Вы комментируете статью: Колонка историка: Лингвистическое путешествие из Самарканда в Ташкент
Самарканд, 22.11.2013
Почему нет имя автора статьи? Эта статья от начало до конца ложная провокация. Никаких таджиков в древности на территории средней азии не проживали,их Амир Темур привез для стройки таких городов как Самарканд и Бухара из захваченных территории Афганистана. Вы пожайлуста не путайте иранцев с таджиками. Да они говорят на одном языке,но абсолютно разные народы и культуры.В далекой истории в обиходе было в моде говорит на фарси,как когда то было модно говорит на французском в царской России,да и в нынешней России также ассемелировались на русский язык многие народы России не имеющие русские корни.Руссизация России также проводилась искуственно и принудительно,как иначе можно объясниить рост русских в период союза,тогда когда русские семьи как сейчас имели не более двух детей. Они могли расти за счет других народов,таких как украинцы,белорусы,удмурты,чуваши,татары.Так что такие темы актуально вам,чем другим народам.
Таджики никогда не имели ни племени, ни ханства, ни государства,они покон веков жили под узбеками.Спасибо русским за то,что,подарили таджикам узбекские земли. Если они были бы государствообразующим народам,они были бы на месте узбеков. Автору рекомендую побольше учить историю народов средней азии,а не та историю которого сам фантазирует и другим навязывает. Узбеки никакой не пришлый народ как мечтает автор,узбеки живут на своей исторической родине.Узбеки не чужаки даже в просторах России,эти земли когда то также принадлежали узбекам,до прихода туда славянские племена со стороны Украины там проживали узбекские племена.
Вы сначало сами определитесь уважаемые русские,откуда пришли и на чьей земле вы живете. Когда узбеки правили миром вас и в зародышах не было.
turkiston, 22.11.2013
Mister Kislov vam vsyo malo
pridyot den vy v tyuremnoy kamere budete sojalet za vashi provokatorskie stateyki
Stranger, 22.11.2013
Самарканд совсем уже обмустакиликился. Узбеки правили миром! Вышлю тебе глобус Узбекистана в подарок. Что делает с народом двадцать лет национальной шизофрении. Откуда такие тараканы повылазили. А статья то действительно провакационная, обижающая узбеков. Зачем такой мусор публиковать?
nik, 22.11.2013
Уважаемый "Самарканд" У вас тоже нет имени?
Если следовать вашей логике то таджики появились во времена Тимура.А государство Саманидов было до того с этим как быть?
А ваш пассаж про русских вообще за гранью,
ы сначало сами определитесь уважаемые русские,откуда пришли и на чьей земле вы живете. Когда узбеки правили миром вас и в зародышах не было...
Здесь я и все прогрессивное человечество с вами согласны.
Но когда были другие вас точно в "зародыше" не было.
В статье речь идет о лингвистических особеностях,посмотрите сколько в узбекском собственно узбекских слов и сколько таджикских.И попробуйте в Самарканде послушать кто на каком языке говорит про Бухару и говорить нечего 100% таджикский город.
Ozod , 22.11.2013
UZBEKI PROIZOSHLI OT MONGOL I VSEGDA SLUZHILI TAJIKAM SAMARKANDA, VO VSEX
MEZHNACIONALNYX ROZNYAX I VOYNAX NEOBXODIMO OBVINYAT' RUSSKIX OKKUPANTOV, KOTORYE ZAXVATIV NASHI ZEMLI UKRAV NASHI BOGATSTVA, RAZDELIV STRANY PO METODU DYURANDA INAZNCHIV KISHLACHNYX TUPYX RUKOVODITELYAMI
STRANY I UNICHTOZHIV SVETSKUYU VLAST'.
A V NASTOYASHEM UZBEKISTANE OCHEN' BOLSHAYA ROZNYA MEZHDU UZBEKAMI iTAJIKAMI.
XOTYA YA TAJIK , U MENYA NASTOYASHIX DRUZEY SREDI UZBEKOV BOLSHE CHEM SREDI TAJIKOV. TAJIKI ZAVISTLIVYE , A UZBEKI. BOLEE DRUZHNYE.
Samarqandi, 22.11.2013
Для "Самарканд ?" :Узбеки правили миром ?, наверное хотели сказать монгольский правитель Узбекхан правил ,а не узбеки. Все в статье правда. Самаркандцы уезжают,скорее бегут из страны с "ВЕЛИКИМ БУДУЩЕМ " и поганым настоящим. Касательно Таджикистана и Ирана тоже точно подмечено , первым правит колхозник ,вторым мракобес.
Рашит, 22.11.2013
Удивлен вашей статье,т.к. считаю это попахивает национализмом и на будущее дает толчок к развитию не восприятия народов друг к другу, проживающих на этой территории. Ведь простому человеку!!!,работяге все равно кто какой национальности и кто что исповедует. А вам надо подтрунить, подогреть, не дай бог, возникающую напряженность по вашей милости...Я так думаю
Бабур, 22.11.2013
nik, ты лучше скажи кроме Москвы и С.Петербурга,есть еще русские города,да и те стали русскими не так давно в процессе оккупации русскими чужие земли.Русские были и остаются оккупантами и пришельцами на всей территории бывшего СССР.
oguz, 22.11.2013
"Кент" - тюркское слово, означающее "город". В Иране вы не найдете ни одного города с коренью "кент", в то время как в Туркестане вы можете найти сотни названия городов и местностей с этим словом. В Иране вместо тюркский "кент" употребляют слово "шехр": Имамшехр, Исламшехр, Мехдишехр, Мехшехр, Ноушехр, Пираншехр, Хорремшехр, Саадатшехр и.т.д. В 1980 году, во время раскопок на развалинах городища Афрасиаб, в центре города Самарканда, были найдены золотые монеты 2400 летней давности, на которых была чеканена тюркские имена царей с тюркским титулом "Жабгу", что означает "царь". Об этом писала тогда "Известия": ученые, которые проводили раскопки были из Москвы. Вообще, статаья эта грязная провокация, братья таджики и узбеки, не поддавайтесь таким провокациям.
Гури Амир, 23.11.2013
Дорогие мои узбеки мои братья и сестры. Как же вам не стыдно писать эту чушь про таджиков Самарканда , почему вы не хотите мириться с действительностю ? А действительность такова ;,, Самарканд был нсть и будет городом таджиков!!! Сколько бы вы не кричали с пеной у рта об обоатном. Вы всегда чувствуете свою ущербность перед таджиками , поэтому такие гнилые выпады в адрес таджиков. Историю вам не изменить и весь мир знает кто такие таджики и кто узбеки которые всему научились у таджиков . Культуре поведения , культуре проведения любых мероприятий свадеб и торжеств И так далее. Так что молча жуйте сопли и сидите у себя в кишлаках.
Амир Темур, 23.11.2013
Нигде в мире вы не встретите людей сразу двух национальностей. Самаркандские таджики живой тому пример. Де юре узбек, де факто таджик. Все знают об этом до самого верха и молчат. Они украли у нас национальность !!! Но рано или поздно справедливость восторжествует. Это неизбежно.
Профессор, 23.11.2013
Недавно читал книгу английского писателя Гарольда Лэмба о Чингисхане и его орде.
Монголы провели геноцид лиц европейской расы Хорезмийского царства. Заселили все своими людьми и стали называться узбеками.
Узбеки - наследники монгольской орды.
Монголы - не созидатели, а разрушители, захватчики и поработители.
Каримов - явный представитель монгольского народа - народа жестокой тирании.
Мирные и цивилизованные европеоиды состояли из христиан и мусульман, а дикие кочевники не признают ничего кроме денег - денег порабощенных народов.
Оккупанты Чингисхана до сих пор властвуют на земле Хорезм-шаха. Они не стесняясь грабят здешний народ, отправляя золото на запад.
Не исключено, что Чингис делал то же самое, а история написана для глупых рабов.
Шердор, 23.11.2013
Статья продитована и написана своевременно и разумно.Вот уже 91 год идёт моральный геноцить таджиков Узбекистана и насильная узбекизация коренного народа древной Согдиани тоест государство таджиков.Это доказано сто раз и более независимими историками и учёними всего мира. Ранние туркские племена прявились в средней азии в 7 веке они набегали разрушивали, грабили и убивали таджиков и бистренко убегали в свои голодние степи етим они занимались до 10-го века когда Караханиди разрушили государство Саманидов при помощи тюркских рабов которие служили в армии Саманидов. Те тюрки которие служили хорошо государ отдал им чини , звания и почести но ети неблогородние раби в один прекрасный день воткнули кинжал в спину государя и государство и до настояшего времни грабят не создавая и не строя ничего. Посмотрите до недавнего времени они вообше не жили в городах и они начали появлятсд в городах после русских завоеваний. Пример Самарканд до 1975 года их можно било считать по палцам сейчас они массово захвативают все работи и должности забирая их у таджиков при помоши своих силових структур, что остаётся бедным таджикам они массово уежають в другие страни . Среди них великие учёние, врачи, инженери, педагоги ( которие учили этих кишлачных культуре и дали знание и что ми видим в ответь) и талантливие бизнесмени.И некому защишать таджиков в Иране правят мулли в Таджикистане правять тюркские племена карлуки в Афганистане сами знайте.Кент ето искоженное согдийское слово канта город значит а слово Тош ето искажённая слово Шош Шошкант, Панчаканд, Самарканд, Хукант( Коканд) и другие.Про Афрасиаб вобщее фантази2500 лет назад чеканили тюркские монети, дорогие в ето время вы жили если можно так сказать за Алтаем в Сибирии и вы наверно сроду великие математики вся и всё приплюсовиваете чужие добро культуру и государства себе и какой дурак кроме вас самих поверять в вашу сказку.История повторяется и засветится солнце над таджиками так что не подкопайте и не искожайте историю таджиков. Будьте разумним и справедливим таджики для вашего становления и процветании сделали и до сих пор делают очень много добрых дель и поделите по добу с етим народом зземли и богатство всем нам хватить и живите ради будущее наших красивих детей.
Узбек, 23.11.2013
между Тамерланом и современными узбеками столько же сходства как между современным румыном и Юлием Цезарем. (точнее когда жил Тамерлан, нации узбеков еще не существовало в принципе) это первое. второе. В Самарканде на каждом шагу- фарси. Узбекский язык знают все, но мало кто на нем говорит в быту. даже менты, общаются (если в своем кругу) по-таджикски. Бухара, Самарканд населены потомками персов, а тюрки туда просочились после монгольскго нашествия, менее 100о лет назад. это чуть больше одной трети от всей истории этих городов. изначально на территории нынешнегго узбекистана жили персоязычные народы.. об этом говорят исторические названия местностей, Чорбог (четыре сада), ЧорСу ("черыре угла", "большая палатка" на фарси). а водще противостояние между узбеками и таджиками нагнетают два выродка, выбившиеся в царьки. старый полу-таджик Каримов и такой же относительно молодой, но еще более недалекий колхозник Рахмонов.
kamol, 23.11.2013
Самарканд - стал жемчужиной Востока благодаря Великому Амир Темуру. Все туристы которые приезжают в Самарканд приезжают в Самарканд посмотреть на наследие Амир Темура, а не на то на каком языке говорят в городе. Что Амир темур был таджиком или персом? Нет но для строительства города Темур привлек персов (как россия сейчас привлекает гастарбайтеров таджиков)
Такой нации таджик до 1920 года не существовало. Их определили большевики по языковому признаку. Однако нации и народности определяются также и по антропологическим признакам, а таковые признаки у самаркандцев такие же как и у ташкентцев.
Таджики - это в основном памирцы. Их антропологический тип резко отличается от самаркандцев. Поэтому самаркандцы - это узбеки, а памирцы - это таджики. Самаркандцы по этому признаку не имеют ничего общего с таджиками. Но язык у них не таджикский,а фарси. На фарси говорить было модно в средние века,это был показатель начитанности человека (также как было модно русским в 19 веке говорить по французски) Поскольку Самарканд был столицей в нем было модно говорить на фарси (этому способствовали гастарбайтеры из Персии). Это в конце концов привело к вытеснению родного языка из обихода(также как в ташкенте многие узбекские семьи стали говорить только на русском, а узбекский стали забывать). С этим когда-нибудь нужно было покончить. К сожалению это делается слишком поздно. (через 500 лет).
Согдиец, 23.11.2013
to oguz
Дайте ссылку на статью, в которой пишется о каких-то "жабгу", датируемых 6 веком до н.э. Вы ее не сможете показать, по той простой причине, что в 6 веке до н.э. никаких джабгу в Средней Азии и не было в помине.
Что же касается слова "кент" то оно происходит от согдийского слова "канд" ("город); ягнобского (микроязык, диалект согдийского языка) "кант"; древне-индийского "kanham" ("город").
И не стыдно чужое воровать?
Как низко! Сначала своровал у таджиков слово "кент", затем обращается к таджикам словом "братья" и просит не поддаваться провокациям. Психология базарного воришки или необразованного пантюркиста.
ЦА, 23.11.2013
Уважаемы народы ЦА (таджики, узбеки, киргизы,казахи, туркмены и т.д) не поддавайтесь на провокации !. Гляньте чуть дальше своего носа, такие статьи временами вбрасывается на сайты ЦА для того чтобы, сталкивать народы между собой, добиться ослабление ( экономический, политический, социально) и внушение внутри этих народов комплекса неполноценности, никчемности, а значить удерживать и управлять этими народами как им хочется. Поэтому народы ЦА, нам надо быть чуть более мудрыми , дальновидными и объединиться под единое знамя, стать сильными и самим решать свою судьбу, а не поддаться на дешевые провокации врагов, пуститься в дрязги между собой и допустить властвования над нами!. Помните, будущее ЦА только в единстве, и рано или поздно мы придем к этому !...
Мансур, 23.11.2013
К сожалению в статье я увидел много правды, увидел себя. Сам я таджик из Самарканда. До перестройки у меня в паспорте было написано, что я узбек, хотя плохо владел узбекским языком. Хотел те времена изучить историю таджиков по книге академика Гафурова "Таджики". Прочитав 1/5 часть книги - запутался - на территории Средней Азии жили народы, которые завоевывали соседей и создавали различные государства, потом они разрушались и приходили другие народы и создавали другие государства с измененными территориями. В общем я запутался в народах и государствах существовавщих еще до узбеков и таджиков. Поэтому делить кто-есть кто это неразумно и смешно. Еще в 90-х я побывал во многих странах и понял одно. Из всех мне понравились немцы и японцы. Эти две страны проиграли войну, но сейчас находятся на высоком экономическом уровне. Я полагаю - это благодаря их культуре. Узбеки и таджики спорят, кто из них культурнее и круче. Ответ очень прост - российская молодежь уже считает наши народы - отбросами общества, вытирают ноги об наш народ. Причем российская молодежь в этом не виновата, а виноваты наши правители, которые поставили свой народ на колени. Причем народ встал на колени не перед своими правителями, а перед Россией. Вспоминаю свои школьные годы, когда читали мы произведения
Фирдавси, сюжеты которых круче Голливудских фильмов и много других писателей которые считаются писателями Ирана, Азербайджана, стран Средней Азии. У них не было границ, они писали на нескольких язык, отчего культуры этих стран становились выше. Делить нам нечего, за нас делят "там" наверху. В общем спорят люди, которые не имеют высокой культуры. А мы должны сосуществовать. тем более у нас много обшего у узбеком, таджиков...
Бухврская, 24.11.2013
полностью согласна с автором статьи.Действительно таджикский язык постепенно вытесняется узбекским( обидно то что в Узбекистане полностью исчезли таджикские школы,уже нет таджикского радио и газет . А в Таджикистане есть узбекские школы.мои знакомые которые закончили школы на узбекском языке,говорят и думают на таджикском т.к. он является для них родным. Даже для евреев этот язык родной ,живя в США и Израиле они его не забывают.Очень очень жаль что мы теряем этот красивый и до боли родной наш язык.
Ситора, 24.11.2013
узбеки и таджики успокойтесь!мы (бухарские и самаркандские)-УНИКАЛЬНЫ! нас надо холить и лелеять !мы сами по себе,я недолго жила в таджикистане,в театрах.библиотеках.в кинематографе рулили(извините за жаргон) мы!а ташкенте в правительстве,тоже преобладают наши... все ,что написано в статье- правда !
Rover, 24.11.2013
Мансур,
Очень разумный комментарий. К сожалению, многие, споря какая нация лучше и какая хуже, играют в руку тем толстопузым правителям в осуществлении их скрытых и коварных замыслов. В таких деликатных вопросах нужно стараться видеть и слушать Душой, а не глазами и ушами.
Согдиец, 24.11.2013
Мансуру
А вы уважаемый могли бы вместо книги Гафурова "Таджики" таким же успехом взять в руки книгу о ракетотехнике и понять ее с ходу, без надлежащей подготовки. А спросить у какого-нибудь непредвзятого историка о содержании книги у вас, конечно, мозгов не хватило? И любой человек, будь он таджиком, узбеком, русским догадался бы сделать это. Даже ребенок спрашивает у взрослых и знающих людей о неизвестных ему вещах. Ну а вы? Вам действительно это книга Гафурова не по зубам, если у вас, как вы доказали нам сейчас, интеллект ниже, чем у ребенка.
Далее, из вашей сумбурной речи можно сделать вывод, что Фердоуси - это писатель, выходящий из рамок своего национального и ставший своим писателем и для тюрков тоже. Да это так! Но вот писателем Фердоуси стал лишь при условии ЧЕТКОГО ОСОЗНАНИЯ СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Гордость за свою нацию, за ее богатую и славную историю и ненависть к захватчикам его родной земли и желание это отобразить в своей книге, сделали Фердоуси гением. Его стихи перевели уже сами тюрки и черпали вдохновение. А сам Фердоуси стал учителем многих тюркских поэтов.
И если вы, Мансур, так цените Фердоуси, то вы должны первым заклеймить узбекских пантюркистов, ведущих политику культурного геноцида, стремящихся искоренить таджикский язык и тем самым уничтожить почву, на котором могут появиться новые фердоуси и омары хайямы.
И причем тут ваше бесмысленный посыл о том, что нам делить нечего. Ничего делить не надо! Надо дать таджикам свое - возможность учиться на родном языке не только в школах, НО И ВУЗАХ.
И не хотят спорить таджики с узбеками о том, кто круче и культурнее. Это таким, как вы, Мансур, узбекским пантюркистам, людям закомплексованным, завистливым и тщеславным, почему-то не дают покоя культурные достижения таджиков.
А таджики народ великодушный и щедрый, который делится своими знаниями со всеми народами. Пример тому, мудрый совет Джами, данный Алишеру Навои, осознать свою национальную идентичность на уровне поэзии и писать на тюркском. У таджиков и узбеков много общего, и они должны жить дружно, но для начала узбекам нужно избавиться от ядовитого фашиствующего пантюркизма.
А ваш маниловский, с виду благородный комментарий о дружбе, имеет целью сохранить статус-кво, что означает дискриминацию таджиков, живущих в Узбекистане, по языку и это может создать почву для будущих конфликтов. Вы думаете, что это так все и останется? Что в эпоху невиданного роста национального самознания в 21 веке, таджикский язык полностью исчезнет в Узбекистане?
Вот чтобы, не было в будущем никаких недоразумений, нам сегодня нужно вести открытый честный разговор и признать свои ошибки, если вы, как уверяете нас всех, что узбеки и таджики - друзья.
Ведь вы же не хотите, чтобы узбеки, живущие в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Афганистане потеряли свой язык и перестали быть узбеками? Ведь вы же не хотите, чтобы какой-нибудь человек, ненавидящий все узбекское, стал бы писать от имени узбека, который живет в этих вышеуказанных странах, не так ли? Ведь вы же не хотите, чтобы этот липовый узбек стал бы обращаться в адрес возмущенных узбеков, которые требуют получения образования на родном языке, с призывом жить дружно и что спорят люди некультурные?
Ведь вы же не хотите, что этот самопальный и самопровозлашенный узбек начал разводить демагогию о том, что Алишер Навои - это поэт для всех народов и общая гордость, ну а самим носителям языка этого Навои посоветовал бы не возникать и заткнуться и больше не заикаться о закрытии узбекских школ? Так вот, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ, ТОГО НЕ ЖЕЛАЙ И ДРУГИМ.
В отличии, от пантюркистов, этих низкопробных кликуш, фальсификаторов и эгоистов, таджикский народ всегда выступает за то, чтобы узбеки учились на своем родном языке. И он ждет этого ответного шага от своего брата - узбекского народа.
uzbek, 25.11.2013
А они то вообше не желают себя называть таджиками тоже - они Самаркандцы и Бухарцы. Скажи самаркандцу или бухарцу что он таджик он сильно обидется, ему кажется что он выше таджика и он выше узбека. Так что не все так просто как кажется снаружи. И никто их не заставляет называться в пасспорте узбеками. А у меня я думаю есть и персидская и азиатская (монгольская) и татарская кровь. Азиатская внешность с голубыми глазами. Говорю на узбекском. Так кто я такой? Пришлый узбек кочевник? И попочти все узбеки в таком положении. Кто-то говорит на узбекском, кто то на таджикском. Как теперь разлечиш кто кочевник, кто коренной? Ета ассимиляция происходила тысячалетиями. У нас с тадйикоязычнами много обшего чем между москвичами и ленинградцами.
Raf, 25.11.2013
Если бы не было таджиков не было бы никаких узбеков. они были бы казахами. узбеки и казахи еще в 15 веке были один народ. все чем сегодня узбеки отличаются от казахов это все они переняли у таджиков. переняли образ жизни - стали земледельцами, горожанами, поэтами... Половина слов в узбекском литературном языке из форси. Даже ислам узбеки приняли от таджиков. Еще в начале 20 века узбеки были полукочевниками вокруг Самарканда – см. ниже документ.
Все оазисы ЦА издревле были заселены таджиками и их предками согдийцами и ферганцами и Ташкент в том числе, откуда там себзор и чорсу, не догадываещься. Название реки Зарафшон, Шахрисабз, Чорджуй, Чорбог (по узбекский теперь ЧИРВАК ???) и тысячи других узбекам что нибудь говорит... все равно придет время появятся просвещенные узбеки и признают роль и значение таджиков в цивилизации ЦА.
ТУЗЕМЦЫ РАНЬШЕ и ТЕПЕРЬ
Очерк В.П. Наливкина
Издание А.Л. Кирснера
ТАШКЕНТ
Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г.
В начале 1905 года Н.Н.Тевяшев1, тогда Туркестанский генерал-губернатор, в частной беседе просил меня познакомить его, устно или письменно, с тем, насколько и в каких отношениях изменились туземцы Туркестанского края со времени занятия его русскими.
В этнографическом и в бытовом отношениях главнейшими народностями, входившими в состав туземного населения трех коренных областей6 края во время их завоевания, были: оседлые сарты7, кочевники киргизы8, полукочевники (курама в Ташкентском уезде Сыр-Дарьинской области, так называемые узбеки в Самаркандской и кипчаки9 и каракалпаки в Ферганской), татары и туземные, так называемые бухарские евреи.
Под именем сортов в Сыр-Дарьинской, Самаркандской и Ферганской областях разумеется местное мусульманское оседлое население, городское и сельское, которое, не представляя в разных местностях названных областей особенно резких различий в бытовом отношении, в этнографическом подразделяется на собственно сартов, давно уже осевших тюрков (или узбеков), ведших раньше кочевой образ жизни, и таджиков, издревле оседлых аборигенов этой страны, говорящих на более или менее своеобразных наречиях персидского языка, в большей или меньшей мере подвергшихся влиянию языка пришлых завоевателей тюрков, (именуемых также и тюрко-монголами).
твирь, 25.11.2013
Ребята, нельзя всё объяснить теорией заговора - мол кто-то вас сталкивает. Противоречия есть. Действительно, много раз кочевники завоёвывали города, и всё сильно перемешалось, но, как мы видим, перемешалось не до конца.
Предел рассуждений: "то не русское, это не русское", - наций нет вообще и всё - ничьё.
При всём уважении к редакции "Ферганы" - это дурацкая манера не указывать автора. Автор должен быть! Иначе это анонимка. Хотя бы псевдоним, подпольная кличка.
Человек, 25.11.2013
Как же надоели все эти национальные и языковые разборки, тошнит уже. Центрально-азиаты и не только, поймите же наконец, что наша родина в Африке. 125000 лет назад начался постепенный исход и примерно 50000 лет назад первые поселенцы "африканцы" прибыли в Азию и Европу. Наши предки конечно поступили жестоко с коренными жителями этих земель - неандертальцами. Применив геноцид полностью уничтожили их вместе с языком и самобытной культурой. Мы все тут захватчики. Так что покайтесь, кто живёт сейчас на этих землях и узбеки с таджиками в том числе.
Def, 25.11.2013
Узбеки создатели великих империй, великие завоеватели и тажики у которых никогда не было государства, Им Ленин отдал наши земли Восточной Бухары, у них даже своего языка нет Ленuин обозвал диалект персидского тажpикским так и появился их язык. Не нагнетайте искусственную истерию, поверьте узбекам нет никакого дела до них, многие даже не знают о них ничего, а вот у них великий комплекс неполноценности И зависть, поетому они высасывают из пальца. Вы лучше напишите о пртиснениях узбеков тажикистана которых 40% населения тажикистана.
Raf, 25.11.2013
какие такие государства могли "создать" узбеки... Какую социальную экономическую миссию выполняли эти государства... Хитрый кровожадный хан и его дикое воинство могли только грабить благополучные страны с цивилизованным населением. Ну и где были твои великие империи когда русские пришли и отдим махом всех этих вояк поставили... только благодаря русским и большевикам узбеки стали обладателями своей страны. русских должны благодарить и не плевать в колодцы откуда пить приходилось
Fed, 25.11.2013
Def, 25.11.2013
Узбеки создатели великих империй, великие завоеватели
----------------------------
А какие великие империи создали узбеки если не секрет?
Bek, 25.11.2013
Fed, историю тебя читать надо,я смотрю ты совсем неграмотный товарищ. Империя Узбекхана,Тамерлана,Зихриддина Бабура не говоря империи Какандского,Хивинского,Бухарского ханства, что мало да,ещё продолжать??? А вот чем ты можешь похвастаться,Иван Матрасович??? Перечисляй если есть подвиги твоих предков,только реальных,а не сказочных.
Когда узбеки правили миром,занимались наукой,изучали вселенной и были цивилизованным народом и когда весь мир брали пример с узбеков,твоя нация ещё не существовала.Учись у узбеков,если мозги ещё не пропил.
Fed, 26.11.2013
Bek, 25.11.2013
Это тебе надо учить историю заново товарищ,хотя бы на википедии
Узбекхан---
Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед ок. 1283 — 1341) — монгольский хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте.Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды.
В русских летописях известен как «Алабуга», «Азбяк» и «Озбяк».
Тамерлан----
Полное имя Тимура было Тимур ибн Тарагай Барлас (Tīmūr ibn Taraġay Barlas — Тимур сын Тарагая из Барласов)
09/04/1336 в селе шахризабс....сын эмира тарагай из монгольского рода барлас пришедшего а СА с войсками чингизхана в 13 веке.родился недалеко от города самарканда
согласно *тайной истории монголов* роды барлас и кият борджигин из которого происходил чингизхан были родственными так как оба восходили к общему предку бодончару
Так что не надо присвоивать чужие награды и славы к себе,некравсиво это!
Fed, 26.11.2013
Bek, 25.11.2013
"не говоря империи Какандского,Хивинского,Бухарского ханства"
И с каких пор ханства стали называтся империями?Вы хоть знаете отличия хаства от империи?
"Когда узбеки правили миром,занимались наукой,изучали вселенной и были цивилизованным народом и когда весь мир брали пример с узбеков,твоя нация ещё не существовала.Учись у узбеков,если мозги ещё не пропил."
Ну это уже в области фантастики,как в КВНе скажу вам только одно,Чай фатазёру!
Leo, 26.11.2013
Век, вот ты и ответил на свой вопрос сам. "Fed, историю тебя читать надо,я смотрю ты совсем неграмотный товарищ. Империя Узбекхана,Тамерлана,Зихриддина Бабура не говоря империи Какандского,Хивинского,Бухарского ханства, что мало да?" все что перечислил, это все уже в прошлом.. и империя "Великого МОГОЛА", заметь, не "УЗБЕКА".. и империя полумонгола Темура, и Золотая Орда монгольского хана Узбека.. все это в прошлом, даже Шараф Рашидович уже не с нами. а с нами сейчас полузамерзший, ограбленный алчным выродком Каримовым, в прошлом прекрасный город, Самарканд, грязные кишлаки без газа, без света, даже без мужчин. вот это наше "великое будущее".. Россия, что не говори, поднимается, а мы тонем в болоте сердевекового мракобесия.
Bek, 26.11.2013
Fed, зависть порок человечество,не хорошо завидовать узбекам. Ты сочиняешь сказки и начинаешь в нее верит.
Кто тебя сказал перечисленные тобой люди не узбеки,как говорят мечтать не вредно, свои сказки расскажи в свою бабушку. Наш предок Узбекхан владел твоей теперешний Россией до конца своей жизни,он говорил и писал на узбекском языке,многие города России названы тюркскими или узбекскими именами. Напрмер Оренбург-Уринбур,Суздаль-Суздил,Москва-Маскан,Самара-Самир,Алтай-Олтиой,Байкал-Бойкал,Хабаровск-Хабар,Тюмень-Туман и тогдали. Все это говорит о нашей присутствии до вашего прихода на земле России.Вы, сегодняшние русские как нация появились в недалеком семьнадцатом веке и начали вытеснять узбеков из России и аннексировать узбекские земли.
Амир Темур истенный сын узбекского народа как и Бабур владика великих моголов,все они родились в Узбекистане и говорили и писали на нашем узбекском языке,читай историю обормот. Бухарские,Хивинские и Кокандские ханства владели всей территорией Средней Азии и часть Афганистана.
Амир Темур владел пол миром,Бабур владел Афганистаном,Ираном,Индией и пол Китаем,что мало да???
Разве это не империя,что это по твоему детский сад.
Ты и тебя подобные привыкли искажать факты,переписать историю, унижать узбеков,но твой поезд ушел,нет больше дураков, ищи дураков в другом месте. Ты видимо старый человек,ты привык как в советские времена когда русские постоянно унижали народов Средней Азии,видимо надо дождаться когда не станет те зараженные русские фашисты страдающие советоманием и узбекофобием.
Правда за нами,за узбеками,мы вернем свои потеренные российские земли без капли крови,так как вы добровольно всё отдадите,процесс пошел.
Иван Матрасович, 26.11.2013
Bek, 25.11.2013- прав!!! Вот,специально для тебя и твоих грамотных товарищей, недавнее наблюдение российской безрадостной реальности:
По пустынным улицам гулял только пронзительный ветер, задувая в слепые глазницы брошенных домов листья и различный мусор. На, некогда многолюдной (в те далёкие благословенные времена, когда страной управляли: Узбекхан, Амир Темур, Захриддин Бобур и другие чистой воды узбеки), детской площадке зияла глубокая яма - это приспешники Путина вывезли весь песок на дачу его близкому другу Миллеру. Тощая дворняга, видимо, всё ещё не потерявшая надежду на возвращение хозяина, лежала у подъезда брошенной многоэтажки.
Но хозяин не вернётся. Его увезли люди в кожаных куртках и с наганами. Увезли на чёрном воронке. Он не платил взяток.
По обезлюдевшему городу бродят молчаливые призраки, россияне, в поисках газетного киоска, где можно было бы купить газету и узнать правду, ибо интернет включали только по пятницам и то - для своих.
Bek- красава, режь правду-матку дальше. И ссылок побольше давай на исторические труды великих историков Узбекистана(академик Абдуллаев,...), подтверждающих твою правоту. Можешь цитировать и меня тоже, думаю это поможет тебе противостоять твоим безграмотным оппонентам. Все грамотные тебя поддерживают!!! Ждём продолжения исторических исследований
К стати,ФЕРГАНА, что за фигня, не возможно отправить с первого раза, комментарий в поддержку брата - Beka?
Объективный, 26.11.2013
На территории Хорасана (нынешний восточный Иран, западный Афганистан, восточная Туркмения), Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) и Хорезма (нынешняя Хорезмская область и часть Республики Каракалпакстан) на протяжении последнего тысячелетия до нашей эры и в первом тысячелетии нашей эры до прихода ислама жили народы, говорящие на восточноиранских языках (согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы итд). С третьего по седьмой век эти земли с перерывами входили в Империю Сасанидов, где государственным языком был среднеперсидский, потомок древнеперсидского языка, но уже превратившийся в упрощенно-аналитический язык (похожая история наблюдается также и у английского). Новые завоеватели захватывали Иран и Среднюю Азии поэтапно, на протяжении 2 веков. Под первыми ударами Арабского халифата распалось Сасанидское государство к 651 году, но восточные земли империи были окончательно подчинены халифату только к концу VIII века, после подавления восстания согдийцев под предводительством Муканны. К тому времени под влиянием языка исламских завоевателей, которыми были отчасти арабы, отчасти раньше перешедшие в ислам выходцы с Ирана, сформировался новоперсидский, или же классический персидский язык, прямой потомок среднеперсидского, но утративший много исконных иранских слов и перенявший обильное количество арабских (опять можно выследить параллель с английским). Таким образом, на территории Ирана и Средней Азии сформировался единый всем понятный язык западоиранской группы, хотя генетически и внешне населения Ирана и Средней Азии отличались (это отличие заметно до сих пор). Лишь в горных районах Средней Азии сохранились носители коренных восточноиранских языков, которые дальше сохранили и развили свои языки. Они известны нам нынче как ягнобцы и памирские народы, но первые в XX веке ассимилировались с таджиками, в то время как вторые сохранили свою идентичность.
В IX на восточных окраинах Арабского халифата, где власть в ключевых областях прибрали в свои руки потомки местного вали (правителя) Саман-худата из Балха, образовалось фактически независимое государство со столицей в Бухаре. При Саманидах новоперсидский язык (самоназвание – «фарси-и дари» - дворцовый персидский) достиг расцвета, стал языком двора и поэзии, во многом благодаря Рудаки (858-941). В дальнейшем этот язык стал лингва-франка на обширной территории от Ирака до Индии, на нем возникла всемирно известная литература.
Этноним «таджик» встречается впервые у визиря Саманидов – Балъами, в XI веке о нем упоминается в тюрском эпосе «Кутадгу билиг», в XIII веке о «таджике» писали Саади и персоязычный поэт Индии Хусрав Дехлави. В широком понимании таджик – это тот, кто жил северо-восточнее Хорасана, в противовес персу, населявшему территорию нынешнего Ирана. Хотя они разговаривали на одном и том же языке, с небольшими диалектальными различиями.
Только к XV веку, в том числе по политическо-религиозным причинам, этот единый языковой континуум распался на три ветки, которые с того времени стали развиваться как самостоятельные языки: иранский персидский (или тегеранский фарси, как нынче модно называть), таджикский (на землях севернее Амударьи) и афганский-кабули (в XX веке к нему стали применять исторический термин «дари»).
Таким образом, если о литературе IX-XV веков (от Рудаки до Джами) мы говорим как о единой персидско-таджикской литературе, начиная с творчества Восифи, Хилоли и Бинои (рубеж XV-XVI) веков таджикский язык и литература стали развиваться отдельно, хотя назывались всё также персидским. Лишь после Октябрьской революции, благодаря творчеству и заслугам просветителя Садриддина Айни, стал применяться термин «таджикский язык». В советский период на ново-таджикском языке, созданном на базе диалектов Бухары и Самарканда и максимально приближенном к живому языку народа, была создана богатая литература.
Тюркские завоеватели находились в контакте со Средней Азией как минимум с VI века нашей эры, уже в раннее Средневековье заселив земли севернее Сырдарьи. В Таласской битве 751 г. тюрки в союзе с Китаем остановили продвижение арабов на восток.
Саманидские эмиры в X веке сформировали тюркскую гвардию, игравшую чем дальше тем большую роль в управлении государством. Восставшие тюркские военоначальники захватили власть в южных землях империи, где создали государство Газневидов, а среднеазиатские владения Саманидов отошли к завоевателям- Караханидам, которые свергли последнего саманида в 999 г.
Государство Саманидов так и осталось в истории исламского Востока как единственное крупное государственное образование, созданным представителями ираноязычной знати. А город Бухара, несмотря на таджикоязычное население, уже с 999 г. непрерывно находится в составе тюркского государства (включая и Узбекскую ССР).
Мусульманские государства XI-XII, созданные тюркскими династиями на землях исторического Ирана (от Ирака до Ферганы), на базе исламской и иранской культуры, достигли наивысшего могущества и расцвета. В преддверии нашествия монголов династия Хорезмидов владела богатейшим царством в тогдашнем мире.
Монгольские завоевания XIII века сильно изменили политическую и этнографическую карту региона. Тем не менее, именно при потомках Чингисхана - тимуридах Средняя Азия пережили новый культурный подъем.
К тому времени население периферийных земель, таких как Хорезм и Чач (нынешний Ташкентский оазис) уже было тюркизировано, в случае Хорезма это был уникальный переход сразу с восточноиранского (хорезмийского) на тюркский (огузская группа). Остальной же процесс тюркизации Средней Азии привел к образованию чагатайского языка (карлукская группа) на базе лексики новоперсидского ( с XV века таджикского) языка и переходу на него оседлого населения Ферганской долины. Тем временем, таджикскоязычное население Мервского оазиса перешло на язык огузской группы – туркменский.
Таджикский язык оставался преобладающим в крупных городах – Самарканде, Бухаре, Насафе (Карши), Шахрисабзе, Худжанде, Уратюбе, в горных регионах Восточной Бухары (нынешний юг Таджикистана), и в изолированных горных районах Ферганской долины. Эти области были отделены природными и политическими препятствиями, в результате, в них сложились совершенно различные говоры таджикского языка, достаточно далекие от литературного.
В 1501 г. кочевые тюркские племена – узбеки (не путать с нынешним словом «узбек») во главе с Мухаммадом Шайбани разгромили Тимуридов и воцарились в Средней Азии. С тех пор до прихода большевиков этим регионом правили представители различных родов кочевых узбеков – аштарханиды, мангыты, минги, кунграты итд.
К моменту присоединения Средней Азии к Российской империи в 1868 г. основное население двух государств этого региона Кокандского ханстве и Бухарского эмирата (Хивинское ханство населяли хорезмийцы, туркмены и каракалпаки) составляли оседлые земледельцы - сельчане и горожане, разговаривающие в зависимости от региона на таджикском или чагатайском языке (впоследствии царские историки их объединят под общим названием «сарты»), «таджики» (подразумеваются таджики горных регионов и памирцы), «узбеки» (подразумеваются кочевые племена, населяющие обширные степные пространства Средней Азии и сельские местности), кыргызы, а также малочисленные народы (цыгане, евреи, разговаривающие на особых говорах таджикского языка; персы из Ирана – не путать их с коренным таджикским населением).
В результате территориального размежевания Средней Азии, которое носило экономическо-политический характер, на территории этих двух феодальных государств были созданы Узбекская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, некоторые земли вошли в состав Туркменской ССР и Казахской ССР.
Титульной нацией Узбекской ССР – узбеками стали называть «сартов», в том числе тюркоязычных из Ферганской долины и таджикоязычных из Самарканда и Бухары, также и потомков кочевых племен. Таким образом, сформировалось понятие узбекский язык, на основе чагатайского языка с использованием внушительного пласта заимствований из таджикского и арабского (посредством последнего) языков.
Титульной нацией Таджикской ССР стали называть только таджикоязычное население этой республики, в то же время компактно проживающее в некоторых районах страны тюркоязычное население было записано как узбеки и киргизы, в соответствии с родным языком и регионом проживания.
В конце этого длинного научного вступления хочу лишь добавить, что этнически и исторически одна нация может быть древнее другой, но ничем не лучше. Поэтому неправильны ущемление одной нации в пользу другой, заявление «исконных» прав итд.
Как видим, нынешнее население Узбекистана и Таджикистана, которое осознает себя как таджики и узбеки, появилось в исторической арене в результате длительного процесса, на базе восточноиранского генетического «материала», но со смешением тюркских и монгольских элементов, под влиянием доисламской общеиранской культуры и исламской (в которую внесли лепту как иранцы, так тюрки) цивилизации. Узбекский язык перенял многое у таджикского, но в свою очередь оказав существенное влияние на последнего. Поэтому несмотря на то что в языковом понимании таджики – иранцы (ираноязычны), а узбеки – тюрки (тюркоязычны), но экономически, культурно и социально это – братские народы, мирно сосуществующие на протяжении многих веков. Недаром нашу дружбу прославляют поэты со времен Джами и Наваи, а в нынешнее время мы ей гордимся как уникальным примером дружбы народов.
Fed, 27.11.2013
Bek, читай внимательно.Это не сказка сочиненная мною а реальная история.
Узбеки образовались в результате смешения древних оседлых иранских популяций с различными кочевыми монгольскими или тюркскими племенами, которые завоевывали регион в период между XI и XV веками. Первые (то есть оседлые популяции) были тождественны таджикам, вторые (то есть кочевники) включали в себя кипчаков, карлуков и самаркандских тюрок. Третий элемент был добавлен вторжением монгольских кочевых племен под предводительством Мухаммада Шейбани Хана в начале XVI века.Однако согласно утверждению советских этнографов, древними предками узбеков были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масагетские племена.С рубежа н. э. начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племён.Со 2-й половины 6 в. н. э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, и кочевого, главным образом тюркоязычного, населения.Арабское завоевание второй половины VII — первой половины VIII века оказало определенное влияние на ход этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к Х веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стал персидско-таджикский и тюркский.В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс начала формирования этноса, впоследствии ставшего основой узбекcкой нации, особенно активизировался в XI—XII веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемы династией Караханидов.После вторжения монголов в Среднюю Азию в 1219 году, этногенез населения Средней Азии подвергся изменению. По последним генетическим генеалогическим тестированием из Оксфордского университета, исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение между иранскими и монгольскими народами.Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века. В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт и др.Этноним «узбек» был привнесен в регион после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дештикипчакских кочевников (название кочевников Золотой Орды со времён Узбек-хана, XIV век), перекочевавших в Мавераннахр на границе XV—XVI веков во главе с Шейбани-ханом из степей современного Казахстана.Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVI в. под предводительством Шейбани хана, застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.
Муназзах, 30.11.2013
Всем узбекам и таджикам!!!! Расслабтесь! Да, (условно)узбеки относительно молодой народ по стравнению с персоязычным народом Средней Азии (условно таджики). Но ведь узбеков таджики не притесняли и жили как-то вместе на протяжении нескольких лет, пока Россия (как медведь в посудной лавке) не создала условия (скорее всего сыграв на тщеставии большинства узбеков), когда эти два народа стали антоганичными. Если быть до конца справедливым, то нужно признать, что негатива с таджикской стороны всегда было намного меньше, скорее всего потому что у них нет страха, что у них отберут то, что им никогда не принадлежало. Они думают, что если сейчас признать права таджиков в Узбекистане, то такой страны как Узбекистан вообще не должно существовать, потому как узбеков там меньше, поэтому и поддельная статистика. Тем не менее, страх вещь не хорошая, к тому же агрессия и насилие всегда будет порождать сопротивление. Таджики миный народ и любящий свою историю и культуру. Поймите, что искоренить то, что сидит в генах веками за пару лет невозможно(если конечно не истребить всех физически, как это пытался сделать Гитлер). Узбекистан всё равно обречён на провал со своей стратегией узбекизации. Теперь о таджиках в Таджикистане. Я не буду говорить, что таджикам не повезло с президентом (потому как его никто и не изберал). Таджикистану не повезло с Россией, которая так и не смогла излечиться от своего комплекса неполноценности. Они ведь тоже как и узбеки появились из "не откуда" (захватив территории Украинцев). России было выгодно иметь разрозненных ненавидящих друг друга, слабых соседей, которыми можно манипулировать. По этой же причине подставили таджиков назначив свою марионетку (тоже из "неоткуда") у власти.В Таджикистане вообще поговаривают, что Рахмон это лакай (не таджик, из народа тюрского происхождения, считающийся низкосортным). Что же дальше? Сколько ещё таджикам в Узбекистане и в Таджикистане придётся страдать? Скорее всего немного осталось ждать, так как ростки "нового времени" уже появляются. Проблемы начнуться с России (национализм и ксенофобия будут католизаторами), так как она зачинщик всех распрей и неразберих (не зря её заполонют мигранты из Узбекистана и Таджикистана). Когда Россия очистится от своего греха (там должны произойти крупные изменения в плане идентичности, того, кто вообще есть русские и выбора направления развития), после начнётся очищение в Средней Азии. Во всей этой истории выиграет терпеливый и любящий.