18 Ноябрь 2017

Новости Центральной Азии

Таджикистан: С волками — жить!

28.04.2017 16:06 msk, Азиз Рустамов

Таджикистан Общество

Ежегодно в Таджикистане регистрируются случаи нападения волков на домашних животных. Причиной таких нападений зачастую является голод. Но иногда волки могут мстить людям, которые убивают их сородичей и детенышей. В последнее время в республике к волкам проявляют особый интерес — некоторые держат их в своих домах, другие занимаются охотой для добычи волчьего мяса, шкур и клыков. О том, как в Таджикистане соседствуют волк и человек, узнал корреспондент «Ферганы».

* * *

В середине апреля семья учителя общеобразовательной школы джамоата Пунук Аштского района Таджикистана Улугбека Бойматова понесла серьезный материальный ущерб. Как и все односельчане, Бойматов содержит хозяйство — огород и домашний скот. Ночью в хлев, где находились 19 овец, проникло одно или несколько диких животных, которые удушающей хваткой за горло нанесли смертельные ранения 17-ти барашкам. Сельчане предполагают, что это были волки.

- В четвертом часу утра я проснулся от блеяния овец и ягнят. Я зажег фонарь и быстро поспешил к хлеву. Какой-то зверь перегрыз горло почти всем нашим баранам. Но ни одного не утащил, оставив свои жертвы полуживыми. Этого зверя я уже не застал — он убежал. Скорее всего, я спугнул его, поэтому он не успел утащить даже ягненка. Наши попытки определить, что это был за зверь, не увенчались успехом. Односельчане говорят, что, скорее всего, это был либо волк, либо гибридная собака, родившаяся от смешения волков с местной породой собак. Все жертвы этого зверя умерли в течение того же дня. Чтобы предотвратить возможное заражение, мы их всех захоронили вдали от проживания людей, - рассказывает Улугбек Бойматов.

Ежегодно в Таджикистане регистрируются случаи нападения волков, шакалов, лисиц, медведей и барсов на стада скота и других домашних животных. Чаще всего атаки на хозяйства совершают именно волки. Так, в прошлом году пастухи Рушанского района Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) жаловались на нападения волков и барсов на их домохозяйства. Появились также сообщения о нападении монгольских волков на жителей ГБАО. По словам лесников, причинами таких нападений являются или голод, или озлобленность на людей, которые убивают волков и их детенышей.

Ползучие легенды

Издревле у многих народов волк был тотемным животным. На территории Центральной Азии волков тоже почитали. Эта генетическая память, вероятно, нашла свое выражение в установленном в 2010 году в центре города Худжанда бронзовом памятнике волчице, кормящей двух человеческих младенцев. Первое, что приходит в голову при виде этого памятника, — легенда о капитолийской волчице, выкормившей близнецов Ромула и Рема — основателей Рима.


Памятник волчице в Худжанде. Фото © «Фергана»

Ромул и Рем были сыновьями дочери царя Нумитора, прекрасной Реи Сильвии и бога Марса. Их дядя, царь Амулий, напуганный появлением претендентов на престол, приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а их мать — зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и своей возлюбленной. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел бушующие волны и, бросив корзину на берегу, убежал. Разбушевавшиеся волны похватили корзину с лежащими в ней младенцами, но она зацепилась за ветви смоковницы, росшей у самой воды. В это время к реке подошла волчица, у которой недавно родились волчата, чтобы утолить жажду. Она услышала плач близнецов и принесла их в логово, где кормила своим молоком. Позже младенцев обнаружил царский пастух Фаустул и забрал их в свою хижину.

Так были спасены основатели Рима. Позже во многих городах мира появились памятники капитолийской волчице. Какую идею и смысл несет в себе памятник, установленный в Таджикистане, «Фергана» попросила рассказать ученого-этнографа, доцента исторического факультета Худжандского госуниверситета имени Гафурова Мухиддина Файзуллаева:

- История этого памятника уходит в 1950-1980-е годы, когда группа ученых Таджикистана и России вела археологические раскопки в районе Бунджикат – столицы средневекового государства Уструшаны. В ходе раскопок на стенах древнего города были обнаружены рисунки волчицы, кормящей человеческих младенцев. Появление этих рисунков связано с историей великого переселения, в результате которого мифы и легенды одних народов распространились среди других народов и этносов мира.

Например, на левом берегу Сырдарьи, недалеко от Фархадской плотины, находятся развалины городища Мунчактепе, которые были исследованы в начале 1940-х годов археологом В.Ф.Гайдукевичем. Эти памятники ученый датировал I-II веками нашей эры. Городище, по мнению Гайдукевича, в далеком прошлом служило перевалочным пунктом для караванной торговли с городскими поселениями, расположенными к северу от реки Сырдарьи, впадавшей в Аральское море. Вдоль Сырдарьи до самого Арала археологами Казахстана обнаружены и исследованы десятки городков с согдийскими и другими иранскими топонимами, которые служили стоянками для купцов и торговцев.

Таким образом, сказание о волчице, кормящей двух младенцев, могло проникнуть в культуру уструшанцев через торговцев, знакомых с жизнью и бытом кочевого населения низовий Сырдарьи. Данная легенда свидетельствует о том, что первоначальным местом формирования тюркской языковой общности являлось Прибайкалье. Примерно с V века с севера и северо-востока в Мовараннахр и Хорасан (территории современных Таджикистана, Узбекистана, Туркмении, Афганистана и Ирана. – Прим. «Ферганы») стали проникать тюркские этнические группы. Легенда о происхождении тюрок схожа с легендой о происхождении основателей Рима — Ромула и Рема.

По преданию, прародительницей тюркских племен была волчица, которая произвела на свет и выкормила десять сыновей, ставших родоночальниками крупных тюркских династий. И этот сюжет нашел свое художественное воплощение в росписи дворца одного из правителей Уструшаны. Данная легенда свидетельствует о том, с древних времен волков почитали и считали друзьями, а не врагами человека, - рассказывает Мухиддин Файзуллаев.

Идет охота на волков

По данным Управления лесного хозяйства Согдийской области, только на территории этого северного региона Таджикистана обитают около 870 волков. Они водятся в горной местности на территории Айнинского, Пенджикентского, Горно-Матчинского, Шахристанского, Истаравшанского, Ганчинского и Аштского районов. При Управлении лесного хозяйства области создана специальная комиссия, которая уполномочена мониторить количество волков и других диких зверей, а также их миграцию. В осенне-зимний период лесники ходят в горах по следам зверей и ведут их учет.

- Волки считаются санитарами природы, - говорит сотрудник Управления Донияр Донияров. - Они убивают самых слабых и больных животных, например, тех, что отстают от стада и ложатся где-нибудь на склонах гор умирать. Если бы волки их не съедали, то, несомненно, могли бы вспыхнуть эпидемии разного рода инфекционных заболеваний. Поэтому мы следим за сохранением определенного количества волков. Их нынешнее число для нашей области считается оптимальным. Если количество волков уменьшится, то необходимо предпринять меры для увеличения их популяции.

- Как вы объясняете случаи нападения волков на домашних животных?

- Волки редко нападают даже на те стада, которые пасутся на контролируемых ими территориях. Они охотятся на других животных. Обычно на домашний скот они нападают зимой, когда добыть пищу становится трудно. Но есть и другая причина агрессии волков — человек сам может разозлить их, если украдет или убьет волчонка. За это они мстят. В последнее время к волкам проявляют особый интерес. Появилась новая мода — некоторые наши сограждане стали держать волков в своих домах. Есть люди, которые занимаются скрещиванием их с местными породами собак. Некоторые промышляют реализацией волчьего мяса, шкур, жира и клыков, - говорит Донияр Донияров.


Трофеи охотников, в том числе шкуры и клыки волков, в Таджикистане можно купить повсеместно. Фото © «Фергана»

Житель города Худжанда Шариф Шарифов (имя и фамилия изменены) держит в своем доме волчат. Сейчас у него живут два волчонка, которых он купил у одного киргизского пастуха. Им уже по четыре месяца.

- Выращиваю их с целью получения гибридной породы «собака-волк». Такие смешанные животные становятся более спокойными, но бдительными, быстро поддаются дрессировке. Их можно использовать для охраны своего дома или офиса, - говорит Шариф Шарифов.

Стоит отметить, что на волков в Азии охотились всегда. Органы этого животного считаются ценными и целебными. Местные жители используют их для лечения больных. В сельских районах и даже на крупных городских рынках в Таджикистане и других центральноазиатских республиках можно встретить продавцов волчьих когтей, клыков, шкур. Многие носят их или держат в своих домах как талисманы, амулеты от злых духов.

Ученые допускают отстрел волков, но лишь в том случае, если их популяция слишком увеличивается и начинает угрожать хозяйственной деятельности и безопасности человека. В то же время важно, чтобы в погоне за трофеями баланс сосуществования волка и человека не был нарушен.

Азиз Рустамов

Международное информационное агентство «Фергана»




РЕКЛАМА