Станет ли Китай инновационным локомотивом мировой экономики?

Китайские граждане на велосипедах

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Экономический рост в Китае уже несколько лет не демонстрирует двузначных показателей

Международное рейтинговое агентство Moodyʼs понизило суверенный кредитный рейтинг Китая на одну ступень.

Рейтинг Аа3, обозначающий "долговые обязательства высокого качества", заменен на А1 - "обязательства выше среднего качества". Два других крупнейших рейтинговых агентства, S&P и Fitch, оценивают китайскую экономику примерно так же.

Эксперты полагают, что экономика страны чрезмерно закредитована, а предлагаемые Пекином меры по оздоровлению финансового сектора не принесут должных результатов, во всяком случае, в ближайшее время.

Государственный долг Китая на конец прошлого года, действительно, составлял около 260% ВВП страны. Правда, на долю иностранных инвесторов, по оценкам МВФ, приходилось всего около 12%. Экономический рост Китая в последние годы тоже замедлился: в прошлом году он не составил и 7%, в то время как в первом десятилетии XXI века регулярно достигал двузначных показателей.

Правда, для большинства экономик западного мира и 7% - это запредельный показатель. К тому даже "скромный" рост второй экономики мира (по номинальному ВВП, что в цифрах прошлого года составляет 11,39 трлн долларов) - это все равно очень и очень много в абсолютных величинах.

Надо заметить, что в целом в мире прямые иностранные инвестиции в минувшем году пошли на убыль по сравнению с 2015 годом, в то же время инвестиции в китайскую экономику выросли на 4,1%, составив 118 млрд долларов (для сравнения, в российскую экономику иностранные инвесторы в 2016 году напрямую вложили 19 млрд).

Что так обеспокоило экспертов рейтинговых агентств? Обозреватель Би-би-си Михаил Смотряев беседует с заместителем директора Института Азии и Африки Андреем Карнеевым.

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Андрей Карнеев: С одной стороны, все помнят события двухлетней давности, когда на фондовом рынке Китая возникла турбулентность. С другой стороны, есть опасения по поводу снижения темпов экономического роста, хотя последние несколько кварталов показали неплохой рост. В этом смысле пессимизм, широко распространенный год-полтора назад, не подтверждается.

Есть и оптимистические сигналы, и не очень оптимистические. Важно понимать, что Китай находится в переходном состоянии, и сами власти Поднебесной много сделали для того, чтобы донести это до сведения "массового читателя", что, возможно, делать было и не нужно, поскольку это вызвало определенные опасения у многих инвесторов.

И китайские чиновники, и экономисты много говорили о том, что старая модель роста исчерпана, и нужно переходить на новую модель - производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Амбициозность этой программы в том, что от производства ширпотреба Китай переходит к производству наукоемкой высокотехнологической продукции.

Посетители технологической выставки в Пекине в апреле 2017 года

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Пока Китай в основном воспроизводит чужие технологии. Но эта модель уступает место новой

Так это звучит в теории. На практике же это легче сказать, чем сделать. Поэтому действительно, в разгар "реформы открытости", когда Китай имел низкую стоимость рабочей силы, когда все другие ресурсы стоили недорого и Коммунистическая партия Китая выступала как такой "надсмотрщик" коллективных капиталистов, не позволяла рабочим бастовать и подавляло настоящее профсоюзное движение, все это делало китайские товары высоко конкурентоспособными. Теперь, когда китайцы собираются конкурировать с южнокорейскими и японскими товарами, выясняется, что это не так просто сделать, здесь надо годами и десятилетиями завоевывать доверие потребителя. Сделать это за два-три года, как наверно кто-то думал, не получится. Поэтому переходный момент таит в себе определенные риски.

Ну и китайское руководство само поспособствовало тому, что эта проблематика, известная как "ловушка среднего дохода", вышла на поверхность. Об этом действительно очень много говорилось, и кончилось это тем, что многие забеспокоились, а так ли неостановим ход китайского экономического колосса.

Би-би-си: А насколько мы можем доверять цифрам? Конечно, китайская статистика - не северокорейская, но до сих пор существуют некоторые разночтения и в том, как именно она собирается, и в том, насколько ей можно доверять.

А.К.: Этот вопрос служит темой бесчисленных конференций, и копий сломано немало. Да, многие считают, что цифры, поступающие в центр из провинций, с мест, содержат определенное количество "воды". Но даже при определенных скидках все равно ясно, что за последние десятилетия Китай совершил головокружительный скачок. Было сделано очень много для того, чтобы радикально сократить количество нищих - их осталось меньше 100 миллионов человек на полуторамиллиардное население КНР.

Улица Пекина в час пик

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Китайские власти сумели, пусть и не досыта, накормить полуторамиллиардное население

Конечно, есть определенная проблема недостоверности, или, так скажем, "частичной достоверности" этих цифр, но это не главная проблема, которая спровоцировала беспокойство аналитиков и рейтинговых компаний. Главное здесь все-таки, как мне кажется - это переходный момент, когда начинают демонтировать старую модель, которая, собственно, и привела Китай к нынешним экономическим достижениям. И нет уверенности, что Китай успеет вскочить на подножку уходящего поезда - уж очень много конкурентов в том сегменте экономики, где производят высокотехнологичные товары с высокой добавленной стоимостью.

Кроме того, очень важно качество институтов, что тоже признается многими китайскими экономистами. Если раньше высочайшие темпы экономического роста опирались на низкую стоимость труда, ресурсов и возможность экспортировать огромный массив товаров, то теперь совпадение целого ряда обстоятельств бросает вызов возможностям Китая продолжить столь же стремительный рост.

Ну и наконец, многие экономисты напоминают, что в истории экономики не было примеров того, чтобы какая-то страна десятилетиями развивалась столь стремительными темпами. Рано или поздно, как и предсказывали эксперты, Китай приблизится к средним, близким уже к развитым странам темпам роста, и к этой новой реальности нужно готовиться.

Би-би-си: Когда вы переходите от "количественной" экономики, доминировавшей в Китае со времен Дэн Сяопина, к "качественной", то так ли уж важны иностранные инвестиции? Ведь рейтинговые агентства составляют свои рейтинги не для верхушки КПК, а для иностранных инвесторов, а те в прошлом году вложили в Китай немногим более ста миллиардов долларов - капля в море. Не важнее ли, скажем, новые технологии?

А.К.: Давайте обратим внимание, что речь идет даже не о количестве денег, которые поступят в экономику Китая, а о том, что эти инвестиции приносят в Китай менеджерский опыт, брэндинг, возможность выстраивать глобальные сети сбыта. Многие из компаний, приходящих на китайский рынок, создают там и высокотехнологическое производство. Они располагают такой компетентностью и такими знаниями, которые и теперь, спустя почти 40 лет с начала китайского "экономического чуда", все равно крайне востребованы в Китае.

Китайский сборочный цех компании Bombardier.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

В китайском сборочном цеху собирают канадские "Бомбардиры". Когда здесь будут собирать полностью китайские самолеты?

Речь идет о сердцевинном, на мой взгляд, вопросе: сможет ли Китай, опираясь на все свои экономические успехи, превзойти другие развитые страны и стать не просто страной, которая в массовом масштабе воспроизводит те или иные технологические достижения развитых стран? Сможет ли Поднебесная сама стать источником инновационного роста , к чему уже несколько лет призывает партийное руководство? Здесь пока существует большое поле для дискуссий, многие считают, что в каких-то аспектах Китай уже стал инновационной державой, другие в этом сомневаются. Мне кажется, этот вопрос должен быть предметом самого серьезного анализа и обсуждения.