Боль не уходит: 20 лет окончания гражданской войны в Таджикистане

  • Анора Саркорова
  • Русская служба Би-би-си, Душанбе
Таджикистан. Хатлонская область. 26 декабря 1992 г. Жители окрестных кишлаков города Кумсангира покидают зону боевых действий

Автор фото, Соловьев Андрей/TASS

Подпись к фото, Таджикистан. Хатлонская область. 26 декабря 1992 г. Жители окрестных кишлаков города Кумсангира покидают зону боевых действий

27 июня в Таджикистане отмечают 20-ю годовщину со дня подписания в Москве мирного договора между правительством страны и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО).

Гражданская война, длившаяся более пяти лет (1992-1997), стала одним из самых кровопролитных конфликтов на территории бывшего СССР с момента его распада.

По официальным данным, в результате противостояния погибли более 100 тысяч человек, 26 тысяч женщин овдовели и 55 тысяч детей стали сиротами.

Миллионы граждан Таджикистана были вынуждены бежать из республики, спасаясь от репрессий и верной гибели, почти половина населения осталась без крова.

Спустя 20 лет после официального окончания войны люди до сих пор живут воспоминаниями о тех днях.

Известная таджикская поэтесса и писательница Гулрухсор Сафиева написала книгу воспоминаний - "Женщины и война", в которой собраны реальные истории жертв конфликта, испытавших на себе все ужасы военного времени
Подпись к фото, Известная таджикская поэтесса и писательница Гулрухсор Сафиева написала книгу воспоминаний - "Женщины и война", в которой собраны реальные истории жертв конфликта, испытавших на себе все ужасы военного времени

Известная таджикская поэтесса и писательница Гулрухсор Сафиева написала книгу воспоминаний - "Женщины и война", в которой собраны реальные истории жертв конфликта, испытавших на себе все ужасы военного времени.

В интервью Русской службе Би-би-си поэтесса говорит, что сложнее всего на войне приходится женщинам и детям.

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Она призналась, что пережитая боль до сих пор не отпускает ее, она помнит каждую историю, рассказанную ей, помнит всех своих героинь по имени. Писать о войне, которую пережил лично, всегда труднее, говорит писательница, не только потому, что страшно заново переживать трагические моменты, но и из-за опасения быть необъективным и нечестным перед своими читателями.

В тексте содержатся описания сцен, которые некоторым читателям могут показаться шокирующими.

Гулрухсор Сафиева: Любая война начинается с первой пули, но кем бывает выпущена эта пуля, никто не знает. И первая пуля всегда попадает в сердце женщины.

Мне очень нравится поговорка: "Когда воспитываешь мальчика - воспитываешь мужчину, когда воспитываешь девочку - воспитываешь нацию". Пусть меня простит Всевышний и мои читатели, но мою книгу невозможно читать без боли и слез.

Я писала эту книгу два года, а потом не смогла продолжить работу над ней. Это было сильнее меня, слишком много страшной правды.

Время все стирает и притупляет, но только не память. Многих из моих героев уже нет в живых. Перенесенное горе, страдания и унижения не прошли просто так. Им было по 25-30 лет, когда началась гражданская война. Те, что живы до сих пор, также признаются, что живы только наполовину.

Миллионы граждан Таджикистана были вынуждены бежать из республики, спасаясь от репрессий и верной гибели, почти половина населения осталась без крова

Автор фото, Соловьев Андрей/TASS

Подпись к фото, Миллионы граждан Таджикистана были вынуждены бежать из республики, спасаясь от репрессий и верной гибели, почти половина населения осталась без крова

"Мы рассказываем, а ты пиши"

На самом деле, моя книга пришла ко мне. Мои героини находили меня сами, а потом просили выслушать их и начинали рассказывать свои истории.

В те времена я тоже была беженкой. Мне пришлось покинуть родину, потому что меня хотели убить. Сейчас я знаю поименно тех, кто пытался совершить расправу. Я их простила. Пусть рассудит их Бог.

Мои героини - таджикские беженки - жили тогда в Киргизии, Афганистане, Иране, Казахстане, России. Увиденное и пережитое шокировало их, они хотели с кем-то поделиться, чтобы эти истории не были забыты.

Они приходили и говорили: "Мы расскажем, а ты пиши". И я слушала и записывала леденящие душу рассказы, даже не задумываясь над тем, для чего я это делаю.

Каждая новая история проходила через меня, я начинала болеть, трудно было дышать, есть, спать. Мне были понятны их переживания - я была такой же беззащитной беженкой, пострадавшей неизвестно из-за чего. Я пыталась осмыслить, что же такое "человек" и можно ли его называть разумным существом, если он способен на самые отвратительные поступки.

Имена многих моих героинь изменены. Иначе было нельзя. В то время, когда собирались свидетельства очевидцев, было опасно называть имена, регион проживания.

По официальным данным, в результате противостояния погибли более 100 тысяч человек, 26 тысяч женщин овдовели и 55 тысяч детей стали сиротами

Автор фото, Соловьев Андрей/TASS

Подпись к фото, По официальным данным, в результате противостояния погибли более 100 тысяч человек, 26 тысяч женщин овдовели и 55 тысяч детей стали сиротами

"Муж выгнал изнасилованную жену с детьми"

Одну из своих героинь я встретила в Киргизии, в далеком горном ауле. Ее выгнал с детьми муж, который развелся с ней, потому что она была изнасилована. Выгонял ее из родного дома со словами: "Ты грязная".

Ее муж был участником вооруженного противостояния. Его враги решили ему отомстить, изнасиловав жену. Он сам бежал, спасаясь от расправы, оставив ее и детей. После изнасилования и она стала беженкой. Вернувшийся после окончания войны муж, от которого она ждала понимания и поддержки, развелся с ней, обвинив в недостойном поведении.

И вот после этой истории мне расхотелось писать историю о мужчинах на войне. В истории человечества мало примеров, когда женщина объявляла войну и вела ее. Женщину убивают несколько раз - когда убивают детей, мужа, когда уничтожают дом, насилуют, разрушают семью.

Гражданская война, длившаяся более пяти лет (1992-1997), стала одним из самых кровопролитных конфликтов на территории бывшего СССР с момента его распада

Автор фото, Власов Олег/TASS

Подпись к фото, Гражданская война, длившаяся более пяти лет (1992-1997), стала одним из самых кровопролитных конфликтов на территории бывшего СССР с момента его распада

"До конца жизни у нее над стареньким советским телевизором были вывешены фотографии ее убитых сыновей"

Пожалуй, страшнее всего для женщины-матери смерть детей. На таджикской войне были убиты сотни тысяч людей, у всех были матери, которые пережили их смерть.

Моя героиня по имени Рохила жила в Хатлонской области, на юге Таджикистана. Здесь велись активные боевые действия в годы гражданской войны. В один из дней в дом к Рохиле наведались знакомые. После короткого разговора увели ее сыновей. Она надеялась, что все выяснится, и их отпустят. Они ведь простые люди, работавшие в колхозе. Но сыновей долго не было, и женщина ушла искать детей.

Идет война, вокруг стреляют, а она занята поисками. Тела двоих старших сыновей она нашла среди лежавших на обочине тел. Сама притащила домой и сама похоронила. А вот младшего не было среди убитых. Она надеялась, может, он жив.

Он вернулся домой через несколько дней. Его, завернутого в грязное одеяло, принесли соседи. Она подбежала к нему, прислонилась к груди и слышит биение сердца. Женщина начала кричать: "Мой сын жив".

Но ее очень удивило, что сын холодный, хотя слышно, как бьется сердце. Может, он в коме? Правда оказалась страшнее. Сына Рохилы нашли у реки. Внутрь тела каким-то образом пролезла рыба. Когда ее достали, она с размаху бросила ее.

Позже она мне говорила, что очень сожалеет об этом. Надо было рыбу сохранить, чтобы ездить с ней по миру и показывать людям, чтобы они поняли, как бессмысленна и страшна война.

Дома Рохилу ждали три вдовы и пятнадцать внуков. Одна из невесток была беременна, но об этом никто не знал. Женщина на похороны надела чапан мужа(национальный стеганный халат - прим. Би-би-си). Так все поняли, что она ждет ребенка. Родилась девочка, которую назвали Интизор, что в переводе значит "ожидающая".

До конца жизни у Рохилы над стареньким советским телевизором были вывешены фотографии ее убитых сыновей. Она каждое утро с ними здоровалась, говорила с ними, читала молитвы в этой комнате.

Когда женщине исполнилось 90 лет, она совершила хадж - паломничество в Мекку. После возвращения один из знакомых пригласил женщину в гости. Но дети стали просить маму отказаться от приглашения. Рохила была удивлена и потребовала объяснений. Дети рассказали матери, что приглашавший ее в гости знакомый и был убийцей ее сыновей.

Она подозвала к себе сына и сказала ему: "Я вернулась из хаджа. Я пришла от Бога, который учит нас прощать, а не наказывать".

Женщина простила убийцу своих детей. Какую же силу нужно иметь, чтобы не мстить.

Зимой 1995 года после прекращения поставок в республику газа из Узбекистана люди буквально замерзали

Автор фото, Жуков Сергей/TASS

Подпись к фото, Зимой 1995 года после прекращения поставок в республику газа из Узбекистана люди буквально замерзали

"Историй, полных трагизма и ужаса, было очень много"

Другая моя героиня по имени Садаф много лет мечтала о ребенке. Она несколько раз была замужем, но детей завести не смогла. И вот спустя много лет наконец у нее родился долгожданный ребенок.

В самый разгар войны Садаф, ее пятилетняя дочь и еще десятки женщин с детьми пытались переплыть Пяндж на плоту, чтобы добраться до Афганистана. Тогда многие спасались подобным образом.

Когда плот, на котором плыла Садаф и ее дочь, почти достиг афганского берега, начался обстрел. Плот перевернулся, все, кто был на нем, утонули.

Садаф и ее дочь тоже оказались в воде. Женщина смогла ухватиться за какой-то куст. Ее дочь тонула, она просила мать о помощи, звала ее. Женщина понимала, что если она разожмёт кулак и отпустит куст, она утонет вместе с дочерью, которой уже невозможно помочь.

Единственный, долгожданный ребенок утонул на ее глазах. Позже она мне призналась: "Люди лгут, когда говорят, что ребенок дороже жизни. Оказывается, на грани между жизнью и смертью собственная жизнь становится дороже".

Садаф рассказала свою историю, не боясь осуждения. Действительно, разве могут окружающие осудить ее сильнее, чем она сама себя.

Как она продолжает жить с этим страшным грузом памяти - трудно представить.

Не дай Бог такое пережить и оказаться перед таким выбором.

Если бы я сейчас начала писать эту историю, книга была бы намного более сильной и жесткой. Тогда у меня не было сил, желания, энергии. Тогда у меня было желание осуждать, а теперь я могу осмыслить и обсудить.

У меня есть продолжение этих историй. Но я вряд ли ее допишу и опубликую. Нет сил возвращаться к этим историям.

Гражданская война в республике начала разгораться еще до развала СССР, митинги проходили в Душанбе всю вторую половину 1991 года

Автор фото, Фото ИТАР-ТАСС

Подпись к фото, Гражданская война в республике начала разгораться еще до развала СССР, митинги проходили в Душанбе всю вторую половину 1991 года

"Великий праздник"

27 июня - день подписания мирного соглашения в Москве - великий праздник.

Люди не хотят вспоминать войну. Слишком страшно заново переживать тот ужас.

Любая война убивает человека в человеке. Жизнь - это трагедия, которую не надо играть, ее надо пережить. Война, несмотря на всю абсурдность, должна делать человека лучше, мудрее.

Война разделила людей на жертв и палачей. И все мы нуждаемся в помощи. Нас всех надо лечить - и 90-летнего старика и младенца в чреве матери, потому что и он через мать испытал огромный страх и стресс. Плохо, что нет психологов, специалистов, способных помочь миллионам, пережившим страшные моменты.

"Никогда не будет ни одной правдивой истории, если они написаны свидетелями войны"

Сейчас расследуются многие дела того времени, и оказывается, что очень часто в убийствах принимали участие знакомые, соседи, жившие бок о бок всю жизнь. Что заставляло людей так поступать? Оказывается, это может быть просто зависть, жадность, клочок земли, должность, чей-то приглянувшийся дом, дочь, которую не выдали замуж за кого-то, или неосторожное слово, которым когда-то обидели. Вот причины сведения счетов. Ведь они ничтожны. Не так ли?

Никогда не будет ни одной правдивой истории, если они написаны свидетелями войны. Все рассказы будут односторонними. У каждого из нас - своя правда.

Я очень боялась быть необъективной. Старалась быть максимально беспристрастной, но и я была необъективна, потому что не забыла, как поступили со мной.

Не ждите абсолютно беспристрастных историй. Необходимо время. Мы растем вместе со своей ненавистью и любовью. Не ждите сейчас честных книг. Еще очень рано.

Мы все ошибаемся. Мы многое делаем совершенно искренне, а потом понимаем, что это было ошибкой. Мы же люди. А прожить совершенно чистую и правдивую жизнь - вряд ли возможно.