Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Мошенникам - тюремные нары, их жертвам - шиш?

Узбекистан: Мошенникам - тюремные нары, их жертвам - шиш?

В январе 2017 года в столице Узбекистана состоялся суд, где рассматривалось дело о мошеннической компании PALANDARA LIZING LYUKS, жертвами которой стали 25 человек, отдавших ей немалые деньги. Преступников осудили на длительные сроки заключения, а пострадавшим в качестве выплаты судья почему-то определил только один продуктовый магазин, принадлежавший мошенникам. Мало того, что стоимость магазина гораздо ниже, чем общая сумма, которую отдали преступникам пострадавшие, так ещё и принадлежит он, как выяснилось, сторонним людям, которые по другому делу судятся с теми же мошенниками и уверены, что выиграют процесс.

С лизингом - приобретением дорогостоящих товаров в своего рода рассрочку – обычно связываются граждане, которые стеснены в средствах. А иногда и просто бедные люди, вкладывающие в покупку последние копейки. Именно к таким относится житель Кибрайского района города Ташкента Бахтиёр Исоматов - одна из 25 жертв «лизинговых» мошенников. Он рассказал «Фергане» о том, как его сагитировали взять в лизинг автомобиль «Дамас», и как он бегал, чтобы сначала получить долгожданную машину, а затем забрать обратно свои деньги.

Мечта трудовой семьи - микроавтобус

Чтобы была ясна настойчивость Исоматова, обрисуем сначала ситуацию, в которую он попал. По словам пострадавшего, вся жизнь его прошла в тяжёлом труде. Сначала всё, вроде, складывалось нормально. Отец был кандидатом физико-математических наук, работал в институте ядерной физики, неплохо зарабатывал и содержал мать-домохозяйку, воспитывающую пятерых малолетних детей. Всё рухнуло, когда отец бросил семью, уехал с новой женой в другую страну и о своих детях забыл.

Пришлось как-то выкручиваться самим. Выручил родной дом в сельсовете Чинабад, где у них было 13 соток земли. Мать сажала зелень: петрушку, кинзу, укроп. Дети ей помогали. На вырученные с продажи этой зелени на рынке деньги и жили.

Но средств не хватало. Поэтому Бахтиёр Исоматов, хотя и получил в школьном учебно-производственном комбинате водительские права, продолжать учёбу не стал и, окончив десятый класс, устроился грузчиком. После армии поступил в ирригационный институт, успешно проучился три курса. Но тут случилась новая неприятность - у матери от постоянной возни с зеленью возникла экзема, и она фактически стала нетрудоспособной.

Бахтиёр - младший сын, все его старшие братья к тому времени женились и жили отдельными семьями. Пришлось оставить институт и пойти работать. Сначала разнорабочим на ТТЗ (Ташкентском тракторном заводе), потом, когда завод стал потихоньку «помирать», устроился в фермерское хозяйство. А там произошёл несчастный случай: борт грузовика упал и сломал Бахтиёру несколько ребер. Пришлось перейти на другую работу - сторожем.

К тому времени он женился, подрастали два сына-близнеца. Его жена, тоже домохозяйка, занялась подсобным хозяйством, а Бахтиёр решил взять в аренду машину и заняться частным извозом. Вскоре они купили четырёх бычков - чтобы их откормить и продать, а на вырученные деньги - взрослые быки стоят раза в три-четыре дороже - приобрести микроавтобус «Дамас».


Бахтиёр Исоматов и его арендованный автомобиль, на котором он позже ездил в поисках мошенников

На выгодных, якобы, условиях

Многие в Узбекистане считают «Дамас» несерьёзной машиной, что-то вроде детской игрушки. А Исоматову нравится. По его мнению, «Дамас» - универсальное средство передвижения, на котором можно возить и пассажиров по маршруту, и картошку на базар.

Как рассказывает Бахтиёр, бычков они всей семьей выращивали два с половиной года. Но денег на «Дамас», даже подержанный, всё не хватало. Да и не хотелось подержанный, семья мечтала о новой машине. А покупать новую - целая проблема: надо выстоять очередь и, скорее всего, ещё и дать сверху хорошую «шапку» - своего рода взятку.

Но тут Исоматову повезло - в первых числах сентября 2015 года, когда он «таксовал» на своей арендованной «Нексии», разговорился с одним клиентом. Человеком тот показался серьёзным и представительным. Назвал своё имя - Акбар Джураев, сказал, что работает в лизинговой компании PALANDARA LIZING LYUKS, специализирующейся как раз на автомобилях. И эта лизинговая компания создана именно для того, чтобы решать проблемы таких, как Бахтиёр. Достаточно, мол, вместо 33 миллионов сумов ($10 тысяч по официальному курсу на 13 февраля 2017 года или $4768 по курсу «чёрного рынка») внести всего 15 миллионов, и в марте 2016 года без всяких проблем получишь новенький «Дамас». А остальные деньги платишь в рассрочку в течение 13 месяцев. И, разумеется, сверху ещё 7 миллионов - за услуги лизинговой компании.

Условия, предложенные Джураевым, показались подходящими. Но это не значит, что Бахтиёр бросился, сломя голову, отдавать последние деньги первому встречному. Он несколько раз ездил в офис PALANDARA LIZING LYUKS, находившйся на втором этаже двухэтажного здания в Сергелийском районе Ташкента. Узнал, что Джураев - это действительно Джураев, и компания его вроде солидная - по крайней мере, все сотрудники ездят на престижных автомобилях. Потом несколько ночей не спал, изучая с женой привезённые из офиса документы. И только потом продал бычков, отвёз 15 сентября 2015 года в офис компании 15 миллионов и подписал договор.

«Приходите через недельку»

Джураев заверил, что «Дамас» Бахтиёр получит в начале марта 2016 года. Беспокоиться, вроде, не о чем. Но Исоматов, когда узнал, что в декабре автомобили в Узбекистане подорожали, почувствовал тревогу. Стал звонить Джураеву, но его телефон не отвечал - как потом выяснилось, номер тот менял каждую неделю. Не отвечали и номера городских телефонов, указанные в договоре. Никого не было и в офисе: сотрудники ресторана на первом этаже сказали, что те съехали, а куда - неизвестно.

Не на шутку испугавшись, Бахтиёр стал с редким упорством искать пропавшую лизинговую копанию – благо, он таксист и бывает в разных районах города. То и дело останавливался на «пятачках», расспрашивал коллег-таксистов. И в итоге через две недели нашёл, причём опять в Сергелийском районе, только на этот раз - с задней стороны автомобильного рынка.


Письмо из Сергелийского в ответ на жалобу в городскую прокуратуру: судья Музаффар Кукаев сообщает, что ведется следствие

Исоматов хотел было предъявить Джураеву претензии, но тот так ловко все перевернул, что в итоге Бахтиёр сам и остался виноват. «Брат, ты куда пропал? - с укором вопрошал Джураев. - Знаешь, что машины в цене повысились? Так что тебе надо доплатить еще 6 миллионов!» В итоге Исоматов побегал неделю, но смог занять 6 миллионов сумов и отвёз в офис, где у него забрали старый договор и дали новый.

Это произошло в январе 2016 года, и Бахтиёр считал дни, ожидая обещанного в марте «Дамаса». А когда наступил долгожданный день и он вновь приехал в PALANDARA LIZING LYUKS, выяснилось, что компания опять испарилась.

Исоматов искал её весь март. И снова нашел - теперь уже в мебельном магазине на Сергелийской ярмарке. На этот раз Бахтиёр уже стал требовать, чтобы ему отдали его «Дамас». Джураев попросил сначала прийти через неделю, потом - через десять дней, а затем сказал, что конвейер, выпускающий «Дамасы», сейчас не работает, но он обязательно купит его на базаре.

Пока не вмешалась прокуратура…

Тут лопнуло терпение у жены Исоматова. Микроавтобус ждали к началу мая, чтобы возить на базар выращенную на участке клубнику. А тут ни «Дамаса», ни денег. В мае она позвонила на «телефон доверия» прокуратуры, номер которого постоянно показывают по телевизору. В тот же месяц Джураева и его подельников увезли в наручниках.

В июне Бахтиёра вызвали в ГУВД Ташкента, где допросили и предложили написать заявление. Затем он по настоятельным просьбам жены часто ездил в ГУВД и спрашивал, когда им вернут деньги. Но ответ был один: «Идет ревизия».

Наконец, замначальника ГУВД, к которому Исоматов пришел на приём с жалобой, что следствие затягивается, сообщил: «Скоро Акбар Джураев поставит на депозит 270 миллионов сумов, и ты получишь свои деньги». Про депозит, правда, потом забыли, зато Бахтиёру устроили очную ставку с Джураевым. Тот признал факт получения 21 миллиона и даже пообещал их вернуть через два-три дня. Но ничего не вернул.

В сентябре отчаявшийся Исоматов написал в городскую прокуратуру заявление о том, что следствие по непонятным причинам затягивается. И, наконец, в ноябре получил уведомление из Сергелийского суда по уголовным делам, в котором сообщалось о начале процесса над мошенниками.

Зачем в суде нужны правозащитники

Перед началом судебного процесса Бахтиёр, не доверяя никому, обратился за помощью к правозащитникам. И правильно сделал, считает лидер ПАУ (Правозащитный Альянс Узбекистана) Елена Урлаева. По её мнению, если бы Исоматов так упорно не искал обманувшую его лизинговую компанию, а затем не «доставал» ГУВД, то о его деле, может быть, вообще бы позабыли. Кроме того, правозащитнице не понравился сам ход судебного процесса, проходящего под председательством Музаффара Кукиева. И не только потому, что на процессе из пострадавших присутствовал лишь настойчивый Исоматов.


Елена Урлаева

«За решеткой был только Джураев, остальные четверо его подельников остались под подпиской о невыезде и находились в зале суда, - рассказывает Урлаева. - Вели они себя высокомерно и нахально, а суд был похож на какой-то базар: прокурор отсутствовал, адвокаты подсудимых свободно гуляли по залу, а после каждого заседания подельники так же свободно общались через решётку с Джураевым. Создавалось впечатление, что тому в итоге дадут условный срок и выпустят из-под стражи».

Когда Урлаева сфотографировала общение Джураева с подельниками, возник скандал. Работники суда спорили с ней два часа, пока не уговорили стереть этот снимок. Зато потом в суде наступил порядок. А подсудимые совершенно неожиданно для себя получили солидные тюремные сроки: Джураев - 10,5 года, его подельники - по 5,5.

Арифметика Елены Урлаевой

По словам Урлаевой, вынесенный 11 января приговор звучал как музыка: суд обязал вернуть всем 25 потерпевшим деньги до последнего тийина (копейки), определив в качестве финансового обеспечения большой магазин «Келажак алока юлдузи», принадлежащий Джураеву и находящийся на массиве Строительный всё в том же Сергелийском районе.


Фрагмент приговора, в котором говорится о магазине «Келажак алока юлдузи»

Поддавшись эйфории, Исоматов вместе с правозащитницей подсчитал, сколько денег на бензин он потратил, разыскивая мошенников, и сколько средств ушло на лекарства его жене. Учли при этом упущенную выгоду и выставили мошенникам дополнительный счет в 35 миллионов сумов, который подали в виде апелляции, суд по которой должен состояться в Ташкентском городском суде по уголовным делам 17 февраля.

Впрочем, эйфория вскоре прошла, Исоматов с Урлаевой прочитали приговор суда более внимательно. Для начала сложили общую сумму, которую 25 потерпевших заплатили мошенникам. 21 миллион, что отдал Бахиёр, оказался, пожалуй, самым скромным вкладом - многие отдали по 50 с лишним миллионов, а некоторые платили долларами. В итоге получилось 490 миллионов сумов и 37 тысяч 450 долларов.

Обычно даже государственные организации берут за покупку многих автомобилей в долларах, а валюту в Узбекистане просто так не купишь, её приходится брать на базаре по курсу «чёрного рынка», который сегодня составляет 6900 сумов за один доллар. Если перевести 37.450 долларов по такому курсу на сумы, получится 258 миллионов. В итоге общая сумма отданных мошенникам денег составляет 748 миллионов сумов.

Плюс к этому суд определил мошенникам и деньги «за неуплату налогов» в размере 100 миллионов сумов. Не совсем понятно, как государство может взять налог с украденных денег, но то, что оно взыщет его в первую очередь, нет никаких сомнений.

Таким образом, общая сумма выплат вместе с «налогами» составляет 848 миллионов сумов. А магазин, как указывается в решении суда, стоит почти в два раза дешевле - 426 миллионов.

Надежда жива?

После этих арифметических подсчетов Исоматов сильно расстроился - какая тут упущенная выгода, вернуть бы свои деньги. И вместе с Урлаевой поехал на массив Строительный смотреть магазин – в надежде, что его оценили не совсем верно и во время продажи на аукционе за него дадут гораздо больше.

По словам лидера ПАУ, визит на массив Строительный ошеломил Бахтиёра. Они кружили по массиву в поисках шикарного пятиэтажного супермаркета, а в итоге им указали на одноэтажный магазин. Как выяснилось, он работает, хоть и не в полную силу, но у него - совсем другие хозяева.


Магазин «Келажак алока юлдузи». На стекле указано: «Не продаётся»

Стоящий у прилавка Алижон Садинов охотно пояснил, что магазин лет десять назад построила его семья во главе с мамой - Гульзахирой Садиновой. Чтобы окупить расходы, его сдавали в аренду, но затем возникла необходимость магазин продать. Стать покупателем вызвался Акбар Джураев, имевший торговую точку по соседству. Магазин оценили в сумму, эквивалентную 75 тысячам долларов. Джураев отдал малую часть денег, а дальше начал мошенничать. В итоге мать Алижона обратилась в прокуратуру. Вскоре должен состояться суд, и семья Сабиновых уверена, что она его выиграет, а магазин останется у них.

Ошеломлённый услышанным, Бахтиёр попросил Урлаеву ничего не рассказывать его жене - из боязни за её здоровье.

Действительно, магазин, который десять лет назад стоил 75 тысяч долларов, сейчас на такую сумму не тянет. А кроме того он отягощен интересами третьих лиц и вообще не может быть продан. Получается, что 25 потерпевших получили приговор, в котором, если говорить по-простецки, было написано: ни шиша вы не получите. Что это, ошибка судей Сергелийского суда или нечто другое?

«Но ничего, во время апелляции по нашей жалобе мы обязательно поднимем этот вопрос и поинтересуемся, куда делись автомобили, банковские счета и другое дорогостоящее имущество мошенников», - заверяет Елена Урлаева.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»