27 Апрель 2017

 

Новости Центральной Азии

Казахстан: «Техасский» прорыв шымкентской киноиндустрии

28.12.2016 20:55 msk, Арман Бейсинбинов

Казахстан Культура и искусство 

Двадцать восьмого декабря во всем мире ежегодно отмечают Международный день кино. Дата эта выбрана в честь первого киносеанса, который прошел в Париже ровно 121 год назад. С тех пор мировой кинематограф проделал большой путь в своем развитии. А вот насколько развита киноиндустрия стран Центральной Азии?

В южно-казахстанском городе Шымкент (Чимкент) уже давно существует свое кинопроизводство, о котором кроме жителей региона мало кто знает. Однако некоторым кинопроектам удается пробиться за его пределы, правда, и в этом случае отношение к южной кинопродукции остается неоднородным.

Про Голливуд и Болливуд известно всем. Разница в том, что голливудскую продукцию смотрят во всем мире, а производимую на киностудиях индийского Бомбея смотрят в первую очередь на родине - в Индии, и уже во вторую - в некоторых сопредельных странах и на арабском Востоке. Как экзотический феномен существует «Нолливуд» - нигерийская киноиндустрия, на гора выдающая пару тысяч боевиков в год с бюджетом от 500 долларов и выше. Кроме многомиллионной Нигерии дешевые, но понятные фильмы «Нолливуда» с удовольствием принимают на всем «черном континенте».

В СНГ нечто подобное существует в Узбекистане, тихо производящем для себя любимого (и чуть-чуть для своих соседей) 50-80 фильмов в год.

Техасвуд: десяток киностудий на один город

В Казахстане же другой феномен: официально ежегодно в стране выпускается до 10 художественных фильмов. Но статистика при этом не учитывает кинопродукцию южно-казахстанского города Шымкента (который из-за своего расположения и особого менталитета жителей сами чимкентцы называют «казахстанским Техасом»), где в год частными студиями тоже выпускается до 10 кинокартин. Но, как шутят горожане, «Чимкент – это отдельная страна», поэтому кинофильмы чимкентских студий редко когда покидают пределы «государства в государстве», хотя иногда им это и удается.

У киностудий «Х-метод», «Orda cinema group», «Жайдарман», «Юг экшн», «Шымкент Pictures», анимационной студии «Сак» и других нет своих сайтов, в лучшем случае у кого-то есть устаревшая страница в соцсетях. Но, по-видимому, это им никак не мешает творить важнейшее из искусств на радость жителям Южно-казахстанской области. Средний бюджет фильма составляет от 10 до 30 тысяч долларов США. Причем, до половины этой суммы уходит на рекламное продвижение.

Как сообщил журналу Forbes-Kazakhstan директор кинокомпании «Жайдарман», каждый фильм приносит прибыль в 10–15 тысяч долларов США. И это, опять же с учетом того, что скромный прокат происходит внутри области, а продаже лицензионных дисков быстро перебегают дорогу пираты.

Сюжеты подобных фильмов весьма незамысловаты – это либо комедии, либо бюджетные криминальные драмы с вкраплением пары драк и перестрелок. Еще один недорогой, но востребованный у масс жанр - мелодраму полностью взяли в оборот в соседнем Узбекистане, с которым южно-казахстанские киноделы решили не конкурировать.

Большинство кинозалов Казахстана находятся в Алма-Ате и Астане, но туда доступа нет: и публика взыскательней, и в неделю выходит три-четыре американских фильма в прокат. И если российский кинематограф еще как-то конкурирует с западным, то официальным казахстанским релизам уже трудно тягаться, что уж говорить про региональное кинопроизводство (тем более выходящее на казахском языке, в то время как большинство алма-атинских и астанинских кинозрителей - русскоязычные).

И так бы оставалось чимкентское кино на периферии, если бы не стечение обстоятельств, способствовавших его выходу в «метрополию».

Бандиты-патриоты и олигарх-мятежник

Земельные протесты, прокатившиеся в Казахстане весной этого года, а затем арест владельца чимкентского пивзавода Тохтара Тулешова, заставили обратить внимание на оставшийся незамеченным фильм 2015 года «Регион 13» - совместное производство двух студий - Tengri studio и Orda cinema group. В отличие от большинства чимкентских фильмов, он сделан на русском языке, и даже смог пробиться в Алма-Ату (где, впрочем, провалился в прокате).

Сюжет фильма режиссера-дебютанта Омара Сункара вышел за рамки обычного боевика в силу политической составляющей (к тому же, как указано в титрах, консультантами фильма выступили бывшие сотрудники спецслужб).

Группа лиц при соучастии представителя некоей западной организации с говорящим названием «House of Liberty» («Дом свободы», казахстанский привет американской правозащитной организации «Freedom House») решила устроить в Чимкенте «два в одном» – Майдан и межнациональную резню по ошскому сценарию. Для чего в этот южный город должен был прийти наркотический груз, который следует добавить в водку – и будет как надо.

Об этом узнают в Комитете национальной безопасности. Изучая видео-хроники Майдана, спецслужбисты делают вывод: народ там действовал под воздействием наркотиков (так как на них якобы не действовал слезоточивый газ). Одновременно, когда обычный чимкентский бандит по кличке Багда поехал по своим неотложным криминальным делам в Бишкек, местный криминальный политик, но с правильными понятиями, предупредил, что есть информация – в Казахстане готовится что-то по образу и подобию Оша.

Бандит Багда в душе оказался патриотом. Тем более что сотрудники спецслужб, которые судя по внешности и манере общения, тоже в душе бандиты, сами вышли на него и попросили содействия в этом щепетильном деле. В результате симбиоза КНБ и братков все закончилось условно благополучно. Багда и его напарник, не дожидаясь реакции власти, вершат справедливость, как они ее понимают - главный плохой герой и украинские хлопцы, прибывшие для реализации ошско-майданского сценария, получили по пуле. Груз перехвачен. Дальнейшая судьба бандита-патриота остается за кадром, но надо полагать, что он может рассчитывать на орден.

То, что по версии властей, весенние земельные протесты были ни чем иным как попыткой организации Майдана по-казахски, причем, к тому пытались привязать и США, и «пивного короля» из Чимкента Тохтара Тулешова, а по государственным каналам прошли сюжеты об обнаруженных в канавах в районе площади Республики в Алма-Ате схронах с арматурой и зажигательной смесью, позволило провести некоторые параллели между сюжетами обеих постановок. Тем более что и там, и там, скорее всего, работали «консультанты» из одного ведомства.

Однако фильм вышел ранее земельной реформы, взбудоражившей общество. Что это — дар предвидения?

Журналист «Новой газеты – Казахстан» Вячеслава Половинко на всякий случай поинтересовался у Омара Сункара, не был ли причастен к съемкам фильма осужденный бизнесмен Тохтар Тулешов? Ответ был: нет. Но вопрос задался не просто так. Господин Тулешов, когда был на коне, считался местным покровителем муз и являлся владельцем киностудии «Шымкент Pictures». Правда, единственным ее релизом (о котором хоть что-то известно) стал боевик 2007 года «Ближний бой», но зато это совместный чимкентско-американский проект, обошедшийся региональному олигарху в 4 миллиона долларов. Фильм, мало отличающийся от сотен подобных, где основными персонажами становятся сами боевые искусства, кроме радости, иных дивидендов Тулешову не принес. Его создатели сослались на то, что кто-то слил кино в сеть до того как оно вышло в прокат, тем самым все потенциальные зрители его посмотрели за так. Но так как для чимкентского предпринимателя 4 миллиона были не деньги, то никаких репрессий в отношении к съемочной группе не последовало, ибо искусство бесценно.

Анимированный Назарбаев и казахские ханы

Прошедшее в 2015 году как-то вхолостую 550-летие Казахского ханства все же зацепило и киноиндустрию. В первую очередь тем, что так и не был реализован замысел по созданию монументального сериала «Страна казахов», посвященного этой теме. На выделенные деньги удалось снять тизер, потом попытались собрать деньги с помощью народа, однако тот с деньгами расставаться не захотел. Следующей датой возможного выхода было обозначено 25-летие независимости Казахстана, но и оно уже прошло, а про грандиозный проект уже не вспоминают. Зато на чимкентской анимационной студии «Сак» успели выпустить достаточно качественную полнометражную анимацию с названием несостоявшегося сериала. Как говорят, несмотря на то, что она рассчитана на детей, ее посмотрел президент Назарбаев и даже был тронут до глубины души.

Для Чимкента это, безусловно, прорыв. Предыдущая мультипликация из этого города, которая хоть как то засветилась – это короткометражка 2009 года студии «Жебе» под названием «Олимпиада качеств». В этой фантасмагории по идее акима Южно-Казахстанской области Нургали Ашимова рассказывается, как государство получило приглашение принять участие в выставке продуктов в Китае. Конечно же, решили отправить продукцию южно-казахстанской области, которая взяла на выставке все мыслимые призы. Сам аким области, а также премьер-министр и президент страны также предстали в виде рисованных персонажей. По всей видимости, их прототипы и стали единственными зрителями анимационной ленты, поскольку почти нигде обнаружить о ней каких-то упоминаний не удалось.

Потому что Чимкентские

Но главным достижением чимкентского кинематографа стала комедия Жанибека Жанкараева 2015 года «Потому что Шымкентский». Рассказ о молодом жителе южно-казахстанского города, приехавшего покорять южную столицу, обыгрывает многочисленные стереотипы о чимкентцах. Не секрет, что в других городах Казахстана в лучшем случае над ними подшучивают, но помимо этого считается, что чимкентские водители на дорогах – сплошь «шумахеры» (что имеет место быть), что южные бандитские группы занимают лидирующие позиции в общестрановом криминале, что чимкентские, устроившись на престижную работу, окружают себя родственниками и знакомыми, что чимкентским не чуждо воровство невест, зато чужда общая культура. Авторы кинокартины попытались представить «очеловеченный» образ чимкентца, и вместе с тем показать, как на самом деле трудно молодежи из периферии пробиваться в жизни, особенно когда уже априори сложилось такое отношение.

Фильм прошел по киноэкранам почти всех крупных городов страны и окупил себя в первые недели проката. Вместе с тем горячий нрав «техасцев» заставил администрацию крупного киносайта Kino.kz заблокировать комментарии, поскольку многие не узрели, что это все-таки комедия и намерение разрушить стереотипы, начав угрожать создателям, а заодно и администрации сайта, за «неправильный» образ чимкентских парней.

Но при любом раскладе чимкентские фильмы, как и чимкентские парни, упорно пытаются выйти за рамки своего региона, и кто-то преуспевает. Но даже у тех, кто остается внутри, есть своя благодарная публика, которая не даст умереть собственному кинематографу. Опять же в связи с тем, что все больше жителей южного Казахстана в рамках миграционных процессов покидает насиженные места и распределяется по стране, у чимкентских кинопроизводчиков все больше шансов найти своего зрителя за пределами региона. Потому что сейчас в любом крупном городе есть свои тоже достаточно крупные чимкентские диаспоры, которые всегда будут смотреть «свои» фильмы, «потому что шымкентские».

Арман Бейсинбинов

Международное информационное агентство «Фергана»



Новости от партнеров «Ферганы»

«Фергана» рекомендует