Народ и банки – не едины

Банковская система Узбекистана самая уродливая на планете – к такому выводу пришли многие журналисты, 5 мая посетившие пресс-конференцию, организованную Центральным банком республики, более напоминавшую парадный самоотчет, нежели объективный анализ реальной ситуации.

К примеру, банкиры с гордостью сообщили, что 50 процентов всех выплат населению сегодня проходят через пластиковые карты. А самих пластиковых карт в республике сегодня аж 14 миллионов. С той же гордостью представителям прессы поведали, что сегодня в Узбекистане «в многолюдных местах установлено свыше двух тысяч банкоматов». И это на страну с населением в 30 миллионов человек! Спрашивается, чем гордиться? Один банкомат на 15 тысяч человек, причем, практически без возможности обналичить хотя бы малую часть денег с карты. Умолчали банкиры о том, что снимают наличные с пластиковой карты только с непременным «откатом» в размере 20 процентов от суммы.

Упомянув о том, что в ряде развитых стран заработную плату на пластиковые карты получают свыше 90 процентов населения, представители ЦБ почему-то не сказали, что в этих странах нет различия в цене на товары, приобретаемые за наличный или безналичный расчет. В Узбекистане разница в ценах варьируется в пределах 25-40 процентов, что свидетельствует о высокой доле теневого сектора экономики, который, по мнению предпринимателей и серьезных экономистов в девять раз превышает легальный сектор. Расширению теневого сектора экономики способствует и банковская политика, сложившаяся в стране. С ее многочисленными ограничениями, вынуждающими бизнес действовать в обход закона.

За свое несомненное достижение выдали банкиры поступление в кассы банков наличных денег с предприятий сферы услуг и розничной торговли. Согласно официально озвученной информации, только за три месяца этого года число объектов, обслуживаемых службой инкассации, выросло на 1,1 тысячи, а их общее количество достигло 115,6 тысяч. При этом банкиры стыдливо умолчали, что расходы на принудительную инкассацию только в виде оплаты труда инкассаторов и затрат на автомобильный транспорт в разы превышают размеры денежных средств, доставленных в кассы банков. Если учесть, что ЦБ еще и решил пересадить всех инкассаторов на американские автомобили местной сборки, которые в три раза дороже российских УАЗиков, не трудно подсчитать, насколько еще станет дороже инкассирование ежедневной выручки.

На пресс-конференции банкиры ни словом не обмолвились об отсутствии в Узбекистане возможности свободного конвертирования денежных средств, равно как и свободного движения капитала. Не объяснили, почему только в нашей стране существуют три курса национальной валюты – официальный, курс «черного рынка» и биржевой (клиринговый). С чего берется такая разница в курсах? К примеру, Центральный банк считает, что 1 доллар США сегодня стоит 2500 сумов, но, чтобы официально купить его на бирже, предпринимателю необходимо выложить за доллар 4900 сумов.  

Многое, о чем банкиры предпочитали не говорить. Например, как быть со слухами о слишком успешной коммерческой деятельности одного из сыновей председателя Центрального банка, занимавшего пост начальника областной милиции? По каким финансовым схемам работают лица, приближенные к влиятельным персонам в руководстве страны, что очень быстро становятся самыми богатыми и успешными? И так далее, и тому подобное.

Впрочем, о чем это я? В Узбекистане давно так сложилось, что народ обеспечивает благосостояние конкретных банкиров, а не банкиры способствуют повышению степени финансового комфорта народа и развитию экономики государства.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное