Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Власти Джизакской области Узбекистана продолжают кампанию преследования и незаконного выселения инакомыслящих граждан

26.12.2005 08:18 msk, Андрей Кудряшов (Ташкент)

Права человека
Власти Джизакской области Узбекистана продолжают кампанию преследования и незаконного выселения инакомыслящих граждан

Фото © Фергана.Ру

На фото: активист правозащитного общества «Эзгулик» Джамшид Мухтаров

- Правозащитники и оппозиционеры, распространявшие среди населения Джизакской области альтернативную информацию о трагических майских событиях в Андижане, подвергаются жестким преследованиям, - заявил 22 декабря на встрече с зарубежными журналистами активист правозащитного общества «Эзгулик» Джамшид Мухтаров. По его словам, жестоким избиениям и угрозам принудительного выселения подверглись пятнадцать правозащитников в Джизаке и сельских районах.

По словам Мухтарова, он сам в августе 2005 года смог избежать ареста по необоснованному обвинению в исламском фундаментализме только благодаря вмешательству председателя оппозиционной партии «Бирлик» Василы Иноятовой, лично звонившей тогдашнему Министру внутренних дел Узбекистана Закиру Алматову. Но конфликт Мухтарова с властями и силовыми структурами возобновился на почве его правозащитной деятельности.

- Ко мне обратились 32 фермера из Джизакского района с заявлением, что районная администрация незаконно отняла у них земельные участки, - рассказывает Джамшид Мухтаров. - По этому поводу удалось опубликовать сообщение в независимых СМИ, распространив его также в форме листовки. После этого на меня началось усиленное давление со стороны милиции. Силовики разработали хитроумную операцию. В офис организации «Эзгулик» в Джизаке пришла молодая девушка, которая сначала попросила меня помочь ей с оформлением паспорта и трудоустройством. Несмотря на то, что я сразу объяснил ей, что наша правозащитная организация не занимается решением подобных проблем, она продолжала настаивать, и закончила тем, что стала приглашать меня к себе домой «попить чай». Я отказался. Но она приходила несколько дней подряд. В результате мне удалось вызвать ее на откровенность, и девушка призналась, что сотрудники милиции поручили ей скомпрометировать или «подставить» меня, пообещав оказать помощь в решении многих житейских проблем. Ее признание я записал на диктофон и обратился в Управление внутренних дел с требованием защитить меня от провокаций. Заместитель начальника УВД Джизакской области Улугбек Каримов, прослушав запись, пообещал во всем «разобраться». Через два дня, 21 декабря на меня было совершено нападение. В десять часов вечера, когда я возвращался с работы, несколько человек, выскочивших из подъехавшего автомобиля, сбили меня с ног так быстро, что я даже не успел рассмотреть, сколько их было, не говоря уже о том, чтобы запомнить приметы. После того, как мне нанесли удары по голове тяжелым и твердым предметом, я потерял сознание и пролежал на улице до утра. Утром милосердные прохожие подняли меня и отвезли на квартиру. Когда я пришел в себя, то обнаружил, что в результате нападения у меня пропал диктофон с записью и папка документами, хотя деньги остались на месте.

Никакие обращения правозащитников в судебные и правоохранительные органы по фактам нападений и избиений, по словам Мухатрова, не дают результатов. Вместо этого представители властей предлагают покинуть Джизакскую область.

- Председатель махаллинского комитета и депутат Эркин Холмурадов, сотрудник отдела по борьбе с терроризмом Акбар Хасанов и другие представители местной администрации не раз требовали от меня, чтобы я уехал куда глаза глядят. Моей пожилой матери сказали прямо, что если я не уберусь добровольно, против меня сфабрикуют уголовное дело и посадят в тюрьму. Не находя защиты у закона, мне остается просить помощи у журналистов, чтобы они информировали общественность об угрозе, нависшей сейчас над моей свободой и жизнью, равно как и над многими другими активистами правозащитного движения или оппозиционерами.

О жестоком избиении и попытках незаконного выселения сообщила и руководитель отделения общества «Эзгулик» в Галляаральском районе Гавхар Юлдашева. Давление на нее началось после того, как к ней обратились жители, по поводу того, что 4700 долларов, выделенных в 2004 году местной администрации по гранту зарубежной организацией «Контрпарт Консорциум» для улучшения водоснабжения питьевой водой бесследно исчезли со счета. Во время андижанских событий 13 мая Юлдашеву с утра доставили в милицию и стали допрашивать, как она относится к происходящему в Андижане. 1 августа милиционеры, окружившие дом, препятствовали ее встрече с послом Великобритании в Узбекистане Дэвидом Мораном, приезжавшим в Джизак. На следующий день, вечером, когда Юлдашева вышла за хлебом, известный ей сотрудник местной администрации подошел к ней на улице, сбил с ног ударом ботинка, потом схватил за волосы и не несколько раз ударил лицом об землю. После этого избиения Юлдашева две недели пролежала в больнице. В последствии представители власти предлагали ей уехать из Джизакской области.

Многие члены общества «Эзгулик» начали активную правозащитную деятельность в период с 2001 года, когда правительство Узбекистана широко декларировало партнерские отношения с США и Европой. Но после событий 13 мая 2005 года в Андижане и последующего резкого охлаждения отношений с Западом власти, по словам правозащитников, начали сводить с ними счеты, не оглядываясь на мировое сообщество.