Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Казахстан: Как угасал Сайрам

Казахстан: Как угасал Сайрам

Продолжаем начатый в ноябре рассказ о полной драматизма истории одного из знаковых городов Казахстана и всей Центральной Азии. Испиджаб, позже Сайрам, - крупный торговый центр на Великом Шелковом пути, претерпел немало коллизий, в результате которых он из города превратился в село, а затем и вовсе исчез, превратившись по воле чиновников в часть городской агломерации Шымкента.

Не просто смена власти

В конце XV века Тимуриды окончательно промотали наследие своего великого предка. Кстати, они до последнего именовали себя монголами и никак иначе. Последней надеждой некогда великого рода был Бабур. Но на родине предков этому незаурядному человеку патологически не везло. Ненадолго воцарившись в Самарканде, Бабур успел назначить правителя в Сайраме - им стал некий Каттабек. Осенью 1512 года армия Бабура терпит сокрушительное поражение от узбеков, которые захватывают Ташкент и осаждают Сайрам. Показательно, что в ту пору эти два города в глазах хронистов были вполне сопоставимы по своей значимости.

Каттабек проводит зиму в осаде и, в конце концов, решает ни в коем случае не сдавать город узбекам. Он обращается к хану казахов Касыму с просьбой о включении Сайрама в Казахское ханство.

Доктор исторических наук Бауыржан Байтанаев в монографии «Сайрамский клад» указывает: «Население Сайрама и городов его округи к тому времени устало от междоусобных войн, нуждалось в надежном правителе, который мог бы взять их под свою опеку. Касым-хан являлся весьма известным и авторитетным правителем, и поэтому выбрать его в качестве государя было верным решением. Так Сайрамский вилайет (регион) входит в состав Казахского ханства».

Нужно отметить, что, принимая это решение, жители Сайрама не меняли ни своего этнического окружения, ни языка. Подданными Касым-хана были те же роды и племена, что жили здесь издревле. Казахами они стали называть себя лишь за полвека до этого. Чингизидское происхождение Касым-хана дополнительно укрепляло его легитимность. Хан избирает сайрамскую округу местом для своих кочевий и делает ее базой для походов на юг, в первую очередь - на Ташкент, который заняли Шейбаниды, именовавшие себя узбеками. Это было соперничество не разных этносов, но разных элит, каждая из которых признавалась правящей разными родами одного племени.



Но все-таки это было судьбоносное решение, поскольку с этого момента Сайрам вошел в государство, построенное на иных принципах, чем те, в которые он входил ранее.

Война за войной

В ту эпоху вся территория Южного Казахстана была местом непрерывных ожесточенных войн между Чингизидами Казахского ханства и Шейбанидами, создавшими свое государство на месте тимуридских владений. Приграничному Сайраму в этих войнах пришлось особенно несладко.

В 1518 году умер Касым-хан. В 1537 году через Сайрам на казахов идут войска Убайдаллах-султана, правителя Бухары. Вскоре Сайрам на некоторое время отходит правителю Ташкента Наурыз Ахмаду. Местное предание именно ему приписывает строительство Абдул-Азиз-Баба - одного из самых значимых мавзолеев Сайрама, который он возвел на месте развалившегося, построенного якобы Тимуром.

В середине XVI века сильную державу в Средней Азии создает бухарский хан Абдаллах. Как и все в этом регионе, он рвется захватить присырдарьинские города (Сырдарья – река в Средней Азии. – Прим. ред.), и Сайрам в очередной раз оказывается в гуще военных событий. Известно, что именно в Сайраме Абдаллах-хан вел переговоры с казахскими послами и заключил мир.

Но вскоре война вспыхивает вновь. И вот уже в Сайраме стоит с войском Баба-султан - враг и казахов, и бухарского хана. В марте 1582 года армия Абдаллах-хана осадила Сайрам, казахский хан Шигай стал его верным союзником. До нас дошло образное описание крепости, сделанное историком Хафизом Тынышем: «Сайрам, который в исторических сочинениях пишется Испиджаб, был крепостью, укрепленной до такой степени, что мысль была бессильной представить себе [возможность] завоевать ее».

Глядя на сегодняшний Сайрам, трудно поверить такой характеристике, но историк, судя по всему, не преувеличивал. Штурма не было. Абдаллах-хан начал переговоры. И город был… сдан.



Вскоре династия Шейбанидов рухнула, и Сайрам вновь перешел казахским ханам - уже на 200 лет. Хотя и здесь не обошлось без «приключений». Осенью 1603 года город захватил некий Абд ал-Гаффар – каракалпак, который разгромил армию Есим-хана, отбив у него Ташкентское ханство. Но через два года удача улыбнулась хану Есиму, и в битве он лично зарубил Абд ал-Гаффара. Свою ставку Есим-хан расположил всего в 30 километрах к востоку от Сайрама, вблизи гор.

Наступил период затишья. Сайрамцы жили мирно до 1684 года, когда город был захвачен джунгарским хунтайджи (титул крупных феодалов в Монголии с XIV века. – Википедия) Цэван Рабтаном. Второй раз джунгары захватят Сайрам в 1723 году, и город почти на тридцать лет войдет в состав их кочевой империи.

Как пишет доктор исторических наук Бауыржан Байтанаев в монографии «Сайрамский клад», «население Сайрама тогда состояло из трех родов: ходжей, шахского рода и эмирского рода. Хунтайджи из этих трех родов отбирает по 20 семей и переселяет их первоначально в свою ставку в Или, позже в Турфан. После смерти хунтайджи и разгрома калмыков китайцами сайрамцы ушли на вольное поселение в предгорную зону Кашгара, где появилось селение Сайрам».

От казахов к кокандцам

Во второй половине XVIII века казахские ханы восстановили свою власть в регионе. Но после смерти Абылай-хана в 1781 году государство распалось окончательно. До 1794 года ташкентским владением, куда входил и Сайрам, еще правили казахские Чингизиды. Их сверг некий Юнус-ходжа, который почитался потомком святого и имел собственных мюридов из казахских родов шанышкылы и канглы, которые помогли ему прийти к власти. Казахи составляли и основную военную силу этого своеобразного теократического суфийского государства.



Вскоре начались столкновения ташкентских войск с быстро набиравшим силу Кокандским ханством. В 1805 году Юнус-ходжа умер, а спустя четыре года кокандцы заняли Ташкент.

В феврале 1810 года хан Коканда направил на завоевание Южного Казахстана 12-тысячное войско, с которым шли 50 ташкентских улемов (мусульманских богословов), призванных играть роль миссионеров и увещевать местных мусульман не сопротивляться. Сайрам был занят после двадцатидневной осады. В этот период он постепенно утрачивает статус города, но благодаря многочисленным мавзолеям и святым местам остается одним из важнейших населенных пунктов региона.

«Именно в начале XIX века Чимкент становится главным городом в регионе, взяв пальму первенства у Сайрама. В сельскую округу Чимкента, кроме самого города, входят четыре селения: Сайрам, Карабулак, Карамурт, Манкент. В это время Сайрам остается главным духовным центром региона», - пишет доктор исторических наук Бауыржан Байтанаев.

Местные казахи неоднократно поднимали восстания против новой власти. В 1821 году Чингизиду Тентеку-торе удалось занять Сайрам и Чимкент на короткое время. Осада этих населенных пунктов кокандской армией велась с помощью артиллерии. В конце концов, Тентек-торе сдался и стал платить хану дань.

А сайрамцы, похоже, быстро нашли с кокандцами общий язык. Как говорится в третьем томе академического пятитомника «История Казахстана», изданного в 2010 году, когда в 1826 году между Кокандским ханством и Бухарским эмиратом произошел очередной конфликт, Сайрам выделил кокандской армии 10-тысячное войско. В битве сайрамцы столкнулись со своими соплеменниками - туркестанцами, которые поддерживали Бухару и были… наголову разбиты.

Новый этап в жизни Сайрама начался осенью 1864 года. Когда в крае появились войска Российской империи.

Последняя битва

Сайрам был взят в период осады Чимкента.

Произошло это так. Полковник Михаил Черняев, командовавший русским отрядом, отправлял в окрестности города группы фуражиров. Одна из них под началом поручика Абрамова подошла к стенам Сайрама. Собственно солдат в группе было всего 15 человек, при одном орудии, зато под началом Абрамова состояла почти тысяча казахских джигитов-волонтеров.

Сначала сайрамцы впустили в город парламентеров и начали переговоры, но вскоре захватили их в плен. Узнав об этом, Абрамов повел свой отряд на штурм. Городские ворота были разбиты выстрелами из орудия. Местный гарнизон бежал. В город ворвались получившие свободу действий казахские добровольцы. Через два часа Сайрам сдался. Потери штурмовавших составили убитыми десять волонтеров и два солдата, ранеными - пятнадцать человек. Горожане потеряли до пятидесяти человек убитыми и до ста ранеными. С тех пор никаких военных действий ни в Сайраме, ни в его окрестностях никогда не велось.

Сохраненная традиция

В завершение приведу одно любопытное свидетельство, характеризующее значение Сайрама в жизни шымкентцев.

В 1921 году в Чимкенте, тогда еще Черняеве, побывал известный ботаник Питирим Массагетов, который описал свое путешествие в книге «Заветные травы». Проводник ботаника Усман предложил путешественнику съездить в Сайрам.

«А что там интересного?» - поинтересовался ученый.

«Сайрам?! Вас интересуют сокола? Там центр торговли соколами. Мечетей, старых мазаров много. В Сайраме раньше умели отливать котлы для плова, в них плов никогда не пригорал. А теперь этого секрета никто не знает».

«Да, Усман сделал мне прекрасный подарок, - пишет Питирим Массагетов. - Вечером, разбираясь во впечатлениях, я сожалел, что так мало было времени для Сайрама. Мы посетили базар, старые мазары-гробницы, познакомились с местными соколятниками и отдыхали во дворе мечети, в тени карагачей у пруда-хауза, в обстановке, олицетворяющей идеал среднеазиатского уюта».

Соколятников и хаузов в Сайраме сейчас нет, но шымкентцы и в 21 веке ездят в Сайрам на плов, манты, шашлык и лагман, которые замечательно готовят в многочисленных харчевнях-кафе. Цены в них пусть и ненамного, но ниже, чем в городе, а качество несравненно лучше. Еще Сайрам - один из немногих населенных пунктов области, где можно увидеть вывески на узбекском языке, за что его иногда называют маленьким Ташкентом.



К местным мавзолеям, особенно к двум из них - Ибрагима-ата, отца суфийского поэта и философа Ходжи Ахмеда Яссави, и мавзолею его матери Карашаш-ана, - не иссякает поток паломников.

К другим достопримечательностям можно отнести единственный в Казахстане Узбекский драматический театр и неплохой местный музей (филиал областного историко-краеведческого), перед входом в который стоит великолепная арба.

Текст - Алексей Гончаров. Фото мавзолеев Сайрама – Андрей Донец

Международное информационное агентство «Фергана»