Зарина Юнусова: я никогда не прощу того, что со мной сделали

  • Анора Саркорова
  • Русская служба Би-би-си, Душанбе
Зарина Юнусова

Автор фото, bbc

Подпись к фото,

"Я до сих пор помню, как держала его на руках, чувствовала тепло его тела и видела, как он улыбался мне"

Зарина Юнусова, мать пятимесячного младенца, скончавшегося в Петербурге, после того как он был насильно отобран у родителей российскими полицейскими, призывает власти России и всех неравнодушных к ее горю россиян провести объективное расследование причин смерти ее ребенка и пересмотреть ранее принятые решения по этому делу.

Кроме того, молодая женщина обратилась к таджикским властям, которые по ее словам, должны быть смелее в отстаивании интересов граждан Таджикистана.

После возвращения на родину и похорон своего сына Зарина Юнусова вернулась в родительский дом в далеком, горном селении Кандак, в Оби-Гарме, что на востоке Таджикистана.

Родные и близкие молодой женщины полагают, что так ей будет легче пережить потерю ребенка и избавиться от мучительных воспоминаний о пережитом за последние полтора месяца.

"Я постоянно прокручиваю в памяти тот злополучный день. Вспоминаю, как к нам пришли в шесть часов утра представители власти. Как у меня отнимали ребенка. Я не хотела его отдавать, я сопротивлялась, кричала, плакала, просила, меня тащили по полу, но ребенка все-таки отняли. Это была наша с ним последняя встреча. Я до сих пор помню, как держала его на руках, чувствовала тепло его тела и видела, как он улыбался мне. Я никогда этого не забуду и не прощу тем, кто такое сотворил со мной", - говорит Зарина.

Камера, штраф, депортация

Встретившись с Зариной у ворот ее дома, я заметила, что сильно исхудавшая молодая женщина немного прихрамывает. Ее родственники объяснили, что в питерском отделении, куда ее доставили с ребенком, ей повредили два пальца на ноге.

"Это случилось, когда отбирали ребенка. В процессе борьбы за маленького Умарали у Зарины были травмированы два пальца. Почему-то МВД России показали только видеокадры, на которых сотрудница российской полиции укачивает ребенка, но не стали публиковать эпизод, когда ребенка отбирали. Показали бы всему миру, как они это сделали", - говорит Назар Бобоеров, родственник Зарины Юнусовой.

Пятимесячный Умарали Назаров скончался при невыясненных обстоятельствах в ночь на 14 октября, после того как был отнят в отделении полиции УМВД по Адмиралтейскому району Петербурга у своей матери, 21-летней Зарины Юнусовой, задержанной за нарушение миграционного законодательства.

Женщину поместили в камеру временного содержания. В тот же день судебные органы оштрафовали Зарину на 5 тысяч рублей и приняли решение о выдворении таджикской мигрантки из России.

По словам родных Зарины, женщина пыталась найти своего сына, однако в отделении полиции адреса медицинского центра, куда был доставлен малыш, ей не дали.

Спустя сутки родителям сообщили о смерти Умарали Назарова.

Причина смерти

Могила Умарали Назарова

Автор фото, bbc

Подпись к фото,

Умарали Назаров был похоронен 15 ноября в селении Бобои Вали Файзабадского района

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Согласно заключению бюро судебно-медицинской экспертизы Петербурга (БСМЭ), причиной смерти пятимесячного Умарали стала генерализованная вирусная цитомегаловирусная инфекция.

Родные ребенка с официальной причиной смерти категорически не согласны. На руках родителей имеются многочисленные справки из поликлиники, где малыш периодически проходил медицинское обследование. Они свидетельствуют о том, что мальчик был абсолютно здоров.

Умарали был первенцем в семье Рустама Назарова и Зарины Юнусовой. Молодые люди не были знакомы до свадьбы. Невесту нашли по рекомендации родственников.

Как это обычно бывает во многих таджикских семьях, Рустам Назаров через несколько месяцев после свадебных торжеств уехал в Россию на заработки, позже к нему присоединилась жена.

"Мы очень хотели детей. Я приехала к мужу, забеременела уже в России, родила ребенка в Санкт-Петербурге. Я занималась малышом, общалась только с членами своей семьи, почти не выходила из дома, только с мужем посещали поликлинику, где проходил осмотр малыш. Я ничего не знаю про миграционные законы, правила, нарушения. Всеми этими вопросами занимался муж", - вспоминает Зарина.

"Ненависти нет, есть обида"

Зарина Юнусова выросла в многодетной семье. У нее есть еще девять братьев и сестер. Окончить школу она не смогла. Учебное заведение расположено в пяти километрах от дома. Детям приходится тратить на дорогу почти три часа по горным склонам, поэтому многие дети в селении не учатся.

Большая часть девочек, не посещающих школу, проживает именно в отдаленных сельских районах. Причем, если в начальных классах число девочек и мальчиков примерно одинаковое, то в старших классах, как говорят местные учителя, девочек гораздо меньше. Нередко родители принимают решение, что дочь после окончания обязательного девятого класса должна бросить школу и готовиться к скорому замужеству.

При этом на селе ценятся неграмотные невесты: они безропотны, покорны и материально полностью зависят от семьи мужа.

К мужу в Россию Зарина Юнусова отправилась без страха. До поездки о России она знала очень мало, но и предположить не могла, что с ней может приключиться какая-то беда.

"После всего того, что случилось, я никогда больше не поеду в Россию. Разве можно забыть то, что сделали со мной, как поступили? Ненависти нет, но обида эта сохранится на всю жизнь", - говорит женщина.

Власти не приехали

Тело пятимесячного Умарали Назарова было доставлено в Душанбе 15 ноября, в тот же день его похоронили в селении Бобои Вали Файзабадского района, на востоке страны, откуда родом отец малыша. Встретить родных пришли только несколько журналистов иностранных и независимых местных СМИ.

Родные и близкие младенца в течение нескольких часов дожидались представителей министерства здравоохранения, МИД и генеральной прокуратуры Таджикистана, однако никто из них так и не явился на встречу с семьей Назаровых. И это несмотря на обещания консульства Таджикистана в Санкт-Петербурге о том, что их встретят, а также о том, что будет проведена судебно-медицинская экспертиза.

Представители официального Душанбе приехали к Зарине Юнусовой через несколько дней.

По запросу МВД Таджикистана мать погибшего малыша сдала анализ крови, результаты которого будут известны через неделю.

Кроме того, сотрудники таджикской милиции приняли заявление молодой женщины, в котором Зарина Юнусова просит о возбуждении уголовного дела по факту гибели Умарали Назарова, а также привлечении к ответственности сотрудников российской полиции и врачей больницы имени Цимбалина, виновных, по ее мнению, в инциденте.

В своем исковом заявлении Зарина Юнусова также требует от российской стороны выплаты материальной компенсации в размере 10 млн. рублей.

"Я хочу знать причину смерти своего ребенка. В МВД Таджикистана мне объяснили, что кровь необходимо сдать, потому что нужно положить конец всем слухам и доказать, что я здорова, и ребенок был здоров. На вопрос о том, почему соответствующие органы не приехали в день прилета, и не провели независимое обследование, нам ответили, что они не знали о прибытии семьи в Таджикистан", - рассказывает Зарина Юнусова.

Замять дело, скрыть виновных

Каримджон Еров
Подпись к фото,

Каримджон говорит, что Душанбе пытается замять дело Умарали

В следственном отделе по особо важным делам МВД Таджикистана Русской службе Би-би-си отказались прокомментировать детали дела, пока идет следствие.

По словам Каримджона Ерова, президента российского некоммерческого партнерства "ЭТМОС", результаты экспертизы по делу о гибели Умарали, ничего не решат.

"Россия никогда не признавала медицинские документы Таджикистана. Все справки, полученные таджикскими гражданами на родине, российской стороной не признавались, несмотря на договоренности. Но в данном конкретном случае Россия признает результат, о котором заранее могли договориться стороны. Результат, обвиняющий семью, который поможет сохранить лицо во имя так называемого стратегического партнерства", - считает Каримджон Еров.

По его словам, Душанбе тоже не заинтересован в разборе этого дела и сейчас всячески пытается его замять.

"Консульство Таджикистана в Петербурге неоднократно заявляло о намерении провести независимую судмедэкспертизу. Однако позже представители таджикского посольства утверждали, что никогда таких обещаний семье Назаровых не давали. На днях в Санкт-Петербурге появился человек, представившийся работником МВД Таджикистана и заявивший, что он приехал задержать и отправить на родину таджикских граждан - организаторов митинга у консульства Таджикистана в Петербурге. Не уверен, что таджикским гражданам нужно таджикско-российское партнерство, построенное на унижении, бесправии и смертях граждан Таджикистана", - отмечает президент "ЭТМОС" .

В генеральной прокуратуре Би-Би-си сообщили, что надзорное ведомство не возбуждало уголовное дело по факту смерти таджикского младенца и в данный момент не проводит никаких следственных мероприятий на этот счет.

"Таджикская сторона на уровне правительственных структур очень зависима от российской, потому какого-то противостояния между ними, даже по поводу матери умершего ребенка, ожидать вряд ли стоит. Что касается наказания виновных в России, то ход расследования очевидно демонстрирует нежелание этого делать. К примеру, депортация матери младенца уже о многом говорит. Вполне может оказаться, что ведомственные интересы возобладают над законностью и элементарными общечеловеческими ценностями. Если не удастся сейчас отстоять дело Умарали, то в будущем мы можем увидеть множество таких историй по всей России", - подчеркивает Антон Евстратов, российский политолог.