Вы комментируете статью: «Туркестанский альбом»: Сто сорок лет спустя — в цифровом и доступном виде
Скит, 29.01.2012
Прекрасная весть и хочется искренне всех поздравить с введением в научный оборот столь ценного источника!
Об уникальности этого сборника говорить не приходится - специалистам он знаком. Могу добавить, что уже лет 5 назад сотрудники библиотеки им.Навои "из под полы", втихаря, торговали дисками с этими записями. За один том (не самый интересный) на диске требовали 50-100 долларов, ссылаясь на то, что сборник-де "является национальным достоянием узбеков и нигде в мире такого больше нет". Хорошо, что эта монополия на культурное наследие разрушена!
Кстати, доступ к сборнику всегда ограничивался "сверху". В Советское время им можно было пользоваться, но не всем и только в "научном зале", а в последние годы доступ к нему вообще перекрыли... Слишком много там сведений, которые явно не понравятся ИАКу и его приспешникам.
док, 29.01.2012
где её можно скачать или посмотреть полную версию альбома?
madina, 29.01.2012
super,davno iskala etu knigu,videla v londone v private library,vidimo kopiya,thanks
oguz, 29.01.2012
"Остановись, мгновение, ты прекрасен!", так можно говорить сегодня об этих исторических фотографиях. Спасибо, Фергана, за альбом!
ОТ РЕДАКЦИИ, 29.01.2012
Уважаемый "док, 29.01.2012",
пожалуйста, внимательнее читайте, это написано в тексте:
"Однако немногие знают о том, что еще в 2007 году Национальная Библиотека Конгресса США завершила полную оцифровку всех страниц «Туркестанского альбома». И сегодня эти материалы в высоком разрешении находятся воткрытом доступе для всех желающих. Для того, чтобы просмотреть весь альбом и даже скачать любую фотографию на свой компьютер, заходите на эту страницу Библиотеки Конгресса: loc.gov/rr/print/coll/287_turkestan.html
moskvich, 29.01.2012
Интересующимся рекомендую статью Светланы Горшениной, где рассказывается об истории создания альбома: Крупнейшие проекты колониальных архивов России: утопичность тотальной Туркестаники генерал-губернатора Константина Петровича фон Кауфмана // Ab Imperio. 2007, № 3
Ататюрк, 29.01.2012
еще раз убедился, что слова "сарт" не оскорбительное слова, а национальность древних узбеков, молодцы дайте знать всем кто не знает,,,,
Алексей, 29.01.2012
Подробно и профессионально среднеазиатской колониальной фотографией занимается весьма милая исследовательница из Университета Висконсин-Мэдисон Heather S. Sonntag (желающие могут отыскать ее работы через Google) - в частности, она также рассказывает о несколько более раннем альбоме М. Приорова "Из Средней Азии", часть работ из которого вошла в "Туркестанский альбом" а также в путеводитель П.И. Пашино "Туркестанский край в 1866 году". В сентябре 2011 Хезер делала в Кембридже любопытный доклад, посвященный сравнению "Туркестанского альбома" с менее известным и несколько более поздним альбомом (точное название которого я запамятовал), сделанным по заказу Н. А.Крыжановского, губернатора Оренбургской губернии, своего рода "ответ" кауфманскому альбому, где некоторые фотографии даже сделаны с той же самой точки (например, комплекса Ахмада Яссави в Туркестане)... в общем, любопытные дела творились в туркестанской колониальной фотографии еще задолго до знаменитого Прокудина-Горского...
Enterance, 29.01.2012
Гласность рулит
Павел, 29.01.2012
> Ататюрк, 29.01.2012
>еще раз убедился, что слова "сарт" не оскорбительное слова, а национальность древних узбеков
А я и не подозревал, что "оседлый житель" - это национальность...
Или ты убедил себя в том, что тебе понравилось?
"Светлана" -пл. Горького, 29.01.2012
Можно применять как иллюстрации к современным узбекским учебникам истории. Где то на "Фергане" есть статья про них. Берем цитату - подбираем фото...
Гюльчетаи, пошто личики не прячут от гяурского "Шайтан-глаза"
Ilhom, 29.01.2012
Ататюрк, 29.01.2012 : Vidimo chital chto uvidel i vse yeshe nichego ne ponyal! Sart eto ne nacional'nost' drevnix uzbekov! Eto bol'she podxodit k narodnostyam kotorie osedliy obraz jizni t.e. ne kochevali. Tejh je osedlyx kirgizov tak je nazyvali sartami tak je i tadjikov i uygurov. Tak chto nado ponimat' prejde chem pisat'! Zaydite v wikipediyu na xudoy konec chtoli...
Оптимист, 29.01.2012
Я скачал и даже поверхностный просмотр оставляет потрясающее ощущение. Извиняюсь за высокопарность, но для тех кому важнее государство, а не родина мне кажется нет смысла даже просто смотреть, а тем более читать.
Анвар, 29.01.2012
Сартами называют тех тюркоязычных народов которые проживали в центральных городских частях. У них в разговорной речи есть некоторые отличительные произношения слов в отличие от других. Например они называют матерей "ая" когда как другие могут употреблять слово "опа", или сарт может сказать "катабу", "опоки" (бабушка,дедушка) когда как другие "эна, бува" и т.д. Сарты более религиозные, имена у них близкие к арабским. Другие тюркоязычные употребляют такие имена как Йулбарс, Тошмат, Болтавой, Сотволди, и т.д.
Мой папа говорил, что сарты это узбеки, а мы тюрки и в 50х годах Сталин велел всем туркам поменять национальность в их паспортах на узбеки. Он говорил что в те времена были проблемы с Турцией. Сарты "узбеки" живут в городах Андижана, Ферганы, Намангана, в Коканде, в Асаке, Карасу, Булакбаши, Курган тепе, Ходжаабад Андижанской области, в Оше, и южных районах Казахстана. Это исторические местности где сарты проживали. В прошлом и сейчас сарты в основном занимались торговлей, производством трикотажных изделий типа дуппи, чорси, сузанак и т.д.
А турки в основном занимались животноводством и кочевали часто. Турки живут в районах Ферганы (Кувинский район, поселок Палванташ и тд), поселок Кулля, Ширмон Булок Андижана, приграничные районы Андижана с Кыргызстаном) это те местности о проживании турков я знаком лично. Кстати певца Шерали Жураева считают турком.
Есть также некоторые отличия в стиле жизни между сартами и турками. Сарты более организованные, они часто собираются среди родственников на различные мероприятия и родственные связи у них более крепкие, чем у турков. У сартов дома обязательно будут ограждены стенами и дополнительным прикритыем у ворот в виде платков если ворота у них открыты. У турков дома не всегда ограничиваются стенами и часто можно пройти к соседу без всяких проблем. При названии улиц турки употребляют такие слова как Туячи, Барлос, Найман, и т.д. Многие турки язычные по-моему. Потому что много раз был свидетелем когда молодой человек приходил к старшим в семье прошаться перед отъездом в далекие города. И старшие желали ему хорошое употребляя такие слова как "пирларнинг рухлари кулласин (пусть души умерших ученых подержит тебя) или "довуд пирим кулласин" (пусть душа Давида поддердит тебя) и т.д. Еще одна отличительная черта - на свадьбах турки возводят костры перед приездом невесты и танцуют вокруг костра. Я у сартов эту традицию никогда не видел.
Я старался передать то что я знаю. У меня не было намерений никого обижать или унижать. Если кто-то обиделся от того чего я написал здесь то тогда я прошу прощения.
sambuhnur, 29.01.2012
Anvar spasiba
Евгений , 29.01.2012
Прекрасный альбом. Азия. Ничего не меняется. Альбертам на радость. 16 лет прожил..
Кочевник, 29.01.2012
Фотографии на высоком профессиональном художественном уровне....лица одухотворённые...спасибо Ферганке..зашёл на указанный сайт библиотеки Конгресса США..и материал абсолютно научно-познавательного характера...истинно фундаментальное академическое издание...
Скит, 30.01.2012
То Анвар, 29.01.2012
Очень интересно то. что Вы написали. Я Вашу заметку занесу в записную книжку и обязательно использую в очередной научной статье. Действительно у "сартов" (как этнографической группы)есть некоторые отличия от "узбеков" и "турков" (тюрков), хотя ныне эти отличия почти стерлись и заметны лишь специалистам (например, способы приветствия и прощания). Я думаю, что "сарты" - это остатки автохтонного населения Среднеазиатского Междуречья: согдийцев, бактрийцев, уструшанцев. К "сартам" и карамурты (из Чимкента и окрестностей) относятся.
По поводу мест проживания сартов добавлю, что под Ташкентом, в районе Тойтепы и окрестных кишлаках, есть локальные очаги их проживания. И жители там употребляют термин "сарт" без всякой издевки, так и говорят: "здесь ойсун (усуни) живут, там кипчаки, а вот там сарты, еще дальше - таджики...".
При подворных обходах выясняется, что все жители в целом (и по паспортам)- узбеки, но в быту между собой имеют такое деление.
И о самом термине "сарт". Хорошо известно, что этот термин древнеиндийского происхождения и означал первоначально "предводитель каравана" ("караван-баши"), затем "богатый человек, торговец", "горожанин" и лишь потом - "оседлый житель"... Семантика, я думаю, ясна: проводники караванов - торговцы/купцы - богачи - горожане - землевладельцы (земледельцы). Примерно такая же семантика и у термина "дехканин" (дехкон) - сперва местный "крупный землевладелец, князь", а потом - "сельхозработяга, колхозник"... Как и "сарай" - из "дворца" тюркского превратился в "хозяйственную постройку во дворе, развалюху"...
калмык, 30.01.2012
Меня удивил фотографии киргиз-казаков, ведь такие головные уборы сохранились у современных казах. Значит, киргиз-казак и есть современные казахи.
Ни где не встретил киргиза в калпаке, в этих фотографиях.Кто то писал, что история киргизов, это история на самом деле казахов, скорее он прав.
Нур, 30.01.2012
Спасибо фергана за великолепную работу! Давно искал, вот и нашел! У меня просьба фергане: не могли бы вы отыскать все фотографии именно города ош от самых первых до наших дней? Было бы очень здорово! Можно даже и другие города, но каждый город в отдельную папку или статью со всеми существующими фото этого города. Спасибо.
Павел, 30.01.2012
>калмык, 30.01.2012
>Значит, киргиз-казак и есть современные казахи
Так это давно известный факт. Как и то, что джунгары - это и есть современные калмыки ;)
Собственно киргизов тогда называли кара-киргизами, ибо, как свидетельствует китайский летописец Синь Таншу: "Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком."
Ботирбой, 30.01.2012
Значит опять эти руские захватчики стали причиной сохранения "достояния узбеков"!!!
Наверное, где то на этих фото есть предок ИАКа!? Надо раздуть этот факт каримоской пропагандой, только фамилию фотографа изменить на Эгамназар Гайибназаров;)
Николай, 30.01.2012
Павел, из свидетельства китайского летописца, которое Вы здесь привели, совершенно не следует, что современные киргизы и есть кара-киргизы. Хотя в этом никто особенно не сомневается. Из вашей цитаты следует лишь одно - китайский летописец что-то написал про ирландцев. Причем здесь киргизы?
Добрый сосед, 30.01.2012
Анвар, 29.01.2012 Скит, 30.01.2012 странные у вас рассуждения, особенно у Анвара.
Я считаю что если ты узбек то ты узбек, если казах то казах, если татарин то татарин, в душе вы кто. Анвар уже определился и он один из тех многих случайных узбеков у которых в паспорте графе национальность написано "узбек". Следовательно вам необходимо обратится в ОВВиР и написать заявления о том что вы хотите поменять национальность на турка. И ни каких проблем, правда я не знаю процедуру как это будет происходит.
А насчет меня я узбек и живу я в Южном Казахстане в местечке под названием Сайрам, мой отец узбек, мой дед был узбеком, и прадед был узбеком и никаких понятий или терминов сарт мы никогда не используем.
Был случай у меня один человек также случайный узбек как и Анвар сказал "вот прописался бы дедушка тогда каракалпаком то сейчас я был бы большим человеком а мой брат акимом района(то есть мером района)". Вот так вот господа.
Да Анвар вы не считаете что вы якобы узбек но турок прописали ваши традиции как узбекские.
Антитурк, 30.01.2012
Пришельцам-тюркам
Перестаньте лгать сарты 1) отуреченные таджики (большинство)2) Отаджиченные тюрки (меньше) смотрите первую перепись российской империи.
Тюрки появились в ЦА лишь после 5-го века нашей эры. До тех пор вся история этого региона - это история ираноязычных народов -последний из которых еще жив не даст вам присваивать свое наследие. Если бы сартов записали в таджики а не в узбеки (по прихоти пантюркистов) сейчас 50% ЦА были бы таджики.
Коренной житель ЦА
Абдулазиз, 30.01.2012
>Нур
фото ранее 18 -века врядли..используйте словесное описание города Ош по известному трактату Захиритдина Мухаммад Бобура в знаменитой "Бабурнаме"...там вы найдёте информацию и о жителях города и о природе на пути из Андижана в Ош..известно ,что там находилась летняя резиденция Бобуршаха...
>Павел...
в начале 90-тых,после обретения суверинитета узбекское телевидение начало прямые трансляции телевидения Синьцзянь-уйгурской авт.области т.к. в своё время спасаясь от притеснений китайцев на территорию Средней Азии мигрировало очень много уйгуров.Так вот передачи эти начинались со слов диктора Кашгарии ...в эфире Джунго...улавливаете джунгары и джунгария это крупный этнос тюркоязычного народа известного как кашгары,но никак не калмыки.
А по поводу калмыков-согласно узбекского эпоса Алпамыш из за племенных раздоров какая то часть населения откочевала из Средней Азии в закаспийские степи..по прошествии какого то времени предпринимались попытки по возвращению их на исторические места кочевья,но эти племена обустроившись на новых территориях отказалась вернуться обратно..в ответ на предложение вернуться,они ответили буквально- нет мы остаёмся..на тюркском это звучит-калмокмиз..отсюда по всей вероятности произошло и название народности калмыков...
>Добрый сосед
Да, в Туркестане и Сайраме сохранился,в своей чистоте анклав узбеков...по этому вопросу моё мнение..Туркестан являлся форпостом на западных границах Кокандского ханства и по сути коренное население это потомки переселенцев из ферганской долины точнее кокандцев...
To Добрый сосед, 30.01.2012 i Антитурк, 30.01.2012, 30.01.2012
мир это не только Сайрам, выезжайте почаще за пределы вашего городка. Кстати, в душе я мусульманин, и признаю национальность только в целях изучения традиций народов, а не для сортирования их и выдачи им указов по оформлению каких-то документов в ОВИРах. Прямь сталинский характер у вас. Я горжусь что я мусульманин, а не тем, что мои предки турки, или кто-то там еще. Советую вам избавиться от высокомерия. Поезжайте в Ферганскую долину, Узген, Ош, Карасу, и изучайте традиции тех людей которые считают себя турками (это не месхетинцы). В Узбекистане много арабов, таджиков, кыргызов, зачисленных в паспортах как узбеки, вы же не сможете их заставить признаться что их предки были узбеками. Еще раз совет: не будьте драчливым по характеру, воспринимайте вещи как они есть, и обьзятельно запишите в блокнотик, что есть места за пределами вашего Сайрама где живут многие другие народности.
Анвар
Павел, 31.01.2012
> Николай, 30.01.2012
> Из вашей цитаты следует лишь одно - китайский летописец что-то написал про ирландцев. Причем здесь киргизы?
Каких ещё ирландцев? Ты на карту посмотри, где Китай, а где Ирландия - совсем неграмотный что ли?
Китаец писал про современных ему киргизов, очевидно, не имеющих с чёрными киргизами ничего общего, кроме слова в названии. Поэтому-то, чтобы их не путали, они и назывались - чёрными.
>Джунго...улавливаете джунгары и джунгария
Да-да, в стиле Задорного, ещё есть японский футболист, Джунго Фудзимото, какие фантазии тебя посетят по этому поводу?
>А по поводу калмыков-согласно узбекского эпоса Алпамыш
Уже давно установлено, что в части именования народов там имеется намеренная подтасовка.
>ответили буквально- нет мы остаёмся..на тюркском это звучит-калмокмиз..отсюда по всей вероятности произошло и название народности калмыков...
Да-да, а ещё название туркменов - когда турки захватили Мовераннахр, местные бежали от них, а когда их догоняли - кричали "я - турк", "мен - турк, мен турк мен турк мен туркмен" - так и получились туркмены.
А таджики носили на тюрбане пёрышко - называли их "тоджли"-"пернатый", "с пером" так получились таджики...
Надеюсь, этим вечер этнографических заблуждений закончим, и ты вернёшься к урокам, почитай что-нибудь по истории...
Добрый сосед, 31.01.2012
To Добрый сосед, 30.01.2012 i Антитурк, 30.01.2012, 30.01.2012 я так понял это Анвар. Уважаемый вы меня не знаете, так же не знаете в каких местах планеты "Земля" я проживал и скольких языках я говорю. Скажите мне вы своим постом что хотели сказать. Вы ведь на самом деле оскорбили меня лично тем что прописав нас Южно Казахстанских узбеков сартам не так ли. И теперь что я должен терпеть и выслушивать или прочитывать по инету что обо мне лично говорят или пишут. Вы ведь на самом деле не узбек а подписываете настоящих узбеков сартам не так ли. Теперь насчет того что не адекватен уверяю Вас что я очень даже спокойный и трезво рассуждающий человек.
Лично Вам советы от высокомерного человека не воспринимаю всерьез. Вообще то я думаю что Вам со Скитом не стоило поднимать этот вопрос даже в научных целях. Потому что в этим самым поднимаете давно забытый вопрос, который к счастью пережил наш народ. Который уже давно не разделяется по племенам и про отцовскими заморочками. А так я живу, я есть на этом свете и я человек в конце концов. Я верю что есть на этом свете бог и что пророк его Мухаммад с.а.в., я верю что мы все нации на этой земле произошли от двух людей и конечно же я верю в ссудный день.
Павел, 31.01.2012
>я верю в ссудный день
Это когда ссуду дают, или возвращают?
ahmad, 31.01.2012
vsem natsistam , vsem sovetuyy posmotret na sebya v zerkalo, uvidite kto vi na samom dele, zemlya ALLAHa i vse, a vse utverjdeniya tipa zemli uzbekskie ili kazahskie ili kirgizskie eto ot shaitana
кыр баласы, 01.02.2012
Абдулазиз, 30.01.2012
калмыки себя калмыками и не называют... их самоназвание халмхууд... а калмаками их называли казахи и башкиры (дословно отставший, оставшийся, отколовшийся, это ещё со времён пограничья улуса Джучи - у Аристова много и подробно об этом написано более 100 лет назад) - отсюда в русском языке и закрепилось название этого народа... не стоит фольк-хисторические басни пересказывать... современные калмыки выходцы с территории современного Синцзяня - это любой калмык знает...
... без обид... имхо
просто мнение, 01.02.2012
Павлу 31.01.2012
Вы переходите черту дозволенного. я думал вы умный. жаль.
Скит, 02.02.2012
Причем здесь "сарты - не сарты"? Термин "узбек" с 11-12-го века поминается (сперва как имя личное, а далее - как народ), а "ведущие" (типа Бури Ахмедова и Ахмадали Аскарова) узбекские "ученые" об этом и не подозревают... Ну, куда им до Бабура, который подробно расписывал, как УЗБЕКОВ убивал... За то, видимо и стал - "прародителем узекского народа"!
В том-то и сила "Туркестанского альбома", что он может многие мифы развеять, которые московские и ленинградские "аспиранты", "к.и.н"-ы и "доктора наук" узбекские нам на уши вешали!
Как будто мы не знаем, как Вам за "баранов" питерские умники - евреи и русские - писали диссертации, пока Вы по кабакам шастали и девочек по "общагам" своим "водили"...!
А теперь - с этой публикации "Ферганы" Вы заткнетесь, ибо есть доказательные материалы Вашей глупости!
Скит, 02.02.2012
кыр баласы, 01.02.2012
Юноша! Прежде чем кого-то поправлять, Вы хоть думаете о чем говорите? Русских тоже мало кто в мире называет "русскими" - говорят "рашен". Немцев вообще-то "дойч" зовут, американцы иракцев "айраками" называют...
Понятно, что на местных диалектах калмыки могут себя называть "халмхууд", но на других языках их называют "калмыками" (в России) или "калмак" (в Узбекистане). И что в этом обидного?
Дурью не майся, как "великие киргизы", которые сейчас туалеты в России чистят... Тоже хотели недавно ВЕСЬ МИР принудить к тому, чтобы их называли "кЫргЫзами"
Видать пишмашиннки, оставшиеся еще с Советских времен, у них поломались... А на новые денег не было.
"халмхууд" (халм-""") - разве не тот же термин "ка-л-м"? (калмык).
Или ты так "хууд", что не может элементарных вещей понять?
Сарт-Таджик, 02.02.2012
Действительно уже все головы забити искаженной информацией об истории развития формирующихся наций в ЦА. Бог знают это развитие закончится или нет но машина фальсификации истории работает вовсю. Господа ученые, дипломированные, а где же таджики, вед тогда еще наших так назваемых республик не было! Если хотите определить кто на фотографиях, посмотрите на глаза, там все изображено. Да половина Узбекистана с глазами европоидного типа, но уже говорящих на языке нашего брата Навои. Смешивание таджиков с тюркскими народами началось с их проникновением в ЦА с моголским нашествием.Однако тогда это происходило естественным образом. Ео с созданием искусственных республик этот процесс был искусственно ускорен. Даже Каримов будучи сам таджиком, ускорил этот процесс больше всех бывших. Даже Тимур такого не делал. У Тимура ест книжка "Тузуки Темури" на таджикско языке, он был государственником, а не лингвистом.
Павел, 06.02.2012
>Сарт-Таджик, 02.02.2012
>Смешивание таджиков с тюркскими народами началось с их проникновением в ЦА с моголским нашествием.Однако тогда это происходило естественным образом.
Что это за "естественный" образ - завоевали, мужчин поубивали, женщин себе забрали? Это у таджиков называется "естественно"?
> просто мнение, 01.02.2012
Надулась мыша на крупу...
Не переживай так, не дали ссуду в одном банке - так дадут в другом.
БАХА, 07.07.2012
Анвар ты прав говоря что дед твой был тюрком об этом есть сведения Тюрки проживали по всему Узбекистану они делились на разные племена карлук калтатай барлас могол тюрк. Когда народы Узбекистана слили в один тюрки долго отказывались от этого потому что считали себя отдельным народом да так собственно и было. Кипчаки тоже не хотели быть узбеками. Это свидетельства очевидцев. А сарты в большей части потомки ираноязычных народов хотя позже к ним начали причислять оседлых кочевников.
ПотомокТамерлана, 07.07.2012
Анвар, 29.01.2012- Читая твой коментарии я от смеха себе пресс рельефно накачал))))))). Привет твоему папе))))))!