миллионник (миллион тонн перерабатываемой руды в год). Однако пока она работает в тестовом режиме. Пусконаладочные работы предполагают, что оборудование не только проверяется на исправность, но и корректируется с тем, чтобы выйти на проектные показатели по всем параметрам. То есть, прибыли «Казахмыс» от месторождения еще не получил, ни одного сома. Хотя инвестировал в проект уже свыше 318 млн долларов США (при общей стоимости проекта - 352 млн долларов), из которых весомая часть направлена на социальные расходы.

Кок-Таш соединен, наконец, с другими селами новой дорогой, которую, к слову сказать, кыргызстанский Минтранс все никак не соберется принять на свой баланс (то есть, получается, и обслуживать ее не торопится – когда недавно трассу повредил сель, то раскошеливаться в итоге почему-то на ее восстановление опять пришлось «Казахмысу»).

Отремонтированы за счет инвесторов полы в местной школе, не знавшей капремонта со времен советской власти, ремонтируется больница. «Я в ужас пришел, когда увидел, в каких условиях приходится там женщинам рожать, и мы взялись за ремонт в первую очередь родильного отделения», - вспоминает Ильяс Тулекеев. В Кок-Сереке построен милицейский участок, в селах сооружены детские площадки. А из проектов более глобальных и дорогостоящих, которые предстоит осуществить – обеспечение население Кок-Таша чистой питьевой водой.

Стало ли отношение сельских жителей к компании лучше? Сказать, что все проблемы сняты, было бы неправильным. Например, когда я ехал на месторождение, то увидел вдоль дороги возле ЛЭП свежие пеньки. Мне объяснили, что некоторые местные жители начали сажать тополя специально под высоковольтной линией – чтобы потом (а при хорошем поливе тополя на юге растут быстро) стребовать с компании деньги за разрешение их срубить. Теоретически эти посадки – нарушение всех правил и норм, но в горах, как говорится, свои законы... И власть в это не вмешивается. Так что совсем недавно пришлось заплатить за вырубку двух десятков деревьев. Но в целом отношение к «пришельцам», конечно же, меняется к лучшему.


Фото © «Фергана.Ру»

«Казахмыс голд Кыргызстан» стремится к прозрачности в отношениях с населением территории, на которой компания работает. «Мы как минимум дважды в год устриваем сходы, на которых обсуждаем в селах наши планы и перспективы сотрудничества с местными органами власти, - говорит генеральный директор «Казахмыс голд Кыргызстан» Тулекеев. – Мы даже газету начали выпускать для местных жителей дважды в месяц на кыргызском и русском языках. Учитывая, что никакая другая пресса до жителей этих сел не доходит, ее с большим интересом читают все».

Доходы бюджета Кок-Ташского айыльного округа уже выросли, благодаря Бозымчаку, в семь раз. Кок-Таш перестал быть дотационным на зависть соседним айыльным округам. А когда начнется добыча металла (скорее всего, это случится в начале будущего года), поступления еще значительно вырастут. Вопрос теперь стоит не о том, где взять средства местной власти, а как их грамотно потратить. Разумно, а главное, прозрачно. Потому что для нормальных отношений между населением и недропользователями прозрачность требуется и со стороны местных чиновников: инвестор может заплатить сколько угодно, но эти деньги при некомпетентном использованию уйдут, как вода в песок, а жители сел опять останутся недовольны...

«Каждый айыльный округ, получающий доходы от недропользования, должен разработать стратегический план своего развития. Чтобы не просто растратить деньги на тои (праздники), а создать необходимые объекты инфраструктуры, чтобы содействовать развитию малого бизнеса. Для Кок-Таша я такую стратегию подготовил», - говорит Адылбек Алымов. До последнего времени он был председателем Кок-Ташского айыл окмоту. Но несколько недель назад местный совет избрал нового главу управы. И теперь Алымов работает в НПО, сотрудничает с программой фонда «Сорос-Кыргызстан» по увеличению прозрачности в горнодобывающей отрасли. Впрочем, новое руководство айыл окмоту, как нам рассказали, пока что не намерено отказываться от документа, разработанного предшественником. Хотя новый глава и говорит, что «не вник пока во все детали»...

«Разумеется, перемены в настроениях людей есть, - рассказывает один из водителей «Казахмыса», работающий на Бозымчаке. – Раньше я ехал и просто кожей чувствовал неприязненные взгляды прохожих вслед моей машине. Теперь к нам привыкли. Я думаю, жизнь сама убедит людей в том, что пользы от нас им будет гораздо больше, чем беспокойства».

Алексей Василивецкий, фото автора

Международное информационное агентство «Фергана»