Ссылки для входа

Срочные новости

В Таджикистане стали проводить антитеррористические беседы на узбекском языке


Обеспокоенность таджикских властей по поводу распространения идей экстремизма привела к решению проводить разъяснительные беседы среди узбекоязычного населения страны на их родном языке.

Власти надеются, что беседы об опасности экстремизма и терроризма, а также о последствиях присоединения к террористическим группировкам, в том числе «Исламскому государству» в Сирии и Ираке будут эффективными.

В частности, такая работа поставлена среди узбекоязычной молодежи в Кубодиёнском районе, что в 220 км от Душанбе. По официальным данным, только из кишлака Навбахор (бывший Кизилнишон) этого района, в котором проживают в основном узбеки, в Сирию уехали 13 человек.

В рядах «Исламского государства» на Ближнем Востоке 74 жителя Кубодиёна, среди них 9 женщин и несовершеннолетних детей. На родине в их отношении возбуждены уголовные дела, они объявлены в розыск. Сообщается, что большинство боевиков из Кубодиёна являются узбеками.

Полоса газеты на узбекском языке

Раньше подобные разъяснительные беседы проходили исключительно на таджикском языке. Проводят их представители джамоатов и хукуматов, правоохранительных органов, молодежных и женских комитетов, священнослужители.

Тоджиниссо Шарипова, заместитель председателя Кубодиёнского района, сказала 29 сентября в беседе Радио Озоди, что по большей части беседы с представителями узбекской диаспоры проходят на их родном языке, так как многие не владеют таджикским языком.

Восемь членов семьи Ширбековых находятся в Сирии.
Восемь членов семьи Ширбековых находятся в Сирии.

«Мы даже решили выделить одну полосу районной газеты «Тахти Кубод» под статьи и материалы на тему об угрозах терроризма и экстремизма на узбекском языке. Среди узбекоязычных жителей проводим беседы на их родном языке», - рассказывает Тоджиниссо Шарипова.

В Кубодиёнском районе проживают 171 тыс. 700 человек, из которых 41% составляют узбеки. Узбекская диаспора сосредоточена в основном в сельском джамоате «20-летие независимости» и большинство тех, кто присоединился к ИГИЛ, являются жителями этого джамоата.

Дилрабо Саидова, председатель этого сельского джамоата, считает решение властей о проведении бесед на их узбекском языке правильным, потому что узбеки плохо знают таджикский язык.

От сыновей-«джихадистов» нет вестей

Трое сыновей жителя кишлака Навбахор на протяжении двух лет находятся в Сирии. Об этом 65-летний Шариф Шералиев узнал от местных властей. Несколько раз он пытался вернуть своих детей с опасного пути, разъяснял им, что они совершили ошибку, но еще не поздно всё исправить, однако всё было бесполезно. Более того, сыновья просто перестали звонить отцу.

Сейчас он ничего не знает об их судьбе. «Больше мне не звонят. Я им сказал, что они совершили большую ошибку. Я пристыдил их, но они выключили телефон и больше не связывались со мной. Это было два года назад, сейчас я не знаю, где они и что с ними. У них есть жены и дети, которые вместе с ними выехали в Россию в трудовую миграцию. Звонил ребятам, которые работают в России, но они не знают, где они», - рассказывает Шариф Шералиев.

Кишлак Навбахор полностью узбекоязычный. Недавно 10 местных жителей по обвинению в членстве в Исламском движении Узбекистана были отправлены за решетку. По данным властей, большинство молодых людей выезжают в трудовую миграцию в Россию, а оттуда отправляются в Сирию, где присоединяются к «Исламскому государству».

Власти говорят, что профилактические беседы уже дают свои плоды, и молодых людей, отправляющихся на Ближний Восток, становится меньше.

Видео: 8 членов семьи Ширбековых находятся в Сирии (сентябрь, 2015)

Восемь членов одной семьи из Кубодиёна уехали в Сирию
Пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:32 0:00

«Стать экстремистом можно и на родине»

Эксперты утверждают, что необходимо принять серьезные меры по предотвращению экстремизма и внутри страны. По словам Баходура Абдусалома, эксперта по вопросам экстремизма среди молодежи в Хатлонской области, сейчас тревожной выглядит ситуация в таджикских тюрьмах.

«Под особенным наблюдением в тюрьмах Хатлона должны быть молодые люди, салафиты и те, кого удалось вернуть с полпути в Сирию, потому что в закрытых учреждениях они могут быть вовлечены в запрещенные партии и движения», - говорит он.

Эксперты придерживаются мнения, что наряду с профилактическими беседами, власти должны создать рабочие места для тех мигрантов, которые возвращаются на родину, для выпускников средних школ, должны быть построены спортивные площадки и залы, где молодежь могла бы бесплатно заниматься спортом.

Баходур Абдусалом подчеркнул, что основной корень всех проблем молодежи кроется в безработице.

Только за первые шесть месяцев 2016 года свыше 30 молодых людей из районов Бохтар, Хамадони, Абдурахмона Джоми и Джалолиддина Балхи были осуждены по обвинению в салафизме.

В целом 74 жителя Кубодиёна числятся в списке экстремистов, большинство из них находятся в Сирии, в отношении половины из них возбуждены уголовные дела. Нередки случаи, когда в Сирию отправились несколько членов одной семьи: четыре члена одной семьи и три члена другой семьи из Кубодиёна были задержаны на границе с Турцией во время попытки попасть в Сирию.

Вместе с тем, на данный момент правоохранительные органы идентифицировали личности 516 жителей Хатлонской области, которые участвуют в боевых действиях на Ближнем Востоке. Эмомали Рахмон, президент Таджикистана, 25 августа на встрече с активистами Бохтарского района сказал, что эта статистика ведется с 2014 года и с тех пор были задержаны 164 человека, еще 24 человека были возвращены на родину.

XS
SM
MD
LG