Оставить комментарий

Вы комментируете статью: Многоженство в Таджикистане: мужчинам - праздник, женщинам – способ выжить


ВНИМАНИЕ! Комментарии должны содержать факты или мнения по теме статьи. Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, а также оскорбительные или бессмысленные, не публикуются.
comments powered by HyperComments


Салим Пулат, 27.07.2009

Тилавджон, по шариату не требуется согласие первой жены для женитьбы. Более того, вы даже не обязаны спрашивать на это разрешение у своего многоуважаемого отца. А если муж относиться равно к обеим женам, как требует Шариат, то и дети будут дружить, таких примеров я видел достаточно

Debian, 27.07.2009

Автор пишет: "Бывает и обратная ситуация. Женщина отправляется на заработки в Россию или Казахстан и там заводит новую семью. И потом возвращается домой с новым мужем, и все втроем живут под одной крышей" Не согласен с вами! Если честно я не разу видел и даже не услишал чтобы таджикские женщины возврщались на родину с новым мужем и жили втроем под одной крышей. Вы проверяте факты!!!

Хамза, 27.07.2009

Я считаю: Если мужчино способен содержать и воспитать детей достойно, то почему бы нет!? Иначе, путь одинокой женьшины, не к чему хорошему, не приведёт. И с этим не надо медлить.

Honey, 27.07.2009

Mnogojenstvo prozvetaet ne tol'ko v Tadjikistane. I to chto eto svyzano s voinoi - eto tol'ko otgovorki. Posmotrite na sosednii Uzbekistan, tam ne bilo voini mejduusobnoi, no tem ne menee mnogojenstvo ZVETET. I vtorimi-treti'mi jenami stanovyatsya ne tolko jenshini uzbechki, a tak je i russkie.

Ilhom, 27.07.2009

Ni chego plohogo v mnogojentve ne viju! Luchshe imet' dvuh ili bolee jen chem sharaxatsya po prostitutkam. Vozmem primer iz Evropeyskih stran gde mnogojenstvo zapresheno i sam fakt mnogojenstva ne sushestvuet! Zato v toy je Evrope vhodyat v privychku imet' lyubovnic i/ili je gulyat' po prostitutkam. A za schet jenshin s dvumya mujami, eto sploshanaya loj'! Mujchiny v CA nikogda s etim ne smiryatsya! Oni ludshe zarejut i jenu i eye novoispechennogo muja! S nailuchimi pojelaniyami Uzbek.

yunus-abad, 27.07.2009

Ilhom, vy voobshe byli v Evrope? Zhili tam? U takih kak vy odna basnya - a vot v Yevrope, a vot v Amerike. A esche nauchilis' govorit' - "bu sunnat - tipa sam prorok imel neskol'kih zhen", my delaem to chto on delal. Interesno bylo by uznat' kakie drugie sunny vy soblyudaete krome etoj. i ne nado tut za zhenchin otvechat' - mol ot etogo im tozhe horosho, ne ostanutsya "starymi devami" (kakay tut staray deva v 22-24 goda!!) oni idut na eto izza togo chto u nas bezrabotica, izza tupyh tradicey, gendernoj desriminacii, etc.

Chitatel, 27.07.2009

Nu konechno zhe, vy Ilhom nichego v etom plohogo ne videte! Bezuslovno so storony muzhchiny- nichego plohogo. I interesnyi u zhenshiny poluchaetsya vybor ili soglashaisya na vtoruu zhenu ili na prostitutok- tret'ego ne dano. Ochen rada, chto ya uzhe ne zhivu v "CA" s takimi chudesnymi semeinymi optsiyami!

Ilhom, 27.07.2009

yunus-abad: Da, ya byl v yevrope i jil tam. Ne ponaslishki znau vo skol\'ko let devushki terayut devstvennost' i stanovyatsya matermi odinochkami ni v etom sut'.Sredne statisticheski odin rebenek iz treh yavlayetsya vne brachnim eto 33%(Shveciya 56%,Franciya 48%,Britaniya 42%,Germaniya 28%), bolshenstvo mater odinochek yavlayetsya v vozraste 18-35(zabyl unih je tradicii ne tupiye)!Zametka, ya nigde ne upotrebil slovo sunnah (sunnat) tak kak ne schitau chto moi znaniya Islama dostatochny (ilmlik)! Ya vsegolish' podelilsya svoim mneniyem. Mne ochen' jal' vas esli vy ne priznaete svoi tradicii. Bolee togo skaju vam chto v Uzbekistane tak je i v Tadjikistane na odnu nezamujnuyu devochku prihoditsya 0.33 mujchin! I chto vy vysokopochtenniy predlagaete? Chto by vse devuchki projili svou jizn' v odinochestve ili je poshli iskat' svoego princa za rubejom???

Nata, 28.07.2009

Ilhomu: Nu mojet ti i byval v Europe, no vidat' sam po prostitutkam sharahalsya, ot togo i znaesh' chto po chem. Po povodu materei odinochek: v tom je Tadjikistane, Uzb-ne ih namnogo bolshe: incest, iznasilovanie, ili prosto lubov', gde roditeli vmeshalis' i ne pozvolili molodim prodoljat' otnosheniya. A skolko malishei nahodili na pomoikah??? V Europe hotya bi est socialnie progammi, obespechivayushie dostoinoe projivanie materi i rebenka. I ne nado svoi traditsii propihivat' i imi prikrivatsya. Oni tolko dlya mujikov, i protiv jenshin. A pochemu voznikaet bolshaya problema, esli jenshina hochet rasporyaditsya svoei sud'boi sama??? I chto plohogo v tom, esli devushka poishet svoyu sud'bu zarubejiom. Zdes'-to ei pospokoinee budet, chem tam klanyatsya vsei mahalle do smerti ili dokazivat' svoyu nevinnost' kajdomu vstrechnomu.

Ilhom, 28.07.2009

Chitatel: Ya negovoril chto ya za mnogojenstvo. Ya protiv bez nravstvennosti! I ya ochen' cenyu nashi tradicii i tradicii Islama. I sam ne mogu sebe predstavit' dvuh jen tak kak lyublyu jenu! Kstati, Vam ne prihodilos' pobyvat' v detskih domah,posmotret' v glaza etim v nevchem nevinnyh malyshey? Yesli net, to ya vam skaju chto tot den' kogda ya pobyval v Detdome ne zbudu nikogda.Ne zabudu kak oni okrujili menya i v glazah kajdogo rebenka byla nadejda chto ego/eye zaberut. Tak mojet byt' mnogojenstvo pomojet umenshit'(zametka:v pervuyu ochered' ekonomicheskaya stabil'nost umenshit cislo sirot) cislo sirot!

Slava Russkij, 28.07.2009

За многоженство двумя руками. В каждой цивилизованной стране в конституции должен быть пункт, разрешающий многоженство в отдельных случаях. После войны, например. Это поможет блюсти не только мусульманскую мораль, но и христианскую, иудейскую или будийскую. У меня есть знакомый малазиец. Большой человек. Очень большой. У него две жены. Он пошел на этот шаг тяжело. Это дорого - иметь две жены. Но если ты все взвесил... У меня есть еще пример из советского прошлого. У моего хорошего знакомого (царствие ему небесное) было две жены. Я был у него в гостях в обоих домах и не думаю, что его дети стали врагами. Жены точно были подружками. Многоженство поможет стать стране более процветающей (муж должен много и эффективно работать), более цивилизованной (Будет многоженство, уменьшится проституция) И наконец страна будет богаче своими детьми, т.к. одинокие женщины или проститутки не рожают. Да здравствует многоженство!

nevajno, 28.07.2009

Комментаторы, что за война? Держите эмоции при себе, только аргументы пожалуйста. Вопрос действительно актуальный. Ести ты придерживаешся принципов свободы и равенства человеческого достоинства, то, с одной стороны - это дела каждого, лишь бы не было насильственного навязывания такого выбора, с другой стороны - разьве это равенство, или почему бы не быть многомужеству? Думаю современный "стандарт" - один муж - одна жена продукт исключительно европейской цивилизации, который, как правильно указывает Ильхом, соблюдается по закону, но в реальности - у большинства мужчин и женщин любовнические отношения и/или гуляния налево. Мусульманский "стандарт" - один муж - 1 + (до 3) жен не исходит из принципа свободы и равенства. Оно исходит из принципов, во-первых - дозволенности в Коране, во-вторых справедливости и защиты в отношении слабых. И конечно это непреемлемо для "светских". Поэтому, в данном вопросе, то что преемлемо для "светского" - непреемлево для мусульманина и наоборот. Думаю, справедливее будет судить о многоженстве и соблюдении его обязательных условий - мусульманам, а о моногамии и соблюдении его обязательных условий - "светским". Судебный приговор в указанном в статье случаях - пример явного вмешательства "светского" в исламское. На мой взгляд это несправедливо - нету главного составляющего состава преступления - общественно-опасного действия осужденных. Это равно тому что шариатский суд выносит приговор бельгийцу за то что тот не удовлетворяет свою жену. Да, в Узбекистане и Таджикистане трудно соблюдать баланс между "светским" и исламским, особенно когда одно имеет возможность принуждать другого силой - в данном случае "светское" исламского (не радуйтесь - обрадовались бы если бы исламкое принуждало?). Но от этой "победы" жизнь порядочнее не становится - остяются проблемы, которые Ислам решает через многоженство. Мое мнение - пусть мужчины и женщины сами за себя решают, какой брак для них преемлемо, без прессинга как со стороны родителей и махалли, так и со стороны государства. Каждый сам знает что для него/нее ценнее.

ameli, 28.07.2009

Ильхом, вы не исправите безнравность многожёнством.Данная традиция себя изжила,как способ выжить для женщины. А женщины Таджикистан и Узбекистана идут на это только потому, чтобы соседи не осуждали,что она Старая дева.Вы статью то прочитали? что в ней говорила молодая таджичка с двумя детьми? НАши дети(от первой жены и мои) никогда не будут жить дружно..А почему? ДА потому что после смерти мужа всё наследсво отойдёт по закону первой жене, а не второй, и вторая останеться ни с чем,т.к. их брак был лишь имам никахом. По поводу измен: многожёнство так же не изменит и большую часть населения мира, которая генетически предласположена к поиску новыых сексуальных партнёров,имей он хоть 100 жён. Я думаю,что решение проблемы - это отказ от изживших себя средневековых традиций и улучшение жизни населения(чего ксати и не наблюдается). А пока, воз и ныне там.

Артем, 28.07.2009

Асимметрия прав мужчин и женщин есть в той или иной степени во всем мире. Например в Индии бывает, что в случае изнасилования женщины или битья жены мужем местные власти отказываются защитить женщину или заводить дело. В таких случаях может помочь женская организация "Розовые сари", которые устраивают расправы над самонадеянными мужиками - просто избивают их палками. Видимо только женщины могут понять страдания других женщин. Битье и насилие - самые грубые проявления. Сколько еще несправедливостей по отношению к ним... Мне кажется что тут поможет только матриархат. Представьте, мужики, нас нет в правительстве, мы не служим в армии, нам платят меньше потому-что женщина глава семьи. Мы стараемся одеваться неброско, потому-что бабы пристают на улице... Смешно. А женщинам каково?!

Olya, 28.07.2009

Так называемые в Средней Азии "вторые жены" являются эквивалентом "любовницы" в европейском понимании. Я часто бываю в Узбекистане, и не раз, будучи в какой-ниб. компании слышала, что "подругу" представляли как "жену". А когда я недоумевала в кулуарах, мне корректно объясняли, что это "вторая жена. Она могла быть как и европейкой, так и узбечкой или таджичкой. С некоторыми я даже затрагивала эту тему. Мотивов и причин предостаточно, но на мой взгляд, большинство из них явл. обычными любовницами, которые вследствие продолжительности отношений и/или рождения ребенка "наживали" почетный статус жены (все-таки любовница пробуждает пейоративные ассоциации и никакой женщине не хочется ею быть). А первая жена зачастую сидит дома, ее особо "не показывают" и к сожалению - для нее прежде - ЕЕ брак был триумфом традиции над любовью (среднеазиатская специфика). с другой стороны: я знала одну узбечку, которую трудно назвать скромной Гульчитай - так вот она влюбилась в одного солидного дяденьку (тоже узбек), который "вывел ее из девочек". Через месяц она к нему пришла с тремя горячими братьями, и все они дружно и внятно припомнили дяденьке о восточных традициях относительно девственности. А так как дяденька был не только богат, но и женат, то сошлись полюбовно на четырехкомнатной квартирке для ней и на положении "второй" жены. Вот теперь дяденька пашет на два дома и на две семьи. Восток дело тонкое: иногда за маской традиции скрывается притворство и лицемерие. А в конклюзии своего комментария добавлю, тема "второй жены" может быть темой-рекой. За этими словами может стоять одиночество или же выгода, разбитое сердце или же скрываемые амбиции.Однако каждый из нас в глубине души хочет быть единственным, и я сочувсвую тем, (прежде всего женщинам, как жертвам всевозможных патриархальных нравов), кто вынужден притворяться и лавировать, чтобы выжить психически и материально.

Холбоев Хуршед Эргашевич, 28.07.2009

Ну что я могу добавить или сказать? Нужно по быстрее объединить все страны мира и убрать границы и в первую очередь в сознаниях людей! Ибо одни люди таджики всякие мусульмане считают что жениться или выйти за православного это грех тогда как на самом деле это таковым не является . Нужно учиться . Повышать образование, и в духовную сторону особенно. Люди по жалейте людей братьев и сестер своих . Страсть (влечение) идет не от человека самого а от природы. Всегда улыбайтесь людям - особенно мрачным ибо им трудно! Труднее чем вам . Люди из покон веков занимаются онанизмом и будут заниматься до тех пор пока без грамотный народ не станет грамотным. Обсуждать такие темы как много женство не прилично. Ибо ГЛАВНОЕ чтобы насилия не было . Пусть каждый живет так как он хочет . Важно не допустить насилие! А решить конкретно эту проблему лишь убрав границы и предрассудки с сознания людей . Женитесь на русских , выходите за муж за русского. За православного. Я сам узбек выросший в таджикистане но уже 7 лет живу в республике Коми города Ухта . Женился на таджичке в июле 2007 но выгнал жену за дело уже в сентябре 2007 . Моя подлинная любовь Комячка - здесь в Ухте. Мне в свое время не разрешили жениться на моей любви но будучи женатым на таджичке люблю и живу и строю свою жизнь с другой. К то страдает а кто виноват? Только наше образованность. Духовное.

Одноженец, 28.07.2009

Блин. С одной женой масса проблем, а тут все про многоженство.

nevajno, 29.07.2009

Говядина и свинина - оба мясо - но одно - халал, другое - харам. Точно также, невозможно уподоблять любовниц на вторых жен. Если кто не может по максимуму одинаково относиться к женам - это не значит что одна стала харам, т.е. ее нельзя назвать любовницей. А если муж не обеспечивает одинаковое отношение и статус детей от двух жен - это не вина института многоженства, а конкретного мужика. Люди, в одном случае заключается религиозный брак перед Богом, а во втором это незаконные по религии плотские утехи, как можно уподоблять? В одном случае полная программа обязательств обоих сторон, не отличающие ничем от первого брака, а в другом - свобода отношений.

rasheed, 30.07.2009

Mne tak ponravilsya mnenie pod imenem >Nevajno>ochen krasivo i ochen umno napisanoe mnenie,kogda prochital eyo komentariy prosto netu slov,vsyo tak chyotko ponyatno dumayushim ludyam. spasibo Rasheed

Olya, 31.07.2009

Уважаемый "nevajno" - вот Вы тут пишете - говядина, свинина, халал, харам итд. По поводу прекрасности многоженства Ваша логика вполне ясна (в теории), но скажите-ка мне многоуважаемый, часто ли в реальности, "вторая" жена становится женой по такому же принципу как и "первая"? Не думаю, что первую вообще спрашивают, не против ли она. А даже если б и была против - то я уже "вижу" как к ней прислушались..(ей остается довольствоваться возмещением морального ущерба в будущем полным унаследованием имущества мужа - смотри выше рассудительный и жизненный комментарий ameli).
Во-вторых, неужели Вы верите, что в многоженстве возможна одинаковость, если даже обе/все жены будут 'халал' (используя тут Ваше сравнение)? Взнеситесь, пожалуйста, выше Вашей мужской точки зрения и примите в учет, что женщины будут всегда соперницами - как и мужчины (просто у мужчин конкуренция выглядит всегда более агрессивно). И именно это женское (обычно скрываемое) соперничество будет являться ложкой дегтя в медовой бочке счастливого многоженства.
PS/Ценю Ваше образное мышление, но сравнение 'халал' и 'харам' с женой и любовницей тратит смысл, тк. в жизни часто бывает, что к любовнице лучшее относятся чем к жене и никакие тут "полные программы обязательств" не помогают. А первая, униженная ( а иногда и побитая), бегает по гадалкам и отвораживает вторую и наоборот (таких в СА пруд пруди). Очнитесь! - какое в многоженстве равенство и счастье?!

Zamujnaya jenshina, 31.07.2009

Очень интересно было читать комментарии.По женским комментариям сразу можно понять, что женщина добровольно не захочет делить мужа с другой.Если это и делают мужчины, то только потому что ставят жену перед фактом. Я считаю что лучше мужчинам иногда иметь случайные связи на стороне (которые все равно будут если даже у него есть несколько жен) чем постоянные отношения. Узаконивание многоженства - это прямое ущемление женских прав. Ведб кто-то написал тут, что второго мужа никакой мужчина не потерпит. Так что все это должны решать прежде всего жены - так как они предже всего будут страдать от недостатка внимания и любви после того как муж заведет себе новую.

Тоже замужняя, 31.07.2009

"По женским комментариям сразу можно понять, что женщина добровольно не захочет делить мужа с другой"

Не надо судить всех по одной-двух отметившихся. Если мой муж захочет взять вторую жену и у него будет достаточно денег - я противиться не стану.

"Я считаю что лучше мужчинам иногда иметь случайные связи на стороне (которые все равно будут если даже у него есть несколько жен) чем постоянные отношения"

Лучше прелюбодействовать, чем соблюдать Шариат? АстагфируЛлах!

"Ведб кто-то написал тут, что второго мужа никакой мужчина не потерпит"

Мужчина и женщина не равны, такими их Аллах создал, и нечего их пытаться уравнять.
Вы что, феминистка?

Артем, 01.08.2009

Среди женщин наблюдается раскол. Оказывается, изнутри многоженство не выглядит так странно, как со стороны. Я слышал, что женщины в мусульманском обществе далеко не бесправны. Они имеют довольно большой вес в вопросах семьи, детей и т.п. бытовых вещей. Муж её слушается. Правда это при развитой структуре семьи - несколько поколений женщин друг друга поддерживают и все такое. А сейчас то у нас переходный неизвестно куда период. Так что женщина, как физически более слабое создание, все таки оказывается либо под защитой одного лишь мужа, либо под его единоличной властью и тиранией. Вот тут то и возникает позиция "светских" людей, которые сострадают женщинам которые вынуждены все терпеть. Подумайте о своих сестрах в таких ситуациях, уважаемая мусульманская жена...

ameli, 01.08.2009

Тоже замужняя:Мужчина и женщина не равны, такими их Аллах создал, и нечего их пытаться уравнять. Вы что, феминистка?.. вы что, больная на голову? КАакой Шариат в светских государствах? ВАм лечиться надо.и по всей видимости,вы одна тех,у кого муж ходит налево,притом открыто, поэтому ударились в религию и решили его оправдать ею..ну-ну..Allah akil versin..

неважно, 04.08.2009

Надо же какая популярная статья. Споры не на жизнь пошли :)
Попытаемся посмотреть на проблему иначе.
1. Отношения мужчины и женщины. Здесь есть проблема девственицы и странных сексуальных похождений в условиях строгих законов. С этих позиций что лучше? Петинг или девственность? Видел немало примеров наших истинных мусульман, когда они оказываются за рубежом. Отношения с немусульманкой обозначили харам, потому что они все делают за деньги. А вот свои - муслимки, если их вывезти из страны (не жен,а молодых и красивых девушек) будут и обстирывать и обслуживать и еще при этом сама на себя зарабатывать. И он будет герой, если еще позволит ей иметь ребенка. А потом попользуется и вернется к семье или привезет еще моложе. Не понаслышке знаю случай, когда он заставил любимую сделать аборт, когда беременность была на 5 месяце. Такое запрещено медициной, так как угрожает здоровью женщину - это был подпольный аборт,а потом она несла пакет где чувствовала обозначившиеся ручки и ножки чтобы похоронить в саду. И таких случаев не один и не два. С ней он уже 2 года, адома семья, которых он обеспечивает и 3 детей. Дочери 15 лет и она все понимает. Он не разрешает ей рожать, так как дочь надо отдать замуж достойно. Как думаете много психически здоровых людей среди такой коммунити? Илхом, это вопрос к вам.
2. Семья. Это социальный институт для воспроизводства нормального поколения, которого с рождения учат жить среди людей. Насколько институт многоженства способствует этому? Почему вы думаете только о желаних частей тела ниже пояса, почему вы не поставите вопрос: "А каково детям?" Кто придет на смене мужчине, который унижал мать ребенка и он вырос в среде неполноценной?
Оставьте проблемы Европы европейцам, у них институт семьи как части воспроизводящейся социальной системы в относительно стабильном состоянии в отличии от проблем скрытых в наших обществах.

неважно, 04.08.2009

Очень важно научиться в жизни разделять функциональное назначение каждого института, т.е правил игры во взаимоотношениях. Если отношения мужчина-женщина идеально вписываются в институт семьи то вы самые счастливые люди на планете. Если нет, то постарайтесь разделить эти два понятия: сексуальные правила игры и семейные правила игры. В противном случае смешение правил игры никому не идет на пользу. Подводить любовницу под определение института семьи нечестно как по отношению к своей жене, так и по отношению к любовнице. В итоге проиграете вы сами. Будьте мужчиной и постарайтесь быть честны с самим собой и увидите сколько выиграете вы сами и ваше окружение, особенно ваши дети.

Муниса, 30.04.2010

Многожёнство- это мерзость, раздвоение личности, двуличие, катастрофа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Вот и всё

Шухрат, 15.01.2011

Мы редко до конца понимаем -чего мы в действительности хотим .Поэтому если не знаешь -как поступать -поступай правильно ///////////////////////////////////////////////////...................................................

Роман, 10.07.2011

Товарища Сухова нет на этих многоженцев.




 

Статистика, рейтинги


Яндекс цитирования


Мнения авторов могут не совпадать с точкой зрения составителей.

Редакция рассматривает все предложения о публикации статей, но оставляет за собой право не вступать в переписку с авторами.

Даниил Кислов - dan@kislov.ru

© Международное информационное агентство "Фергана", 1999-2016

`